Top.Mail.Ru
Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
11 марта 2023 | 16:50

Логопед-дефектолог рассказала колымчанам о работе по развитию детской речи

Об основных проблемах и способах их решения

Фото с сайта fb.ru

Малыш родился. Через месяц-полтора научился держать голову, потом переворачиваться, садиться, ползать, далее - первые несмелые шаги. Следующий этап развития - он орудует столовыми предметами и дружит с горшком. Теперь родители с нетерпением ждут речи.

К 2,5 - 3 годам ребенок может и должен разговаривать короткими предложениями из 2 - 3 слов. Но вот этот возраст наступил, а дитя все молчит и молчит. Стоит ли бить тревогу или можно подождать, уповая на то, что каждый ребенок развивается индивидуально? На вопросы ответит логопед-дефектолог Елена Лебедева.

Лучше перебдеть

- Норма - понятие для каждого человека абстрактное. Для начала нужно разобраться, действительно ли ребенок совсем молчит, поскольку даже звукоподражание уже является речью, хоть и пассивной, — отметила Елена Лебедева. - Однако нужно всегда обращать внимание на те факторы, которые могли повлиять на задержку речи. К примеру, если родитель знает, что в процессе родовой деятельности у ребенка были гипоксия или родовая травма, или же присутствовали какие-то проблемы во время беременности, то, конечно, чем раньше он придет на консультацию к логопеду или дефектологу, тем лучше.

Прежде чем к ним обращаться с жалобами на плохую речь или отсутствие оной вовсе, лучше сначала побывать у невролога или психиатра, чтобы были формальные основания для посещения речевых специалистов. С маленькими детками работать достаточно тяжело, так как они не всегда идут на контакт с незнакомым человеком, а если есть заключение невролога, то тогда уже и родитель более спокоен, и логопед уверен в том, что просто нужно время, чтобы посмотреть способности ребенка.

- В 2,5 года малыш должен понимать обращенную к нему речь, выполнять инструкции и разговаривать. Помимо этого, в речи уже должны быть предложения из 2 - 3 слов. Если этого не происходит, то нужно бить тревогу и как минимум пройти консультацию, чтобы в соответствии с ней принять необходимые меры, — обратила внимание логопед-дефектолог. - Это хороший возраст для того, чтобы вовремя провести с ребенком коррекционную работу и, если нужно, немного его подтолкнуть. Иногда достаточно совсем небольшого толчка. Ни в коем случае не надо ждать 5 лет и терять драгоценное время, когда можно было результативно поработать и полноценно сформировать тот базис, с которым ребенок должен быть.

вРАГИ - ВОЙНА и телефон

Между тем в настоящее время количество детей, которые не укладываются в общепринятые нормы по развитию речи, увеличилось в разы. Если еще несколько лет назад ребенка со стертой дизартрией (искажение звуков и нечеткая артикуляция) чуть ли не с фонарями разыскивали, чтобы как экспонат показать начинающим логопедам, то сегодня специалисты с грустью констатируют, их так много, что едва хватает мест в дефектологических кабинетах. Что же случилось с нынешним поколением?

- Мы неоднократно об этом думали, анализировали и пытались соединить картину воедино. Скорее всего, здесь несколько факторов. Во-первых, генетический. К сожалению, наш генофонд был серьезно подпорчен многими обстоятельствами. Если брать более глубоко, то во время Второй мировой войны лучшая часть генофонда, как мужского, так и женского, ушла на фронт и была потеряна, потом другие войны, — продолжила Елена Лебедева. - Дальше были ядерные катастрофы, которые влияли на все ДНК людей, что и привело к увеличению различных отклонений и генетической предрасположенности к ухудшению речи в частности.

Если говорить о причинах, которые не уходят так далеко и глубоко, то, по мнению логопеда-дефектолога, это отсутствие преемственности поколений. Ведь раньше дети в основном как воспитывались: кроме родителей, рядом всегда были бабушки, дедушки, прабабушки, тетушки, куча родных и двоюродных братьев-сестер вокруг. Папой и мамой становились в 20 - 22 года, поэтому была возможность лет до 40 как минимум еще 2 - 3 детей родить, а рядом нестарые помощники в лице собственных родителей.

Много людей, много присказок и всяких игр - дети всегда были в общении. Сейчас же они в основном предоставлены сами себе, пока родители сначала много работают, а потом уставшие предпочитают сунуть чаду модный гаджет в руки и спокойно заняться домашними делами. И все живое общение заменяют телефоны, планшеты, телевизоры, часто со странными мультфильмами, в которых порой, кроме музыкального сопровождения, даже слов нет.

В итоге это приводит к тому, что дети совершенно не ведают, что такое ролевые игры, не переносят в них социальные навыки. Если раньше девочки занимались с куклами и проецировали в игру то, что видели в семье, а мальчики с папами и дедушками играли в войнушку или футбол, то у современного поколения таких навыков нет. Дети максимум умеют играть лишь в те игры, где не надо помощи взрослых и не нужна речь. Например, собирать Лего.

- Факторов и причин, включая неправильное питание и экологию, очень много, и в совокупности они привели к тому, что у современных детей появляется все больше речевых нарушений от неправильного звукопроизношения до полного отсутствия речи. Дети в целом сейчас начинают говорить позже, чем их ровесники еще 5 - 10 лет назад, — сказала Елена Лебедева. - Нельзя из списка факторов исключать и медицину. Неправильное ведение беременности и родовые травмы часто становятся причинами задержки речевого развития.

Я жую, а значит, говорю

На что следует обратить внимание родителям совсем маленького ребенка, дабы в дальнейшем не стать постоянным клиентом дефектологического кабинета?

Звоночки есть в самом раннем возрасте. К примеру, это тонус мышц. Гипертонус, когда они твердые, как колышек, или гипотонус, когда ручки и ножки младенца напоминают тряпку. Ни то ни другое не является нормой, надо обращаться к неврологу. Нужно внимательно наблюдать, как проходит лепет, гуление, было ли это вовремя и было ли вообще. Для формирования речи и строения артикуляционного аппарата очень полезно грудное вскармливание, поскольку для получения продукта из маминой груди малышу нужно напрягать мышцы рта.

- Но все должно быть в пределах определенной нормы. Если слишком долго оставаться на естественном вскармливании, когда у ребенка уже выросли зубы и он готов жевать твердую пищу, а ему вместо этого предлагают грудь и пюрированные продукты, это может привести к деформации периферического речевого аппарата. Кроме нарушения звукопроизношения, оно чревато неправильным прикусом и в дальнейшем, помимо логопеда, работать нужно будет еще с ортодонтом, — отметила Елена Лебедева. - Поэтому, как только во рту появились зубы, твердая пища обязательна.

Рыться в крупе и дуть пузыри

Давно известно, что развитие крупной и мелкой моторики напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, как только малыш научился брать в руки предметы, нужно начать развивать его сенсорную зону - давать трогать немного колючие, пушистые, шершавые поверхности.

Если ребенок уже умеет сидеть, то самое время вводить игры с крупами (естественно, под присмотром взрослых), давая возможность запускать руки в гречку, фасоль, горох, перекладывать, пересыпать, учить вынимать из емкости мелкие предметы. И обязательно тренировать именно пальчиковый захват, а не всей ладошкой.

- Сейчас приспособлений для развития моторики очень много - сенсорные цветные пески, всевозможные конструкторы. Очень полезны занятия с мячом, учить ребенка его ловить, бросать, катать, подкидывать. Все малыши очень любят купаться и проводят много времени в ванной, дайте им пластиковые стаканчики для переливания воды и купите мыльные пузыри - это поможет отточить навык формирования воздушной струи и подарит положительные эмоции, — перечислила логопед-дефектолог. - Обычные игры между делом отлично развивают детей.

Гори, огонечек надежды

По мнению Елены Лебедевой, очень важной составляющей успеха является то, что надо больше уделять времени своим детям. И проводить его качественно - не сидеть в разных комнатах с телефонами и планшетами, а читать книги, гулять, вместе готовить ужин и, самое главное, больше разговаривать. Не сюсюкать, не коверкать слова, особенно если уже имеется речевая задержка. Общаться нужно как со взрослыми. Ласку, конечно, никто не отменял, но проговаривать слова надо четко и понятно, чтобы ребенок слышал речь, какой она должна быть. И еще одно из важных правил - никогда не опускать руки.

- Очень часто сталкиваюсь с тем, что, когда у ребенка проблемы, родители, устав от неудач, перестают ждать успехов и не надеются ни на что лучшее. Как родитель проецирует проблему, это сразу видно - закончился фитиль, надежда погасла, а нужно гореть. Всегда. Потому что ребенок чувствует эмоциональное состояние своих самых близких людей, и для того, чтобы он старался горы свернуть, нужно чтобы прежде всего этим горели его дорогие папа с мамой, — сказала в завершение разговора Елена Лебедева. - Не надо отчаиваться, необходимо двигаться только вперед с огромным желанием и надеждой на самый лучший результат. Может, не так быстро, как хотелось бы, но все обязательно будет хорошо. Верьте в своих детей.

Елена СИДОРОВА

Возрастная категория материала: 0+
Поделиться новостью:

Читайте наши новости в WhatsApp И Telegram


Читайте также

Подписывайся на нас в социальных сетях, чтобы первым узнать о главных событиях города и области

О главном



Видео дня


ЧП дня


Цитата дня

Подписывайся на нас в социальных сетях, чтобы первым узнать о главных событиях города и области