Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
20 сентября 2020 | 17:00

В уникальной коллекции магаданки Анны Байдаровой около 1000 игрушек 1930-1980 годов

Кукломания захватила педагога Магаданского детского экологического центра Анну Байдарову лет 17 назад

i6I9O0RBS

Анна Байдарова: «Потому куклы мои - залюбленные, залеченные» / Фото из личного архива Анны БАЙДАРОВОЙ


Ностальгия по милым сердцу игрушкам, оставленным в далеком детстве, умножилась на желание восстанавливать теперь уже редких найденышей, возвращать им былую красоту.

Таси, Кати, Нины

Пупсы, куклы, машинки, собаки, медведи, игрушки, копирующие быт взрослых (миниатюрная стиральная машина, холодильник, мясорубка, карболитовый телефон, будильник, набор посуды, авто), - все это педагог бережно хранит дома.

IMG 20200831 WA0024

Фото из личного архива Анны БАЙДАРОВОЙ


Периодически достает из мешков и коробок, справляется о самочувствии ретродрузей, подлечивает их, освежает наряды - платье ли прохудилось, прическа ли растрепалась. Вот и недавно, общаясь с корреспондентом «МП» по телефону, Анна занималась именно этим.

- Только вернулась из отпуска, сразу к Тасям, Нинам, Катям - поздороваться! Перекладываю их, проверяю, - улыбается собеседница. - Советский Союз существовал 70 лет. Отнимаем время войн, периода разрухи-восстановления, остается около 40 лет, когда производили игрушки. Это время уникально: аналогов советской игрушке в мире нет. Мне очень нравится медведь, хоть и облезлый, но самый любимый Мих. Годов, наверное, 1930 - 1940-х, набит опилками. Плюшевый? Да, вероятно, когда-то таковым и был, а сейчас он просто лысый. Есть целлулоидный клоун. Стала искать про него информацию, выяснилось, что с большой долей вероятности придумала его Вера Мухина (автор монумента «Рабочий и колхозница». - Прим. авт.) - она одно время работала с игрушками и выпускала их. Потом есть очень популярная когда-то кукла по имени Алеша художника Льва Разумовского. Будучи совсем юным, автор ушел на фронт, там ему оторвало руку, и после того, как вернулся домой, он выучился на скульптора, начал создавать игрушки. Кукольный век Алеши оказался долгим - около 30 лет.

Есть в коллекции очень интересные серии «Русская пляска», «Губернии России» и другие.

IMG 20200831 WA0025Кукла Тася Киевской фабрики «Победа» теперь санинструктор / Фото из личного архива Анны БАЙДАРОВОЙ


К слову, мастерица не только ищет и находит ретроигрушки, но и создает свои, авторские, в том числе по образу и подобию советских предшественниц, либо переодевает найденышей на свой вкус.

Вот кукла Тася киевской фабрики «Победа» теперь в костюме санитарки. Еще две красавицы - «Сестры Надежды» - из пресс-опилок, сделанные Анной с нуля. Их мастерица хотела показать землякам в дни празднования юбилея Победы вместе с участниками кукольного «Бессмертного полка», выполненного руками ее учеников из экологического центра. Но пандемия внесла свои коррективы, идея отложена пока на неопределенный срок.

Ранее по темеО лучших работах колымских умельцев-участников региональной выставки «Салют победы» сняли фильм

От мусорных баков до аукционов

…Находит героев своей коллекции Анна Байдарова в Сети через аукционы, спрашивает по знакомым, меняется с единомышленниками, а иногда свидетели счастливого детства поджидают спасительницу в, казалось бы, последней инстанции - возле мусорных баков. Творческих людей это обстоятельство нисколько не смущает: искусство - такая вещь, что может обитать где угодно. И разглядит-то его не всякий, но тот, кто умеет видеть прекрасное в совершенно неэстетичных, заурядных местах.

IMG 20200831 WA0030Совсем юный экспонат коллекции, созданный руками Анны / Фото из личного архива Анны БАЙДАРОВОЙ


Впрочем, именно к таким творческим натурам относится наша героиня: она найдет шедевр буквально под ногами - коряга ли старая, слипшиеся ракушки на морском берегу или причудливой формы галька станут основой прекраснейшего панно. Ну или сувенира. Причем минимальными силами и средствами: по мнению мастерицы, природа сама творит чудеса - просто смотри по сторонам!

Ранее по темеИдем на Охотское море за корягой?

Так, две пластиковые ноги, торчащие из мусорного бака возле дома, сразу привлекли внимание пробегающей мимо мастерицы. Чумазенькая «цыганочка» (потому что кукла была одета в такой наряд) оказалась очень интересным экспонатом. Автор ее - известный в советское время художник Марианна Мотовилова, саму же куклу звать Вероникой. Сегодня отмытая до лоска, с подправленным мейкапом и завитыми локонами она по праву считается одной из жемчужин коллекции.

- Откуда они у меня? Покупаю, меняюсь, на чердаках, в подвалах нахожу. Ну и где я вам сказала, - говорит Анна. - И часто в тех же местах - все необходимое для реставрации. Например, у меня есть кукла 1960-х годов, и мне нужна ткань, чтобы сшить ей платье именно того времени - а где взять? В магазине я не куплю, блошиного рынка у нас в Магадане нет. Приходится либо покупать через Интернет, либо оглядываться, когда выношу мусор, не висит ли на заборе какой-нибудь старый бабушкин халат или платьице, вытряхнутое из ее же сундука. Потому куклы мои - залюбленные, залеченные. В день первого знакомства они, как правило, все голые, лысые, грязнючие. Отмываешь, восстанавливаешь паричок, ищешь в Сети информацию, какая фабрика выпускала, кто автор и, не поверите, даже имя, потому что в советский период у каждой куклы оно было.

Наши, бомбические

IMG 20200831 WA0029

По мнению Анны Байдаровой, аналогов советской игрушке в мире нет - она уникальна! / Фото из личного архива Анны БАЙДАРОВОЙ


Вообще, коллекционирование - удовольствие, как известно, не из дешевых. По словам Анны Байдаровой, порой страсть к игрушкам съедает всю скромную зарплату педагога, но как же радуется сердце, когда кукольное семейство пополняется новыми Нинами и Катями, да еще с такими огромными синими глазищами, которые смотрят, кажется, прямо в душу! Оттуда же, из детства!

- Я скажу, что у нас в СССР были авторы просто уникальные, - говорит Анна. - Считаю, что самые совершенные куклы, которые производились у нас, - художницы Марианны Мотовиловой. Они просто бомбические - другого слова не подберу, потому что очень тщательно продуман образ: соблюдены пропорции тела, милая роспись, развернутые ладошки - открытая душа такая. Если заграничные куклы были очень нарядными - там и бархат, и атлас, то наши одеты в самые дешевые остатки, которые им доставались от фабрик - ацетатные одежки, теперь уж заметно потрепанные временем. Сейчас если находишь куклу 1960 - 1970-х годов в ацетатном платьице, тронь его слегка - оно рассыплется по волокнам. Но тем не менее игрушки в нашей стране любили, умели делать, поставляли на экспорт. К примеру, у нас была фабрика «Ивановская», она производила пресс-опилочных кукол, которые продавались только в валютных магазинах «Березка». Очень красивые! Сейчас они дорогие, да и по тем временам одна такая красавица стоила 12 - 14 рублей.

Бывало, что одну серию производили сразу несколько фабрик. Например, кукла Нина была очень распространена - ее выпускали заводы «Кругозор» (Москва) и «Неринга» (Литовская ССР). Завод «Дунаевский» и фабрика Журавлева и Кочешкова производили фарфоровых кукол - там были огромные склады.

IMG 20200831 WA0027Фото из личного архива Анны БАЙДАРОВОЙ


По словам Анны Байдаровой, был любопытный период в истории игрушечного промысла в СССР: с 1930-х годов производили игрушки из целлулоида (это пластмасса на основе нитрата целлюлозы). Если точнее, то это происходило с 1936 по 1962 год на бывших пороховых заводах Ленинграда, где этот материал и был изобретен. Куклы были очень легкие, дешевые и производились в больших объемах, причем часто сборка шла вручную: в день до 2 тысяч штук!

- В связи с тем, что этот материал на основе пороха, мальчишки быстро просекли фишку, - вспоминает Анна. - Я еще помню, была сама ребенком и видела, как они поджигали таких пупсиков - игрушка превращалась в летящий факел. Мгновенная вспышка, и… полетела молния. Было много несчастных случаев, когда они прилипали к коже, одежде и продолжали гореть. Вскоре производство игрушек из целлулоида было запрещено. Но у коллекционеров они остались. Сейчас найти такую - большая редкость.

Анна СЕРГЕЕВА.

Помните?

А вы, дорогой читатель, не припомните ли в своем детстве афрокукол «Чунга-Чанга»? Они, по словам Анны, тоже были весьма популярны в дружественном Союзе.

- Любопытный был момент: когда пошла мода на таких кукол, пытались некоторых пластиковых Зин и Кать перекрасить в черный цвет, - говорит Анна Байдарова. - Но как! Там же своя аппликация черепа, лица, губ, глаз - метод откровенно не работал! Ну не похоже, и все! Не подходил Кате смуглый тон кожи от слова «совсем».

К слову


Возраст советских кукол, по словам Анны Байдаровой, можно определить по материалу, из которого они сделаны.

Самые ранние - из пресс-опилок, гипса, папье-маше. За ними - целлулоидные, потом - пластиковые, уже после - пластиковые с резиновыми головами, и наконец, в поздние советские годы появились полностью резиновые.

Поделиться новостью:

Читайте наши новости в WhatsApp И Telegramm


Читайте также