День в истории – 1 ноября

Железная дорога Магадан – Новая Палатка. Состав ведет паровоз «ВП-1». 1955 год / Фото: kolymastory.ru
1 ноября 1940 года газета «Советская Колыма» сообщила о начале прокладки узкоколейной железной дороги Магадан – Палатка. Решение об этом приняли и закрепили документально еще в начале года. Необходимость постройки местных железных дорог была продиктована острой нехваткой строительных материалов и топлива для строящегося города. Прежде всего, по железнодорожным путям возили необходимые для этого лес и уголь.
Благо, опыт у колымчан был, первая линия по долине реки Магаданки была запущена еще в 1933 году, а к началу 1940-х у нее появились ответвления. Паровозы ходили со скоростью 15 километров в час, но при хорошем состоянии железнодорожного полотна разгонялись и до 30 километров. В выходные дни Лесной отдел предоставлял один из паровозов городским организациям для перевозки магаданцев к местам экскурсий и отдыха.
Когда же в 1940 году был подписан приказ о строительстве узкоколейной дороги Магадан – Палатка, началась работа на совершенно другом уровне. Первый участок был сдан в эксплуатацию в 1941 году, но из-за войны и тяжелого послевоенного времени полностью закончили работу только к 1949 году. К сожалению, до наших дней эта и другие узкоколейки Колымы не сохранились. Их признали нерентабельными в 1950-х.
«За истекшие пять лет Дальстрой проделал под руководством ЦК ВКП(б) и лично товарища Сталина огромную работу в исключительно трудных условиях. Выявлены основные природные богатства района, добыча россыпного золота достигла таких размеров, что Дальстрой выдвинулся на первое место среди промышленных районов Союза, - отмечалось в соответствующем распоряжении. - В связи с пятилетием Дальстроя директору Дальстроя товарищу Берзину и начальнику Севвостлага НКВД товарищу Филиппову приказываю освободить досрочно 300 человек заключенных и сократить срок от шести месяцев до трех лет 1500 заключенным-стахановцам, показавшим лучшие образцы работы и поведения в лагере».
Важно понимать, что строительство нового корпуса на проспекте Карла Маркса начиналось еще в 1983 году, но оказалось заморожено в знаковом для города и всей страны 1991 году. В народе громаду из прошлого тысячелетия с пустыми окнами и голосом гуляющего ветра так и окрестили – «Памятник Перестройке». Но на исходе 2024 года здание наконец-то достроили, подарив студентам библиотеку, столовую, спортивный зал, мастерские и лаборатории.







Сетевое СМИ (сайт) Издательский дом «Магаданская правда» (ИД МП) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г.
Регистрационный номер: Эл № ФС77 — 76190
Главный редактор: Сидорова Е.В.
Учредитель: Областное государственное автономное учреждение «Издательский дом «Магаданская правда».
Директор Кончева Е.А
Связь с редакцией: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Тел. +7 (4132) 20-21-04
685000, Магаданская обл., г. Магадан, пер. Школьный, д. 3
© ИД «Магаданская правда», 2013-2019. Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции. Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.
Смещение времени на сайте относительно московского: +8 ч.
ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ САЙТА: 12+
Политика в отношении обработки персональных данных