Это было первое подобное сооружение не только в Магаданской области, но и во всем Советском Союзе

Фото: «Колыма. Севвостлаг»
Ровно 85 лет назад, 10 июня 1937 года, состоялось торжественное открытие важнейшего для развития нашего края деревянного семипролетного моста арочного типа через реку Колыму. Это было первое подобное сооружение не только в будущей Магаданской области, но и во всем Советском Союзе.
Согласно проекту, общая длина моста по настилу составила 384,4 м, между берегами - 362 м, пролет в свету между быками - 99,8 м, ширина проезжей части 6 м, а с перилами - 7,5 м, высота от обреза фундамента до тротуара - 17,8 м.
Вопрос о проектировании моста через Колыму был поднят еще в ноябре 1934 года, тогда же составили первое техническое задание. В то время необходимость стабильной переправы через могучую реку стала очевидна, ведь к 1935 году строительство Колымской трассы уже перешло на левый берег Колымы, что внесло определенные трудности, вызванные отдаленностью от баз снабжения, сезонностью переправы и иными факторами.
Поначалу переправу людей и грузов осуществляли на лодках. Весной, когда на реке начинался ледоход, одного неловкого поворота весла было достаточно, чтобы перевернуться, потерять груз или погибнуть среди белых глыб и холодной воды. По мере роста объема перевозок был построен неплохой самоходный паром. За один рейс он мог перевезти на другой берег пять автомобилей. Для пассажиров сделали удобные скамейки. Но все же этого не хватало для обеспечения растущего транспортного потока. Колыме нужен был мост.

Один из макетов колымского моста / Фото: kolymastory.ru
Так в сентябре 1936 года был утвержден проект деревянного арочного моста с ездой по верху, на бутобетонных опорах с облицовкой из железобетона. Проектирование объекта затянулось и было окончено только в январе 1937 года.
Еще до утверждения окончательного проекта, в декабре 1935 года, на левом берегу Колымы закипела работа. К 1 января 1936 года организовали специализированный мостостроительный участок, началось возведение временных сооружений. Весной на выбранном месте уже действовали механическая база, лесопилка, сушильный цех, лесной склад и две электростанции. По реке ходили спаренный паром на двух баржах, 3 баржи и 41 лодка.
Как вспоминал работавший на этой стройке бывший заключенный К. Реев, весь обрывистый берег над Колымой на протяжении нескольких километров был застроен домами, бараками и даже коттеджами, где жили инженеры.
Приказом № 396 от 4 ноября 1936 года директор треста «Дальстрой» Эдуард Берзин объявил возведение колымского моста ударным. В приказе говорилось:
- Работу по строительству моста вести с таким расчетом, чтобы не позже 15 июня 1937 года обеспечить регулярное движение автомашин, и не позже 1 августа мост должен быть сдан в эксплуатацию. Начальнику УДС Запарожцу сосредоточить на строительстве моста лучшие ТПК и бригады за счет прочих предприятий УДС.
Вот как описывает строительство моста через Колыму писатель Варлам Шаламов:
- Стройку моста объявили ударной, Берзин сказал - кто даст 200 % выработки на протяжении всей стройки, тот будет освобожден. Работа велась в три смены, днем и ночью при любом морозе… У начальника Северного горнопромышленного управления, кажется, Мусатова, была большая холеная черная борода. Как-то, глядя на буйную Колыму, он сказал: «Ставлю свою бороду, что к Первому мая моста не построить». И на стройке поперек будущей проезжей части появился плакат: «Отрежем бороду Мусатову - дадим проезд Первого мая». И вот первого мая 1937 года в присутствии Берзина под хохот и свист строителей огромными ножницами отрезали бороду Мусатову. Так тогда агитировали и так работали.
Действительно, четкая организация снабжения и жесткая эксплуатация заключенных обеспечили начало движения автотранспорта намного раньше поставленного срока - 5 мая 1937 года. А 10 июня Эдуард Берзин уже торжественно перерезал красную ленту, и мост официально был открыт.

Фото: kolymastory.ru
- Наступление на Заколымье задерживал медленно курсировавший паром, - обратился Берзин с речью к рабочим, - поток грузов застревал на переправе. Отныне прочный мост соединил правый и левый берег могучей таежной реки. Впервые в Стране Советов построен деревянный арочный мост с ездой по верху. Эта блестящая победа вызывает у нас заслуженную гордость за большевистскую технику, помноженную на стахановский труд.
По конструкции пролетных строений арочный мост через реку Колыму явился выдающимся сооружением тех лет. Да и ни один другой внеклассный мост не находился в столь суровых климатических условиях - зимой температура порой опускается ниже минус 60 градусов, а летом часто превышает плюс 30.
С того времени поселок дорожников Переправа стал называться Дебин, что в переводе с якутского означало «ржавчина», видимо, по окраске сопок в красновато-желтый цвет в долине реки. Было у поселка и другое название - Левый Берег.
На долю первого колымского моста выпало немало тяжких испытаний. Уже в августе 1939 года в центральных районах Колымы произошло катастрофическое наводнение, в результате которого пострадало большое количество поселков и дорог. Опоры моста были затоплены полностью, а арки находились в воде на треть своей высоты. Пока паводок размывал берега рек, снося деревья и постройки, горизонт воды в створе моста по отношению к нормальному уровню поднялся на 11,5 м.
Только усилиями рабочих Дальстроя под руководством самого начальника треста Карпа Павлова катастрофы удалось избежать. Работы по усилению пострадавших узлов моста начались сразу же после спада уровня воды. К лету 1940 года был завершен капитальный ремонт.
Великая Отечественная тоже приготовила для колымского моста непростое испытание. Американские автомашины повышенной грузоподъемности «Даймонд» пять лет разрушали и мост, и всю Колымскую трассу, не рассчитанную на такой вес. К концу 1940-х годов мост пришел в аварийное состояние, деревянные пролеты были изношены, назрела необходимость его полной реконструкции.
В 1952 - 1953 годах бетонные опоры моста существенно уплотнили, а деревянные конструкции заменили на металл. Во многом его пришлось строить заново, но 20 мая 1953 года движение по реконструированному мосту уже возобновили.
- В конце сороковых годов я жил рядом с этим мостом и очень любил смотреть на его ажурные пролеты, как бы парящие в воздухе, - писал Варлам Шаламов. - Мост был рассчитан на трехтонные машины, а выдерживал американские «Даймонды», возившие по 50 тонн. В 50-е годы старые фермы были заменены железными фермами горизонтального типа, которые разрушили все очарование и легкость арочных пролетов и придали мосту обычный, прозаический вид.
Наблюдения, проведенные в 1970 - 1980-х годах, показали хорошее состояние металлических ферм моста. Но грузоподъемность у него осталась невысокой, всего 20 тонн. Определенное неудобство вызывало и одностороннее движение по мосту. Поэтому уже в начале XXI века Правительством Российской Федерации было принято решение о строительстве нового мостового перехода через реку Колыму в районе поселка Дебин, совсем рядом со старым мостом.
Как отмечали строители, первый, деревянный, построенный заключенными мост через Колыму прослужил 15 лет, второй, реконструированный, - 61 год. А новый мост с металлическим пролетным строением на железобетонных опорах должен простоять более 100 лет. Его торжественное открытие состоялось в сентябре 2015 года. К сожалению, одновременно со строительством нового моста было принято решение и о том, что старый должен быть полностью демонтирован. Против сноса выступили многие колымчане. Жители Дебина и Магадана, Ягодного и Сусумана писали петиции губернатору, обращались в газеты. Несколько лет они пытались отстоять объект, сохранить его в качестве реликвии. К сожалению, этого не произошло, зимой 2014 - 2015 годов прошел демонтаж старого моста. Сохранили только один пролет на левом берегу, и тот временно, ведь вскоре конструкцию повело, и пошла трещина.
Тем не менее в сентябре 2015 года на берегу Колымы у поселка Дебин была открыта стела в память о мостостроителях прошлого - клепаный фрагмент пролетного строения, что взяли со старого колымского моста. А над самой рекой до сих пор высятся его бетонные опоры, тоже ставшие своеобразной достопримечательностью.







Сетевое СМИ (сайт) Издательский дом «Магаданская правда» (ИД МП) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г.
Регистрационный номер: Эл № ФС77 — 76190
Главный редактор: Сидорова Е.В.
Учредитель: Областное государственное автономное учреждение «Издательский дом «Магаданская правда».
Директор Кончева Е.А
Связь с редакцией: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Тел. +7 (4132) 20-21-04
685000, Магаданская обл., г. Магадан, пер. Школьный, д. 3
© ИД «Магаданская правда», 2013-2019. Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции. Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.
Смещение времени на сайте относительно московского: +8 ч.
ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ САЙТА: 12+
Политика в отношении обработки персональных данных