Почему Андрей Адуканов с Камчатки продаст работу не каждому и не каждую?
Отчего так завораживает танец костяных фигур? / Фото: Анна СЕРГЕЕВА
…Потому что не денег ради и исключительно по велению сердца мастер садится за работу. Потому что бывают особенно дорогие сердцу вещи - они не продаются, на них можно только любоваться на выставках. И еще потому, что если уж продавать статуэтки, то каждая должна найти своего хозяина. Так считает обладатель специального диплома жюри II Международного фестиваля косторезного искусства Андрей Адуканов.
На родине мастера, в небольшом селе Эссо, расположенном в центральной части полуострова, Андрея Адуканова знают все - да что там, знают его и в России, и во всем мире. Он много лет занимается изготовлением национальных бубнов для этнических танцевальных коллективов. К слову, магаданский ансамбль «Энэр» тоже в числе его заказчиков. Также Андрей делает обручи, застежки, нарты, другое снаряжение для оленеводов и кует пареньские ножи. Художественной резьбой по кости, по его словам, занимается исключительно для души.
Андрей Адуканов / Фото: Расул МЕСЯГУТОВ
- Валяется в мастерской костяшка неприметная - ну что с нее, пусть лежит, - говорит он. - А тут поднял, развернул случайно в нужном ракурсе, под определенным углом, - уже пластику вижу, что-то должно получиться! Как-то нужно мне было сделать рукоять ножа в виде старца. Примерно знал, что нужно, но одна деталь - голова - никак не выходила, все не то, ну хоть тресни! Убрал в стол, так и лежала года два. Как-то вспомнил про нее, и осенило: а что если голову повернуть немного, чтоб смотрелось это, как будто оглядывается старец назад, на прожитые годы. Великолепная работа получилась!
Когда-то Андрею довелось преподавать школьникам такую дисциплину, как «Художественная обработка кожи и кости». Он собрал работы детей и отвез их на выставку-продажу, на которой представляли свои творения и взрослые мастера. Рядом с его экспозицией - резные кружева, сразу видно: работал профессионал! Каково же было удивление камчатского костореза, когда не прошло и часа, а раскупили почти все, что он привез!
- Было выкуплено, скажем, 98 %, - говорит он. - У мастерицы-соседки - ну, может, процента два. А люди к нашему столу идут и идут. Тогда я задался вопросом: а почему, собственно, так происходит? Да потому что в них, в детских работах, - душа. Не гонка за покупателями. Не жажда доказать всему миру свой талант и быть оцененным. Чистые, светлые мысли. И знаете, это работает! Люди тянутся к ним!
Кстати
…Однажды, 10 лет назад, на одну из выставок декоративно-прикладного творчества в Москве, куда Андрей возил свои работы, пришла посетительница, и очень захотелось ей купить небольшую статуэтку «Пляшущий мальчик»: разглядывала ее, как завороженная. Просила продать, на что мастер заявил: «Не продается!». Ровно через год на той же выставке в столице - опять она! И снова просит продать - Андрей ни в какую. Следом за ней другие были, большие деньги предлагали - не продам, и все тут! Одна чуть скандал не устроила, так раздосадовалась из-за отказа. Ну хоть не вози его больше никуда, этого пляшущего мальчика!
И вот стоит работа уже третий год на экспозиционной полке все там же. Под самое закрытие - старая знакомая. «Знаю, знаю, - говорит. - Я так, попрощаться зашла со статуэткой». Тут суровое сердце камчадала дрогнуло. Открыл он стеклянный шкаф, да и подарил ей паренька.
Анна СЕРГЕЕВА.