Top.Mail.Ru
Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
18 августа 2024 | 12:00

Психолог рассказала колымчанам об особенностях младшего школьного возраста

Как поддержать ребенка в непростой период и помочь полюбить учебу

Тематическое фото: с сайта zelengarden.ru

«МП» уже рассказывала об особенностях младенчества, периода жизни ребенка от года до 3 лет и дошкольного возраста. Теперь же в беседе с кандидатом психологических наук и руководителем регионального отделения Национальной родительской ассоциации Викторией Карановой корреспондент обсудила особенности младшего школьного возраста.

Мне нужна оценка!

Исторически его границы определились, когда выстроилась отечественная система образования с градацией на начальное, общее и основное общее образование. Младший школьный возраст - от 7 до 11 лет.

«Иногда его называют вершиной детства, потому что по его завершении наступает подростковый период, или же младшим подростковым возрастом, подчеркивая, что этот период стремится удержать в себе и легкость детства, и наивность, но в то же время ребенок теряет детскую непосредственность, в чем и заключается кризис семи лет. Напомню, что это то состояние, когда ребенок начинает предвосхищать последствия своих действий, у него появляется логика мышления. Это предвосхищение, это умение размышлять требует оценки уже не только ближайшего окружения, но и общественной оценки, коим является школьное оценивание», — сказала Виктория Каранова.

Обучение - самая значимая деятельность в младшем школьном возрасте. Под ним подразумеваются не только знания и умения, но и определенный социальный статус - та самая взрослость, к которой стремится ребенок в период кризиса семи лет. Интересно, что этот кризис не всегда заканчивается к началу школьного обучения. Есть дети, которые переживают его, уже будучи в школе. У кого-то он начинается в дошкольном, а продолжается в младшем школьном возрасте. А есть дети, которые переживают его перед началом первого класса.

«В целом кризис семи лет - это про то, что определение своего статуса, к которому стремится ребенок, требует и новых оценок. И очень часто отсутствие отметок в первом классе болезненно воспринимается ребенком, потому что школа ассоциируется с оценками. Понимая эту потребность и то, что оценивание - это инструмент развития человеческих качеств, учитель использует различные символы или фразы, которые являются оценивающими и позволяющими ученику понимать степень своего успеха или, наоборот, затруднений. Это помогает безболезненно пережить кризис и адаптироваться к новым реалиям», — объяснила специалист.

Школа не второй дом

У детей младшего школьного возраста происходит смена интересов, ценностей и всего образа жизни. Еще вчерашний воспитанник детского сада становится членом школьного коллектива, и теперь от него требуют соблюдать новые нормы поведения и уметь подчинять свои желания определенному распорядку. Все это воспринимается ребенком как переломный момент.

«Далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учебе. Часто они не понимают, зачем нужно учиться. А когда к этому добавляется еще и осознание того, что учеба - это труд, требующий волевых усилий, внимания, интеллектуальной активности и самоограничений, наступает разочарование – возникает отрицательное отношение к процессу обучения, — отметила психолог.

Для формирования ответственного отношение к учебе важно, чтобы на этапе знакомства со школьной жизнью из уст взрослых не звучали установки, которые ребенком будут восприниматься ошибочно. Ну, например, часто дети слышат такое высказывание: «Школа - это второй дом, а учитель - вторая мама». И эта игра слов мешает ребенку понять, что дом и мама у него одни, однако школа - это интересное пространство, которое позволит узнать много нового, важного и нужного. Поэтому не стоит разбрасываться такими словами, чтобы потом не столкнуться с разочарованием ребенка».

Самостоятельность и мотивация

Поскольку это только старт школьной жизни, особенности младшего дошкольного возраста нельзя назвать окончательными. В течение всего периода обучения, вплоть до 11-го класса, будут формироваться и отношение к учебе, и индивидуальные особенности ребенка как ученика, но базовые вещи закладываются все-таки в начальной школе.

«Многие дети на первых порах хорошо учатся, у них есть желание получить одобрение учителя и родителей, но это длится ровно до первых трудностей. И успешное преодоление их зависит от того, есть ли у ребенка поддержка родителей и педагога. Когда неудачи не воспринимаются как провал, а как опыт, когда даже самый маленький успех подкрепляется поддержкой, тогда ребенок растет как ученик, и у него формируется адекватная самооценка своей личности, поскольку он учится разделять неудачи в учебе и свои личностные качества, - пояснила собеседница «МП». - Родителям очень важно это понимать, так как учебная деятельность является ведущей для младшего школьного возраста - именно при ней происходят основные изменения в психическом развитии ребенка. Приобретение новых знаний, умений и навыков и эмоциональное отношение к ним позволяют сформировать у ребенка дальнейшее желание учиться в течение последующих лет».

Во время обучения важно и такое качество, как произвольность психических процессов - сознательная саморегуляция поведения, умение подчинить себя правилу. Еще необходимо, чтобы ребенок мог проанализировать, что у него получилось хорошо, а что пока не очень, и чтобы он понимал, как это улучшить. Произвольность и рефлексия позволят психике младшего школьника, уже будучи в подростковом возрасте, работать с абстрактными понятиями.

Также важно не только то, как ребенок следует указаниям учителя, но и насколько его действия под руководством учителя могут выполняться самостоятельно и переходят в зону ответственности ребенка, в его самоконтроль и самооценку.

«Это к вопросу о том, как часто и нужно ли помогать ребенку с уроками в начальной школе, чтобы не получилось, что вы делаете их за него. Надо стимулировать самостоятельность, чтобы ребенок мог при выполнении домашнего задания опираться на свои знания и оценивал, что получилось, а что нет», - посоветовала Виктория Каранова.

Большую роль играет и мотивация школьника. Кого-то увлекает внешняя мотивация - образ ученика, форма, портфель. Но нужно, чтобы она переросла во внутреннюю мотивацию, когда ребенку все, что связано с учебной деятельностью, было интересно, потому что главное для него получить новые знания и умения. И это изменение в мотивационном поле, когда мотивация становится осмысленной и осознанной, говорит о том, что у ребенка сформировалось желание учиться. Дальше внешний контроль родителя и учителя снижается, поскольку у школьника появилось собственное осознанное отношение к учебе.

Учись быть внимательным

Успешность учебной деятельности зависит от того, насколько сформированы психические процессы ребенка. И так как учеба связана с многочисленными понятиями из разных сфер, необходимо, чтобы у ребенка развивалось мышление. В отличие от дошкольного возраста, где преобладающим его видом является наглядно-образное, в младшем школьном возрасте нужно развивать словесно-логическое мышление - умение анализировать, классифицировать, обобщать, осознавать общее и частное. Когда ребенок этим владеет, его успешность и значимость для себя и для других сильно вырастает.

Кроме мышления, активно развивается и восприятие, и в этом видится живое любопытство, с которым младший школьник воспринимает все новое. Хотя у детей еще недостаточно развито восприятие абстрактных символов, в том числе букв, поэтому бывает так, что при написании могут быть пропущены какие-то элементы. Развитие восприятия не происходит само по себе, поэтому здесь велика роль и учителя, и родителей, которые воспитывают умение не просто смотреть на что-то в окружающей действительности, но и присматриваться. Не только слушать, но и прислушиваться. Видеть существенные признаки, свойства предметов и явлений. Тогда восприятие становится целенаправленной деятельностью, и в дальнейшем у ребенка формируется большая чувствительность, в том числе и к ошибкам.

«Часто взрослые говорят, что ребенку трудно сосредоточиться, есть проблемы с концентрацией внимания. Например, он не может при написании диктанта одновременно слушать, писать и вспоминать правило. Это основная проблема, с которой сталкиваются родители, - продолжила Виктория Каранова. - Непроизвольное внимание у ребенка развито хорошо, и все, что неожиданно, ярко и интересно, привлекает внимание ученика без всяких усилий, но чтобы проявить усилие, нужны произвольное внимание и учебная мотивация, позволяющая понять значимость учебной деятельности. Если в старших классах это поддерживается далекой мотивацией о будущем, то у младшего сработает близкая мотивация - получить хорошую оценку. Для развития произвольного внимания важно поддерживать интерес ребенка, поэтому учитель начальных классов стремиться сделать урок увлекательным, но и вместе с тем помогает ребенку быть внимательным и видеть новое даже в привычных предметах, чтобы сконцентрировать произвольное внимание».

В младшем школьном возрасте все психические процессы получают новый импульс развития, потому что учебная деятельность состоит из разных наук, и мир для ребенка значительно расширяется. Первая научная картина формируется именно в этом возрасте, и во время этого увлекательного процесса для ребенка важна поддержка родителей и учителя.

А завешается младший школьный возраст кризисом 11-12 лет - подростковым кризисом, о котором «МП» обязательно расскажет в следующих выпусках.

Ульяна МАХИНА

Возрастная категория материала: 6+
Поделиться новостью:

Читайте наши новости в WhatsApp И Telegram


Читайте также

Подписывайся на нас в социальных сетях, чтобы первым узнать о главных событиях города и области

О главном



Видео дня


ЧП дня


Цитата дня

Подписывайся на нас в социальных сетях, чтобы первым узнать о главных событиях города и области