Памятник в бронзе запечатлел рукопожатие американского и советского летчиков на фоне крыла самолета военных лет
Фото: пресс-служба Правительства Магаданской области
Сегодня в 13 часов на площадке у авиационного завода, расположенного на 13 км колымской трассы открыли памятник летчикам - героям трассы Алсиб, перегонявшим в годы Великой Отечественной войны самолеты с Аляски через Чукотку, Колыму, Якутию, в Красноярск и далее - на фронт.
Фото: пресс-служба Правительства Магаданской области
Напомним, авторы монумента Андрей Ковальчук, председатель Союза художников России и Константин Кузьминых, председатель Магаданской областной организации «Союз художников». Открыл мемориал губернатор Сергей Носов.
Памятник - изваяние, на котором в бронзе запечатлено рукопожатие американского и советского летчиков. На фоне этих скульптур - крыло самолета военных лет.
Фото: пресс-служба Правительства Магаданской области
Мемориал - достойный знак памяти мужеству летчиков стран, которые в годы войны были союзниками. В нашем городе живет Ульяна Шитикова, своими руками возводившая аэродром в селе Марково на Чукотке, где она жила с родителями в 1942 году.
Цифры и факты
Историко-просветительский ресурс "Колыма-фронту"/ Дизайн: Андрей Корнеев
По Алсибу перебросили 7928 самолетов, бомбардировщиков 2084, истребителей 5000. В годы войны на советском участке трассы произошло 279 ЧП: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. В крупнейшей катастрофе в ноябре 1942 года в Красноярском аэропорту погибли 30 человек. Причинами трагедий становились сложные метеоусловия, дефекты техники, полеты в экстремальных условиях.
Общая протяженность трассы от Фэрбанкса до Красноярска составляла 6500 км. По территории СССР — 5000 км. С завода в США до фронта в СССР преодолевали 14 000 км.
Напомним
Технику предоставляли союзники из США по договору ленд-лиза. Трассу ввели в эксплуатацию осенью 1942 года. Американская часть маршрута начиналась в штате Монтана, а заканчивалась в Номе на Аляске. На нашей территории она проходила через Берингов пролив, территорию Северо-Востока и до Красноярска, откуда экипажи вылетали на передовые. В рекордно короткие сроки северяне, в основном, коренные жители оборудовали промежуточные аэродромы в селах Уэлькаль, Марково, в Шахтерском, на Колыме - в Берелехе, Сеймчане, Зырянке. Всего в нашей стране построили 16 аэродромов.
Подробнее об Алсибе – на сайте «Колыма-фронту»
Летом 1942 года была сформирована Первая перегоночная дивизия под руководством полковника Ильи Мазурука, полярного летчика, Героя Советского Союза. В дивизии было пять авиаполков, штаб находился в Якутске. 5 ноября 1944 года 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени.
Марина ПРАСКОВА.