Рассказ о жизни и подвиге отважного северянина

Фото: Публичная библиотека имени Тана-Богораза
Весной 2022 года под Выборгом в Ленинградской области поисковики группы «Заслон-2» установили имена 540 солдат и офицеров 21-й общевойсковой и 13-й воздушной армии, погибших летом 1944 года. Руководитель отряда Сергей Пищулин предложил увековечить память бойцов. Среди них был и летчик, призванный из Магаданской области, Тимофей Елков, единственный пилот-штурмовик - чукча по национальности, о чем сообщил Пищулин. Сегодня имя летчика высечено на гранитной плите на воинском мемориале Выборга «Петровка».
Тимофей Елков родился в 1914 году в Уэлене, он был членом первого аэроклуба Чукотки. В самом начале войны обслуживал авиатрассу в аэропорту на мысе Шмидта, по которой летчики перегоняли ленд-лизовские самолеты из США. Как только началась Великая Отечественная, он просился добровольцем на фронт. В 1944 году его направили в Сасовское авиационное училище, которое он тогда же и окончил.
В официальных документах сообщалось, что летом 1944-го летчик Елков и бойцы Красной армии громили финнов. В дни наступательной операции они пробили несколько мощных полос обороны противника. Елков летал на ночном бомбардировщике У-2, а затем на штурмовике Ил-2. Наносил удары по оборонительным сооружениям, по скоплению живой силы и техники противника на Карельском перешейке.
Тимофей Андреевич часто писал жене и детям с фронта. В перерывах между боями, случалось, на крыле самолета, перед вылетом на боевое задание. Вот строки одного из писем:
«Фашисты стягивают к нашему участку фронта свои войска и технику. А мы громим их сверху. Подъем в 3 часа ночи, в 5 утра - вылет. В полетах со мной командир Василий Мыхлик. Самолетом управляем хорошо, спокойно и легко, не теряемся в любой обстановке. Я чувствую, очень изменился здесь, на фронте, а что же - и пора. В этом году мне ведь стукнет 30. Мечтаю о дне, когда разгромим фашистов и окончится война, и мы вместе отпразднуем победу».
26 июня самолет Тимофея Елкова сбили в районе Беличьих гор недалеко от Выборга. Его атаковала тройка «мессеров», когда он наносил меткие штурмовые удары с неба по противнику. Неравный бой закончился гибелью героя.

Фото с сайта Чукотского окружного музея
Газета «Правда» от 15 июня 1944 года, за 11 дней до гибели, сообщала о Тимофее Елкове:
«Боевое крещение получил сегодня молодой пилот, уроженец Севера, летчик Елков. Во время налета на вражескую станцию в его самолет попал снаряд, повредивший масляную систему. Летчик продолжал выполнять боевое задание. А затем благополучно дотянул до своего аэродрома. За тот бой, а также за другие девять успешных боевых вылетов, начиная с 9 июня, он получил орден Красной Звезды, когда не прошло и месяца после его прибытия на Карельский перешеек».
До войны Тимофей Андреевич работал переводчиком, участвовал в спасении челюскинцев. В 1937-м ему поручили выбрать юношей на курсы летчиков. И он организовал сбор средств для приобретения учебного самолета со всем снаряжением.
В первую пятерку «воздушных каюров» вошли Савва Шитиков из Еропола, Дмитрий Тымнетагин из Уэлена, Анатолиий Кеутувги с острова Айон, а также Филимон Верещагин из Марково и самый старший из них Тимофей Елков.
Руководитель поисковой группы «Заслон-2» Сергей Пищулин рассказывал, что по документам 26 июня летчик Елков не вернулся с задания. Но есть сведения, что его самолет ударился в скалу в районе местечка Пиртти - современная Петровка. Место падения и детали машины хотелось бы обнаружить. Есть надежда на ответ из Центрального архива Министерства обороны, куда отправлен запрос, поскольку для штурмовиков действовало правило детализировать момент гибели самолета, вплоть до квадрата падения. Но что могло остаться от горящего Ил-2 с боезапасом?
Сейчас имя Тимофея Елкова, как и погибшего вместе с ним воздушного стрелка Григория Глебова, значится в электронных списках воинского захоронения №30 «Петровка».
В известной повести Тихона Семушкина «Чукотка» (12+) повествуется, что с юных лет Тимофей Елков болел техникой:
«Волнение охватило его, но, овладев собой, он молча скрылся в кабине, проверил рычаги управления и дал газ. Изумленные люди замерли. С невероятной быстротой самолет бежал по снегу, и вдруг между ним и землей образовался просвет. Самолет с ревом взмыл вверх».
В повести Елкову уделено немало страниц, где он показан страстным любителем техники.
«Все так и было, как написал Тихон Семушкин, - подтверждала позднее вдова летчика Федора Анемподистовна, встречавшаяся с писателем. - И про то, как он еще школьником в Уэлене работал во время летних каникул на колхозной шхуне «Октябрина» механиком, и про то, как сам научился чинить часы, и про учебу в аэроклубе».
Первый в округе аэроклуб в Анадыре был создан по инициативе командира чукотского подразделения полярной авиации Михаила Каминского в 1938 году. Елков занимался с большим увлечением, успешнее других осваивал программу, помогал товарищам. Первый прыжок он совершил в январе 1939 года.
«Когда я впервые увидел самолет в Уэлене, а в кино спускающихся на парашютах людей, удивился. Мне казалось, прыгать с высоты страшно. И я думал, что выучусь и прыгну с парашютом... И прыгнул! Казалось, будто я держусь на месте, не спускаясь, а потом увидел, что земля стала ближе, и увидел бегущих ко мне товарищей. Интересно держаться на высоте!» - рассказывал жене Елков.
Как вспоминал Михаил Каминский в книге «В небе Чукотки» (12+), он показал отличные знания конструкции самолета, двигателя, приборов, основ аэродинамики, аэронавигации, метеорологии:
«Технику пилотирования проверял начальник Управления полярной авиации Герой Советского Союза Илья Мазурук. Елков послушно выполнял штопор, вираж, переворот.
- Здорово, но ты не зазнавайся. Надо понять тактику и стратегию полета, - учил Герой Советского Союза».
Эти слова Тимофей не забывал, продолжая образование в Тамбовской школе Гражданского воздушного флота, и когда работал в аэропорту на мысе Шмидта, обслуживая авиатрассу Алсиб. Помнил Елков о напутствии Мазурука, сражаясь в Ленинградской области.
«Облака висят низко, штурмовик Василий Мыхлик принимает решение идти над облаками, - пишет в книге Михаил Каминский. - На подступах к станции немцы встречают экипаж ураганным огнем. Елков дает длинную очередь и накрывает вражеское зенитное орудие, оно замолкает. Несмотря на яростный огонь, удается поджечь фашистский эшелон. Пламя взрывов и черный дым подтверждают, бомбы угодили в цель. Вдруг напарник Елкова заметил, что не может шевельнуть правой ногой.
- Тима, я ранен! - через силу кричит Василий.
Двойная ответственность за командира и машину удесятеряет силы Тимофея. Взяв управление самолетом на себя, ведет его на малой высоте, стараясь прикрыться высокими елями карельских лесов и использовать каждую складку местности. Если выше подняться, больше шансов встретить фашистские истребители.
- До аэродрома дотянешь?.. - спрашивает Василий.
- Дотяну, командир! - бодро ответил Тимофей.
И он дотянул, задание выполнил. Василия Мыхлика увезли в госпиталь».
После того случая все пилоты эскадрильи называли Елкова «стариком» - за находчивость и хладнокровие. В эскадрилье между Тимофеем и другими «стариками» не делали различия.
В 2014-м житель Анадыря майор ВВС в отставке Сергей Сыпков при содействии шахты «Угольная» и компании «Планум» бюст Тимофея Андреевича Елкова, отлитый в бронзе скульптором Алексеем Игнатовым по восстановленному студией военных художников имени Митрофана Грекова макету, торжественно открыл в Угольных Копях.
Его имя присвоено теплоходу, Центру образования, на стене которого установили мемориальную доску летчику. Теперь же имя Елкова увековечено и там, где его жизнь обрела высший смысл - недалеко от Выборга.






Сетевое СМИ (сайт) Издательский дом «Магаданская правда» (ИД МП) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г.
Регистрационный номер: Эл № ФС77 — 76190
Главный редактор: Сидорова Е.В.
Учредитель: Областное государственное автономное учреждение «Издательский дом «Магаданская правда».
Директор Кончева Е.А
Связь с редакцией: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Тел. +7 (4132) 20-21-04
685000, Магаданская обл., г. Магадан, пер. Школьный, д. 3
© ИД «Магаданская правда», 2013-2019. Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции. Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.
Смещение времени на сайте относительно московского: +8 ч.
ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ САЙТА: 12+
Политика в отношении обработки персональных данных