Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
08 декабря 2019 | 14:00

Ваш выход, шаман!

Уже 21 декабря в Магадане все желающие увидят удивительную феерию встречи корякского Нового года - Туйгивина

DSC06193

Фото: Расул МЕСЯГУТОВ


Пора выходить из тени: о древних обрядах, которые столетиями хранят старейшины Охотоморья, представители коренных народов Севера готовы рассказать землякам. 21 декабря на театральной площади встретят Новый год по корякскому календарю (0+). Начало в 12.00. Здесь можно будет подсмотреть будущее в священном огне, попросить у земли щедрых даров, завязать ленту на дереве желаний: будьте аккуратны, желание всенепременно сбудется! И еще: примите конфету от людей в масках, потому что в этот день принято делиться. И будет вам счастье!

Как столетия назад

Проходит время, когда национальные праздники, ритуалы чукчей, эвенов и коряков устраивали вдали от «непосвященных» людских глаз: народы Севера хотят передавать знания молодому поколению, чтобы его представители помнили свои корни. Так, еще несколько лет назад Новый год по корякскому календарю праздновали исключительно в глубинке. На региональном же уровне, официально, он пройдет уже в третий раз.

- Впервые я увидела, как справляют праздник в Северо-Эвенском городском округе, в п. Эвенск, - рассказала «МП» руководитель Центра национальных культур образовательного творческого объединения культуры Анна Кай. - Я приехала в командировку со съемкой. Меня поразило, что действительно там люди знают, как древние ритуалы проводить правильно, но не афишируют это, не выставляют напоказ. Вообще, считаю, что именно там старейшины родов до сих пор все делают по-настоящему, как столетия назад. Как эвены, так и коряки. Я этот округ называю колыбелью фольклора, традиций коренных народов Севера.

Сокровенное сбывается!

На празднике проведут обряд береговых коряков - намыланов - он, пожалуй, один из самых любимых северянами. Традиционно коренные народы повязывают на ольху, которую считают священным деревом, траву лаутэн - ее старейшины заготавливают впрок с лета. Так ольха проникается энергией волшебства. Ее называют деревом желаний, а установят прямо на площади. Гости праздника смогут завязать символ травы - ленточку, которую дадут здесь же, на площади, и попросить о сокровенном.

- У меня знакомые, кто загадывал желания в прошлом году, в позапрошлом, после сообщили, что они сбылись - продолжает Анна Кай. - На Хэбденеке, где соблюдается аналогичный обряд, это почти на 100 % работает. У меня есть знакомая, которая много лет мечтала о ребенке. Совпадение ли? Кто как называет, но мечта ее сбылась именно после встречи эвенского Нового года. К примеру, до Хэбденека я всегда с собой около суток в кармане или возле сердца ношу ленту, загадываю на нее желание, а в праздник повязываю на дерево. И у меня всегда сбывается. Но я не загадываю материальное - у нас так не принято. А чтобы, например, выздоровел больной человек или свершилось задуманное. Знаете, а у кого-то и материальные мечты сбываются. Мой племянник, к примеру, загадал, чтоб побыстрее купить машину, и - что вы думаете - купил!

Дух огня, что будет завтра?

DSC06114

Фото: Расул МЕСЯГУТОВ


Откроют праздник обрядом зажжения священного огня. Его проводят именно старейшины - как коряки, так и чукчи, так как они относятся к одной палеоазиатской языковой группе. В этот раз хозяйкой и хозяином праздника, как их еще называют, станут старейшина корякского рода Виктория Ивановна Айвалан и Яков Андреевич Явьек. Исторически молодые крайне редко проводили священнодействие, когда старших не было рядом.

Дух огня у северных народов - это самый главный дух, который помогает во всем и которому поклоняются. Куда бы ни пошли кочевники: на охоту ли, в стадо - как развели костер, нужно совершить обряд. Считается, что огонь предсказывает будущее. И угадывается оно несложно.

Кочевник может увидеть по торчащим уголькам и синеватому пламени, что придет к нему гость. Если огонь трещит, считай, ждет плохое: лучше не идти, куда собирался: отложи дела, отсидись лишний раз дома. Всегда охотник разговаривает с огнем, прислушивается к его советам.

Инэлвэт, камлэлэн, уляу

Еще один древний обычай - благодарение земли - инэлвэт. Обозначает он забой оленя. Речь идет о живом олене, что пасется в бескрайних просторах тундры. Но если нет такой возможности, в городе, например, делают его подобие даже из снега - чисто символически.

После благодарят Вселенную, землю за то, что она дает человеку. Называется ритуал камлэлэн: опрыскивают землю и окружение оленьей кровью. Кстати, используют настоящую, привезенную из Северо-Эвенского округа. И никакой гуаши!

За что коряки благодарят землю? Как раньше в отсутствии цивилизации кормили себя люди? Только охота, морской промысел да оленеводство. Чтобы Вселенная благоволила человеку, и Солнце, и звезды для нас горели. Чтобы было чем оленям питаться. Кстати, по звездам, еще будучи дикарями, коряки, эвены и чукчи определяли свои маршруты.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Коренные народы Севера, несмотря на общность территорий, на которых проживают, празднуют Новый год все же по-разному. У тунгусо-маньчжурской языковой группы (эвенов) его называют Хэбденек и отмечают в дни летнего солнцестояния. У коряков и чукчей Новый год встречают в дни зимнего солнцестояния, когда начинается прирост дня. Люди встречают Солнце и благодарят духов природы, а в оленеводческих бригадах проходят национальные соревнования: гонки на оленьих упряжках, бег с палкой, перетягивание аркана и многое другое.


И еще один обряд благодарения, плодородия: чтобы земля дала людям хорошие плоды в будущем году - ягод и грибов побольше, шишек и оленят, - участники будут раскидывать шишки кедрового стланика.

А другой интереснейший обычай описан у многих этнографов  - уляу. Достойнейшие люди из стойбища (в основном морзверобои) надевали деревянные маски и приходили в дома к зажиточным людям, брали у них излишки и отдавали нуждающимся. Любопытно, не правда ли? Обряд специалисты Центра народных культур восстановили и трансформировали: на Туйгивине уляу не будут ни у кого ничего отнимать, а просто угостят всех гостей сладостями. Потому что в этот день нужно радоваться и делиться.

Анна СЕРГЕЕВА.

В ТЕМУ


 

- Иногда приходится уговаривать старейшин, объяснять, что нужно показывать людям нашу культуру,  - размышляет руководитель Центра национальных культур Анна Кай. - Потому что молодое поколение этого не видит. Особенно те, которые уже ассимилировались практически и все же хотят знать о своих корнях. А как это сделать, если мы не покажем? Многие этнографы отмечают, что у нас богатейшая культура, которую удалось сохранить до сих пор. Как мы знаем, православная церковь запрещает языческие обряды. И многих земляков из числа коренных крестил в свое время дьякон святой Иннокентий. Но люди старались не забывать своей веры. Многие семьи кочевников и вовсе, чтоб сохранить культуру, уходили подальше от привычных мест, прятались.

Но законом ведь это не запрещено - сохранять свою веру. И если мы ее забудем, то забудем и прадедов, память о предках просто умрет, и сами станем безликими. А мы, как Центр национальных культур, обязаны сохранять и возрождать наши традиции, обычаи, обряды и доносить их до молодых.

Поделиться новостью:

Читайте наши новости в WhatsApp И Telegramm


Читайте также