Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
  • Bnaglav

Синдром первоклассника

Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

DSC 0026

Первокласснику нужны родительская любовь и поддержка / Фото: Виталий СТАРИКОВ


Переход от детского сада к школе труден для многих ребят, и в общем-то это нормальное явление. В первом классе ребенок только приспосабливается ко всему новому, что встречает его в школьной жизни: коллективу сверстников, классной комнате, новому значимому взрослому в лице учителя. Трудности, которые возникают в период адаптации, связаны с тем, что ребенок переживает кризис привыкания к новым условиям, отношениям и правилам. И тем быстрее он  преодолеет этот кризис, чем более внимательны и доброжелательны будут к нему родители. Как помочь своему вчерашнему детсадовцу адаптироваться к школе? Есть на эту тему хорошее пособие «Родительский университет», составленное Магаданской областной детской библиотекой на основе лекций психолога Виктории Карановой и педагога Натальи Хасьяновой. «МП» выбрала самые главные советы.

Поговори со мною, мама

Даже если ребенок жалуется на трудности - хорошо, что он этого не скрывает. Родителям очень важно поддержать, подбодрить его, не перебивая выслушать все, что он будет говорить о своих впечатлениях и переживаниях. Состояние детской психики таково, что детям непременно нужно выговариваться, пересказывать еще и еще раз, что поразило, удивило, порадовало или огорчило в школе. Это позволяет малышу убирать эмоциональные заряды, образовавшиеся в психике в течение дня, помогает что-то осмыслить, понять, отбросить ненужное или сделать важные выводы. Вечерами находите время для общения, обязательно хвалите и подбадривайте.

 Важный момент: не торопитесь оценивать то, что рассказывает ребенок, ругать его или тех, о ком он говорит. Просто дайте ему подтверждение, что вы внимательно его слушаете, кивками головы, фразами: «А он что?», «Понятно», «А потом что было?» и т. п. Если случаи, о которых первоклассник рассказывает, вызывают тревогу, спросите, нужно ли вам вмешаться: поговорить с учителем, со сверстниками и т. д. Как правило, ребенок отказывается. Это хороший знак. Значит, у него уже есть соображения о том, как пережить данную ситуацию и с нею справиться.

Утро вечера мудренее

Если в школе ребенок выстраивает отношения сам, то вопросы организации своего времени он еще не в состоянии решать самостоятельно. Между тем очень важен режим, который поможет восстановить силы после занятий.

  • Не будите ребенка резко и громко, не включайте сразу свет в его комнате. Для начала пусть в комнату ребенка проникает свет из коридора. Или включите лампу с приглушенной яркостью. Будите в два-три этапа: зашли в комнату, поприветствовали свое чадо, дали ему 5 - 7 минут полежать, заглянули второй раз, увеличили яркость света. Скажите ему что-нибудь приятное, чтобы стряхнуть остатки сонливости, устройте веселую возню, игру, забавную зарядку. У вас обоих поднимется настроение!
  • А чтобы школьнику легче было вставать, нужно хорошо высыпаться. Поэтому, конечно, надо уложить его вовремя, чтобы в 9 вечера он уже лежал в постели.
  • В течение же дня у ребенка должно быть время для любимых занятий, игр и прогулок. В выходные дайте поспать подольше, чтобы ушел хронический недосып.
  • Один из выходных нужно полностью освободить от занятий.

Медленно, но верно

У каждого свой оптимальный темп деятельности. Одни все делают быстро, другие - более медленно. Это врожденная характеристика, изменить которую практически невозможно.

В школе медлительным детям приходится дополнительно напрягаться, чтобы хоть как-то поспеть за остальными. Это напряжение приводит к переутомлению. Но это не означает, что умственная деятельность качественно хуже. Главное - не торопите и не подгоняйте ребенка, эффект будет обратный: он просто не в состоянии действовать с нужной вам скоростью, начнет суетиться, нервничать и быстро запутается, расстроится, его самооценка и вера в себя понизятся. Помните, что такому ученику нужно время на раскачку и переключение с одного предмета или вида занятий на другой.

Родительские ошибки

Нельзя из-за плохих оценок делать обобщающие выводы: «Ты дурак!», «Ты тупой!», «Ты не соображаешь!». Дети очень внушаемы. Ребенок, будучи сам в такой момент в низком эмоциональном тоне, может неосознанно согласиться с этой характеристикой собственных способностей и всю жизнь чувствовать себя тупым и несоображающим. Когда смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. А те предметы, за которые поставлены низкие отметки, лучше как следует проработать. Возможно, что-то осталось неясным в предыдущем материале - будет полезно вернуться к нему и непонятное объяснить.

Усаживая свое чадо за уроки сразу после обеда, родители тоже совершают ошибку. Ведь ребенок еще не стряхнул с себя школьное утомление, накопление которого чревато неприятностями. Хорошо бы после обеда поспать, если малыш желает этого. Если нет, тогда лучше погулять. Дело в том, что работоспособность человека меняется в течение дня. Хорошо бы готовить уроки в момент подъема сил, то есть в 16 - 17 часов.

Не стоит также перегружать первоклассника еще и занятиями в музыкальной, спортивной школах или секциях. Специалисты утверждают, что внешкольные занятия на первом году обучения весьма утомительны для детей, даже, казалось бы, такие полезные, как спортивные. Есть смысл перенести дополнительные занятия на год позже, когда ваш ребенок полностью адаптируется к школе.

Читайте новости Магадана и Магаданской области в Telegram и WhatsApp