Top.Mail.Ru
Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
21 марта 2025 | 12:15

Секреты оживления марионеток раскрыла артистка из Магадана

Международный день кукольника отмечают 21 марта

kukla 21032025 1

Фото Ивана САГИНБАЕВА

История кукольного театра уходит своими корнями в древние времена. Его истоки находят даже в языческих обрядах и играх с фигурками, олицетворявшими богов. Но в нашей публикации речь пойдет о дне сегодняшнем и о том, как живет на Колыме современный театр Карабаса-Барабаса.

Кто хоть раз бывал в областном театре кукол, согласится, что уже в холле среди ярких декораций охватывают невероятно теплые чувства. Кажется, будто ты попал на какую-то средневековую площадь - все напоминает волшебную сказку, погрузившись в которую можно снова взглянуть на мир глазами ребенка. Именно здесь автора этих строк встретила заведующая музыкальной частью театра Мария Колодницкая, с ней мы побеседовали об этой творческой профессии, которая дарит ребятишкам, да и взрослым тоже, массу ярких позитивных эмоций, учит добру, человечности, верной дружбе и любви.

Трансляторы эмоций

Путь к профессии Мария Колодницкая начала, будучи ученицей Синегорской основной общеобразовательной школы. Любила участвовать в спектаклях, петь и танцевать. В общем, окунулась в творческую жизнь с головой и, как показало время, уже навсегда.

«Когда я окончила 11 классов, у меня была цель поступить в Магаданское училище искусств (ныне Колледж искусств). После него я захотела учиться дальше по специальности и окончила Хабаровский государственный институт культуры, - рассказывает Мария Колодницкая. - Куратором курса был профессор Валерий Лебединский, который тесно сотрудничал с руководителем образцового детского театра кукол «Сюрприз» Людмилой Зинкиной, и весь наш курс постепенно проходил у нее практику, и мы как-то так сдружились все вместе. Потом я даже работала вместе с ней какое-то время. А когда вернулась назад в Магадан, уже не могла представить себя без куклы в руке. Так вот и работаю 14 лет в нашем театре».

Куклы - это что-то удивительное. Многие думают, что это просто каркас и материя, сделанные по подобию человека или животного. Но как бы не так. В них точно скрыто волшебство.

«Зачастую актер-кукловод работает и живым планом, и куколкой. Нужно через нее передать эмоцию, а это вдвойне сложнее. Когда ты работаешь живым планом, как мы это называем, ты можешь и мимику подключить, и руки, и движения, а чтобы у куколки появилась какая-то эмоция, тебе нужно эту эмоцию обязательно пропустить через себя, - продолжает собеседница. - У куклы ведь лицо зачастую статичное, и надо долго учиться, чтобы передать эмоцию неодушевленному предмету. Я считаю, это чуть более сложная задача, чем работать актером драматического театра. Конечно, есть везде свои плюсы и минусы, но мы работаем не только куколками, но и живым планом. То есть сочетаем в себе, грубо говоря, две профессии сразу».

К слову, театральные куклы делятся на верховые и низовые. Первые - это перчаточная, тростевая, механическая, мимирующая, они находятся выше актера. Низовые куклы управляются сверху: марионетка и планшетная (паркетная). А еще есть теневая кукла - это плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который является сценой теневого театра.

Она живая

IMG 6093

Фото: архив "МП"

Дабы научиться магии оживления кукол, нужно постичь секреты мастерства и постоянно это мастерство отрабатывать, чтобы, скажем так, руки не застаивались - от их ловкости, как у фокусников, зависит многое.

«Есть специальные тренинги, где ты учишься, чтобы кукла садилась, вставала, ходила. И мы все это, опять же, пропускаем через себя. То есть кукла повторяет все те же движения, что делаем мы. И все это, каждое движение, тщательно отрабатывается. Это называется техника кукловождения», - поясняет собеседница «МП».

Каждый «житель» театра, как и все обычные люди, абсолютно разный: у каждого свой характер, манера поведения, свой голос, индивидуальная, присущая только ему, хоть и нарисованная, мимика. Даже чувства все куклы испытывают по-разному. У каждой есть своя предыстория, повлиявшая так или иначе на персонажа, и это тоже, конечно, учитывается. Поэтому образы получаются разные. Нет двух похожих.

«У нас много разных видов кукол: тростевые, перчаточные, марионетки, паркетные. Они все работают по-разному, и к каждой кукле нужно привыкать, - отмечает Мария Колодницкая. - Да, есть определенные наработки, по которым ты понимаешь, как определенный вид работает, но к каждому все равно нужен отдельный подход, потому что где-то, например, гапит (приспособление для управления. - Прим. авт.) отличается, где-то длина рук, да и ходят они по-разному. Поэтому работа актера над ролью очень кропотлива, но именно благодаря ей кукла оживает».

В среднем подготовка персонажа к выходу в спектакль занимает около двух недель, когда актер тщательно работает над образом, чтобы куколка стала полноценным героем и запомнилась зрителям.

«Мы берем своего персонажа, идем в зеркальную комнату и отрабатываем каждое движение: как куколка ходит, садится, говорит. Смотрим, как она работает, и ищем какие-нибудь штучки веселые, интересные, чтобы этот персонаж был ни на кого не похож, - воодушевленно делится Мария Колодницкая. - Как мы любим говорить, век живи - век учись. Актер должен совершенствоваться, постоянно смотреть и пробовать что-то новое, чтобы быть всегда в теме. Конечно, если ты долго не работаешь тростевыми куклами, все равно не забудешь, как ими управлять, но небольшие нюансы все же придется отрабатывать заново».

Не любить нельзя

kukla 21032025 3

Фото Ивана САГИНБАЕВА

Работа с каждой куклой по-своему трудна. Кому-то, к примеру, тяжело даются тростевые персонажи, потому что нужно определенным образом держать трости: их две, а рука у актера для управления остается одна, и руки куклы должны работать за счет одной руки кукловода. Кому-то сложно с марионетками, поскольку они управляются с помощью множества ниточек, одни отвечают за голову, другие - за туловище, третьи - за руки и ноги.

«Лично мне они даются с трудом. Восемь ниток сверху, и ты пытаешься запомнить, где эта ножка поднимается, за какую нитку, а они все одинаковые. И тут только наработка помогает», - отмечает собеседница.

А вот на вопрос: «Есть ли у вас любимые куклы?» - опытный кукловод отвечает: «Все они любимые!»

«Любим мы их, конечно, всех, потому что кукол не любить нельзя. Мы же их оживляем, вкладываем частичку себя, да и они тоже чувствуют, что ты с душой, с сердцем, с теплотой к ним относишься, как бы странно это ни звучало. И взамен куколка тебе даст хороший результат. А если ты ее не будешь любить, будешь небрежно бросать, то, конечно, ничего хорошего не выйдет. Есть такое понятие «заполнение пространства вокруг себя». То есть когда ты отдаешь всю энергию, пускаешь ее через себя, через куклу, через свои руки, это все идет в зал, и зритель это чувствует. Поэтому для любого актера, кукловод он или актер драмы, очень важно уметь отдавать себя энергетически, делиться своей энергией со зрительным залом и получать ее взамен. А в этом, пожалуй, главный секрет успешного кукольного спектакля и волшебного оживления кукол», - делится Мария.

Особая атмосфера

Магаданский областной театр кукол радует разнообразием спектаклей даже искушенных зрителей. Здесь есть сказки как для самых маленьких - «Приключения веселого мышонка» (0+) и «Сказка о единороге» (0+), так и для ребят постарше - «Летучий корабль» (0+), «Конек-Горбунок» (0+), «Океан» (0+).

На малой сцене проходят спектакли для малышей. Привести ребенка на них можно и для того, чтобы он попал в большой коллектив, где познакомится с другими детьми, увидит море ярких красок и красивые декорации – все это изучение окружающего мира.

На малой сцене все спектакли интерактивные и без отрицательных персонажей. Дети сидят на мягких подушечках или на руках у родителей, и актеры с ними находятся в прямом тесном контакте. До сцены примерно 1,5-2 метра.

Есть спектакли, где маленькие зрители могут взаимодействовать с артистами тактильно, им дают какие-то предметы: колокольчики, клубочки, что-то такое, чем можно позвенеть, что можно потрогать или покидать, как снежки. В таком формате в зале создается особенная атмосфера, очень домашняя, непринужденная. Зрители называют спектакли на малой сцене «няшными». Все проходит мирно, спокойно, трогательно. Даже взрослые расслабляются и отдыхают здесь душой, пока маленькое чадо погружается в волшебный мир.

А еще периодически в театре делают постановки для ребят старше 16 лет на очень важные и серьезные темы, например посвященные Великой Отечественной войне, и они, по отзывам, находят большой отклик в сердцах гостей.

«МП» поздравляет с профессиональным праздником коллектив Магаданского областного кукольного театра и желает артистам крепкого здоровья, вдохновения, успехов, чтобы долгие годы вы дарили эту сказку людям - и маленьким, и взрослым, чтобы мир вокруг наполнялся добром и светлой любовью и был таким же волшебным, каким его видят дети.

Ульяна МАХИНА

Возрастная категория материала: 0+
Поделиться новостью:

Читайте наши новости в WhatsApp И Telegram


Читайте также

Подписывайся на нас в социальных сетях, чтобы первым узнать о главных событиях города и области

О главном



Видео дня


ЧП дня


Цитата дня

Подписывайся на нас в социальных сетях, чтобы первым узнать о главных событиях города и области