Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
06 марта 2020 | 12:29

В мэрии Магадана не знали об исторической ценности снесенного железнодорожного моста, который в войну строили заключенные

Колымские историки и краеведы указывают, что ликвидировать безграмотность чиновники могли, предварительно запросив информацию об объекте у специалистов

D563895C C680 4608 9AB2 74660C0BE1B3 cx0 cy14 cw0 w1023 r1 s

Мост после разбора / Фото группа Facebook Кратер Эршота 


Строили заключенные

Недавний снос в Магадане остатков этого сооружения, построенного руками заключенных Севвостлага, вновь вызвал к жизни вопрос о сбережении в регионе, чье культурное наследие не уходит в глубь веков, дошедших до нас и пока еще уцелевших памятников. Почему представляющая историческую ценность конструкция повергнута в небытие и кто должен отвечать за выявление и сохранность подобных объектов, попыталась выяснить корреспондент «МП».

Уничтожение моста вновь активизировало горожан, озабоченных сохранением на Колыме исторического наследия. Возмущенные содеянным, они направили открытое письмо в адрес губернатора, мэра, депутатов городской и областной Дум, руководителя следственного управления СК РФ. Письмо уже подписали 58 человек, в том числе историки, архитекторы, преподаватели и журналисты.

- Поводом для нашего открытого письма стал акт вандализма - варварски уничтоженный в Магадане в районе мкр. Снежный на 23-м км ФАД Р504 «Колыма» деревянный железнодорожный мост, один из знаковых объектов истории Дальстроя, - говорится в обращении. - Мост был одним из последних сохранившихся объектов первой узкоколейной дороги, построенной в 1932 - 1948 годах.

Главный научный сотрудник Магаданского областного краеведческого музея к. и. н. Александр Навасардов, чья подпись тоже стоит в обращении, в разговоре с «МП» дополнил, что мост был участком узкоколейной железной дороги, тянувшейся из Магадана до п. Палатка. Дорога использовалась для перевозки дров, хозяйственных и продовольственных грузов. Строили ее в 1941 - 1942 годах заключенные инвалидного пункта Севвостлага, который располагался на месте ныне действующих детских лагерей отдыха в п. Снежная Долина. И потому с полным правом мост можно назвать рукотворным памятником труда заключенных.

А был ли памятник?

О том, что рукотворного памятника больше нет, горожане узнали от мэра г. Магадана Юрия Гришана, возвестившего нерадостную весть на брифинге.

- К сожалению, это вынужденная мера, - заявил мэр. - Мост не подлежал восстановлению, и мы получили жесткое представление Следственного комитета. Все мы помним трагичные события, когда спасатели и волонтеры искали пропавшую девочку. Тогда рассматривался вариант, что при прогулке по этому мосту она упала в реку. Нами было принято решение убрать мост, чтобы обезопасить желающих перейти по этой ветхой конструкции.

Общественники в своем письме выражают сомнение в реальности «жесткого представления» со стороны СК, однако в департаменте САТЭК корреспонденту «МП» этот факт подтвердили. Правда, указали, что документ предписывал не снос, а устранение опасности для жизни и здоровья граждан. Решение же о сносе приняли специалисты мэрии по итогам комиссионного осмотра, который показал, что сооружение сильно разрушено.

Почему же город не принял во внимание историю создания объекта и, соответственно, мер к его сохранности?

Первый заместитель мэра г. Магадана Александр Малашевский пояснил «МП», что выявленным объектом культурного наследия мост не являлся, в реестре памятников не состоял, сведениями же о том, что он железнодорожный, построен заключенными и представляет историческую ценность, специалисты не располагали. В мэрию, во всяком случае, такие данные никто не направлял.

А раз трухлявый мост не памятник, значит, восстанавливать его не было смысла - по факту он не нес в себе никакой функциональной нагрузки, подъезды к нему с обеих сторон давно заросли лесом и не использовались.

По мнению же Александра Навасардова, неосведомленность чиновников не может служить им оправданием - чиновники могут и не знать, но обязаны хотя бы проявить интерес к тому, на что руку поднимают.

- Если даже власти не знали, что это исторический объект, - считает Александр Навасардов, - прежде чем спалить его, они должны были запросить у специалистов информацию о нем, что он такое и зачем нужен. Но властям глубоко безразлична сохранность истории. Конечно, им проще ликвидировать объект. Нет объекта - нет проблем.

Поздно спохватились?

Возникает, впрочем, и другой вопрос - почему подписавшие письмо неравнодушные жители города, среди которых есть историки и архитекторы, возможно обладающие более широкими познаниями в области историко-культурного наследия родного края, забили тревогу только постфактум, когда утрата свершилась?

- Что мешало специалистам-историкам, если они видели ценность объекта, проинформировать ту же мэрию, - спросила корреспондента «МП» начальник отдела охраны объектов культурного наследия (ОКН) Правительства Магаданской области Виктория Юферева, - или обратиться с инициативой в наш отдел? Мы, со своей стороны, проводим работу по выявлению объектов культурного наследия, но нас всего два человека в отделе, и мы не можем знать все и охватить своим вниманием всю область. Как правило, мы работаем либо по поручению губернатора, либо по заявлениям физлиц или направляем запрос в магаданский союз архитекторов и вместе с общественным советом по выявлению ОКН отрабатываем поступившие варианты. По поводу железнодорожного моста никто никогда к нам не обращался, предложений не вносил.

Вот так. Одни знали, но прямо не сказали, другие вроде как не знали и снесли. Сожалеть об этом поздно, но не допустить подобных повторений сообща мы можем постараться. Не так много в нашем регионе сохранилось памятных объектов, чтобы ими разбрасываться. Недавно в регионе анонсирован проект по музеефикации таких объектов. При его комплексной реализации можно сохранить уцелевшие на Колыме свидетельства истории ГУЛАГа. Надежда есть.

Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ

Поделиться новостью:

Читайте наши новости в WhatsApp И Telegramm


Читайте также