Появление этого борта на трассе Магадан – Москва для северян стало настоящим праздником
Ил-18 / Фото: из открытых источников
Самолет, о котором пойдет речь, в какой-то степени уникальная машина. Он создавался одновременно с Ту-104, Ан-10, Ту-114, однако его ровесники, в лучшем случае, существуют только в виде памятников, наш же винтокрылый герой продолжает бороздить просторы небесного океана. Непосредственное отношение ИЛ-18 имеет и к суровому колымскому краю - 57 лет назад открыты регулярные рейсы самолетов этой модели на строящемся тогда аэродроме "Магадан-56".
Появление Ил-18 на трассе Магадан – Москва для северян стало настоящим праздником. До этого полеты совершались на его старших братьях Ил-14 и Ил-12, а еще раньше на Ли-2 через Берелех, Чокурдах в Тикси с аэропорта "Магадан-13-й километр". В Тикси пассажиры пересаживались в Ил-18 и следовали до Москвы. Время витиеватого рейса без 6 часов составляло около двух суток, а с приходом ИЛ-18 в столицу Колымы оно сократилось почти в три раза.
- Вскоре трассу проложили через Красноярск и, хотя, пассажиры должны были ожидать там вылета еще 4 часа, мы воспринимали полет на Ил-18 как подарок судьбы, - вспоминает старожил Магадана Владимир Кукарин, которому в те годы по долгу службы приходилось часто бывать в Первопрестольной.
Регулярные рейсы, соединяющие Колыму с большой землей, могли начаться тремя годами раньше, нежели это указано в официальных документах - самый первый самолет ИЛ-18 из столицы СССР приземлился на аэродроме «Магадан-47» в конце 1960-го, а с января следующего года из окрестностей Уптара стали выполняться полеты в Москву через Андерму и Тикси. Однако в этом же году рейсы пришлось свернуть из-за неудовлетворительного состояния взлетно-посадочной полосы. Весной и осенью она проседала из-за грунтовых вод и не могла принимать самолеты. Аэропорт перестал отвечать требованиям стабильной и бесперебойной работы.
Вскоре по этим причинам в 10 км от Уптара началось строительство нового порта. И уже через два года – 15 июня 1963-го, приказом №393 Главного управления Гражданского воздушного флота при Совете министров СССР, были открыты регулярные полеты Ил-18 с аэродрома на 56-м км от Магадана. Тогда он еще строился, но уже имел практическую возможность обслуживать взлеты и посадки воздушных судов.
Кроме Москвы, пусть с пересадками, полеты совершались в Екатеринбург, Братск, Краснодар, Симферополь, много рейсов было на Украину – в Киев, Донецк и Кривой Рог. Самым длинным был маршрут Магадан – Иркутск - Новокузнецк -Алма-Аты и обратно.
По воспоминаниям ветерана авиации Леонида Мельникова, работавшего в начале 1970-х вторым пилотом, а затем командиром экипажа Ил-18 в Магадане, рейсы на этом самолете не только обеспечивали транспортную связь крайних точек нашей страны с центральными регионами, но и практически полностью закрывали потребность пассажирских и грузовых перевозок на Колыме.
- Мы летали в Среднюю Азию – в Ташкент, Самарканд, Андижан за овощами-фруктами. Для этого были отдельные рейсы, которые выполнял специальный «фруктовый» отряд, – рассказывает Леонид Дмитриевич. – Все настолько четко организовано, что задержка на 15 минут считалась грубым нарушением, потому что расписание полетов воздушных судов было возведено в статус закона. Аэропорт Магадана работал круглые сутки, ежедневно, помимо грузовых, на Ил-18 выполнялось 6 пассажирских рейсов. Если говорить о транспортной системе в целом, то она, безусловно, во много раз превосходила нынешнюю, даже в таких отдаленных регионах как Чукотка, Камчатка или Колыма. Только представьте: билет практически в любой город СССР можно было купить непосредственно перед вылетом!
Первый рейс Ил-18 Магадан - Москва / Фото: из открытых источников
Магаданским пилотам, которым волею судьбы довелось управлять Ил-18, называют его одним из наиболее удачных конструкторских решений авиационной промышленности Советского Союза.
- Это был прекрасный экономичный самолет с коротким взлетным пробегом до 1500 метров и большой дальностью. Мы его ласково называли Ласточкой, – вспоминает ы недавнем прошлом летчик, а сейчас эксперт отдела летной деятельности Северо-восточного управления воздушного транспорта авиации, Константин Енютин.
…Он стал одним из самых популярных самолетов в Советском Союзе. Ил-18 знают теперь на всех континентах земного шара. На машинах этого типа, весьма экономичных, надежных, обладающих большой дальностью полета и хорошими взлетно-посадочными качествами, летчики Аэрофлота многие годы выполняли значительную часть плана пассажирских перевозок на магистральных линиях большой и средней протяженности. (Из книги «Самолеты страны Советов», 1974 год).
- Лайнер имел отличные летные характеристики, летать на нем было нетрудно даже пилоту средней квалификации. Переучивание на Ил-18 проводилось как стандартным путем, после Ли-2, Ил-14 и Ан-24, так и сразу с Ан-2 и даже с вертолетов Ми-4, - рассказывает другой бывший командир Ил-18 Петр Клюев.
Кроме прочих положительных характеристик и достоинств Ил-18 долгое время был основным самолетом правительственного авиаотряда. На нем летал генсек Никита Хрущев, на нем же летом 1966 года доставили президента Франции Шарля де Голля из Новосибирска на космодром Байконур. В 1996 и 2000 годах визиты Президентов России Бориса Ельцина и Владимира Путина в сибирскую столицу в качестве вспомогательных самолетов также обслуживали лайнеры Ил-18.
Забавно конечно, но в звездной биографии этого самолета был даже такой эпизод, когда в 1982 году два новосибирских Ил-18 были удостоены чести в течение двух недель возить в Москву на очередной съезд КПСС рыбные деликатесы из Охотска.
На смену Ил-18 пришел пассажирский самолет второго поколения Ил-62М - он стал первым советским реактивным воздушным судном, способным совершать беспосадочные межконтинентальные перелёты. На Ил-62М было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полёта. Кстати, на нем же в 1980 году был совершен первый беспосадочный перелет по маршруту Москва-Магадан продолжительностью всего 7 часов 30 минут. В столицу Колымы лайнер тогда доставил 170 пассажиров.
Но, это уже совсем другая история и другой период воздушной эпохи Севера. Что же касается нашего героя, то, как и было сказано выше, он до сих пор в строю. Теперь уже не в «гражданке», теперь самолет с честью несет боевую вахту в военной и экспериментальной авиации. Но, главное – он в небе. Легенда советского авиапрома – Ил-18.
Елена СИДОРОВА.
Справка «МП»
Первый полет Ил-18 длительностью в 1 час 57 минут состоялся в 1957 году. Результатом испытаний стал запуск серии авиалайнеров "Ильюшин-18". За весь период производства с 1958 по 1970 год выпущено 719 самолетов Ил-18 различных модификаций. Их них более 100 машин для зарубежных авиакомпаний.
Это интересно
Для повышения надёжности важнейшие навигационные приборы, агрегаты радио и высотного оборудования на Ил-18 дублированы. Состав пилотажно-навигационного оборудования позволял выполнять полёт днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях.
Достоинства
Долговечность лайнера объясняется его отличными даже по современным меркам экономическими характеристиками - расход топлива на час полета на Ил-18 составляет 2-2,2 тонны, в то время как сравнимый с ним по классу Ту-104 потреблял в два с лишним раза больше - 4,5 тонны.
Достижения
На Всемирной выставке в 1958 году в Брюсселе самолет Ил-18 получил «Гран-при» и золотую медаль от международной авиационной федерации (FAI), а в 1960 году Ленинской премии удостоен его главный конструктор Сергей Владимирович Илюшин.
В 1958-69 годах на этом самолете установлено 14 мировых рекордов, включая дальность полета по прямой - 7660 км и скорости 15-20 км - 727 км/ч. С 1961 года советские лайнеры Ил-18 неоднократно совершали полеты в Антарктиду.