Ее имя гремело на весь Северо-Восток с момента приезда в столицу Колымы осенью 1964 года
Фото из архива Ольги Седлецкой
Ее знает несколько поколений зрителей, ведь она царила на нашей сцене полвека. А таких примеров в современном театре России – буквально единицы…
Северная эпопея Ольги Яковлевны началась благодаря директору магаданского театра 1960-х годов Анне Грибковой. Анна Васильевна билась за выпускницу ГИТИСа в Министерстве культуры после просмотра дипломного спектакля, в котором были заняты Ольга Яковлевна и ее муж Лев Сергеевич. И Грибкова отвоевала право распределения творческого дуэта на Колыму.
Фото из архива Ольги Седлецкой
Кстати, Ольгу Яковлевну всю жизнь радовал Магадан. Мало кто знает, что в то время, когда за нее «билась» Грибкова, супругов-актеров хотел заполучить главный киевский театр, но Ольга Яковлевна то предложение отклонила. Ее очень смущало то, что на киевской сцене надо было говорить по-украински. Для нее, москвички, это было неприемлемо.
В Магадане Ольгу Яковлевну многое удивило. Она вспоминала, что все ей сразу здесь понравилось - телевышка в огнях, многоэтажные дома, словом, наш город ее поразил. Сюда она приехала в тот момент, когда большинство актеров были на гастролях и в отпуске, но первым делом попросила показать ей театр, прошла в зрительный зал, потом на сцену и только после этого - домой.
Фото из архива Ольги Седлецкой
Спустя время Анна Грибкова сказала Седлецкой, что пора ей вводиться в спектакль. Это была оперетта «Цирк зажигает огни», в которой много вокальных и танцевальных номеров. Ольга Яковлевна переживала, справится ли, но мастера магаданской сцены помогали новенькой. Это были Елена и Виктор Розановы, Галина Ветрова, Алевтина Белявская, Аркадий Михайлов, Лидия Веремкович, Владислав Хмелев другие.
Актерский состав пленил Седлецкую. И здесь в окружении опытных артистов ее талант быстро расцветал, к тому же природа одарила ее невероятно щедро. И красивым голосом, и эмоциональностью, и темпераментом, и женственностью. И со временем она стала лицом и духом сцены.
Ее актерская судьба на редкость гармонична. Пожалуй, у нее нет ни одной роли, в которой бы она смотрелась не на своем месте — будь то проходной эпизод или центральный персонаж. Что бы ни предлагали ей режиссеры — юную прелестницу, женщину трудной судьбы или возрастную даму — для каждой она находит свой способ существования, где им обоим, и актрисе, и ее героине, комфортно и интересно.
В богатой коллекции ролей - героини разных эпох и сословий. Например, в спектакле «Фиалка Монмартра», где актриса играла Нинон и прекрасно ощущала себя в этой роли. Такой же искрометной она предстала перед публикой и в «Хануме», поставленной режиссером Вячеславом Добровольским, где была занята в главной роли. Надо было видеть, как блистала она в дуэте с Владимиром Барляевым! Зрители хранят в своих сердцах эти незабываемые образы.
Еще были капризная Мариэтта в «Баядере» и донская казачка Марфа в «Бабьем бунте», Пенелопа в одноименной оперетте, влюбленная Мирабелла в «Цыганском бароне», молодая Анжелика и тетя Дина в «Севастопольском вальсе». Такое разнообразие в творческой палитре актрисы надолго продлило сценическую жизнь артистки.
А творческое долголетие ей предрекли еще на заре артистической карьеры в годы учебы и во время сдачи дипломных спектаклей в стенах ГИТИСа знаменитый режиссер Иосиф Туманов и неподражаемая исполнительница романсов Мария Максакова. Туманов убедил ее в том, что актрисы, мечтающие играть Сильву и Марицу, быстро уйдут со сцены. Эти роли не сулят долгого пребывания в театре, молодость уходит с годами и нужны роли самых разных возрастов. А Седлецкой как раз удавались характерные героини и каскадные. Так что прогноз Туманова сбылся.
Фото из архива Ольги Седлецкой
На сцене Ольге Яковлевна была разной: и жесткой, и властной, и смешной, но всегда в образы ее героинь по-настоящему влюблялся зритель. И когда она исполняла героическую роль Жанны в постановке «На рассвете», и когда играла характерную Регину в «Вольном ветре». А какой колоритной была она в паре с мужем Львом Тузом в спектакле Ю. Чернышова «Бабий бунт»! Ольга Яковлевна со Львом Сергеевичем – Марфа и Стешка, казачка и бывалый казак, что не мыслит, чтоб жена его ослушалась, а она-то своевольная! Вспоминая постановку, собеседница припомнила давние гастроли.
- Когда приехали на Чукотку показать оленеводам «Бабий бунт», они смотрели постановку как сказку, ведь им неведом быт и жизнь казаков. Интересна была их реакция на происходящее. Но оценивали спектакль очень доброжелательно. Потом предложили пройти в ярангу, постелили шкуры. Теперь это вспоминается как сказка, - делилась она накануне 80-летия, когда лежала в больнице, а счет жизни Примадонны шел на дни…
Автору этих строк памятны ее слова:
- Я все сыграла, у меня счастливая судьба! Никогда не просила ролей, выходя на сцену, где бы ни выступала, всегда беру зрителя в союзники. Все только ради него!
Досье
Фото из архива Ольги Седлецкой
Ольга Седлецкая родилась в Москве 11 октября 1938 года в артистической семье. Ее отец Яков Борисович был профессиональным дирижером, а мама Ираида Барсова - балериной.
После школы Ольга Яковлевна училась в Московском автомеханическом техникуме, окончила его с красным дипломом. Но взяли верх артистические корни, смолоду она выступала в самодеятельности Дворца культуры имени Лихачева, после чего попала в эстрадный оркестр. В 1957 году стала лауреатом Московского международного фестиваля молодежи и студентов. До поступления в институт успела поработать конструктором в отделе главного конструктора легендарного завода им. Лихачева.
Затем - учеба в московском ГИТИСе им. Луначарского.
Ольга Седлецкая умерла 2 ноября 2018 года, похоронена на Марчеканском кладбище Магадана.
Марина ПРАСКОВА