Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
24 апреля 2020 | 10:54

Три проблемы «дистанционки» по-колымски

Магаданские учителя и одиннадцатиклассники – о многочисленных трудностях и маленьких радостях домашнего обучения

5e6a32e2bb183

Тематическое фото dnews.dn.ua


С 6 апреля магаданские школы начали работать в дистанционном режиме. Практически сразу стало ясно, что к этому готов не был никто: ни педагоги, ни школьники, ни родители.

По прошествии двух недель можно выделить несколько проблем, которые мешают продуктивному дистанционному обучению. Среди них возросшее количество учебного материала и как следствие домашней работы, различные неполадки с онлайн-платформами и несовершенство материально-технической базы школ, падение мотивации учащихся и многое другое. Сегодня «МП» расскажет, какова же «дистанционка» изнутри.

Проблема 1. Техническая неподготовленность

Важную роль при оценке успешности дистанционного обучения играет техническая сторона вопроса. Проблемы с подключением к Интернету, зависающие и «падающие» от перегрузок онлайн-платформы – не лучшее начало для такого сложного процесса, как онлайн-обучение. Впоследствии стало ясно, что не только в интернете дело: педагогам, не знакомым в полной мере с платформами, сайтами и площадками, которые предлагает сегодня в изобилии Всемирная Сеть, сложно сходу перейти в «онлайн».

– К новым условиям работы приспособиться достаточно трудно, потому что дистанционное обучение гораздо более времязатратно, чем очная работа. К примеру, сейчас одиннадцатиклассники по русскому языку в основном выполняют тестирования и пишут сочинения, – рассказывает методист ИРО и ПКПК, учитель русского языка и литературы гимназии (английской) Ирина Кожевникова. – То есть если раньше ученики писали сочинения, учитель получал их и проверял, сейчас школьники дистанционно через платформу пишут работы и прикрепляют там же. Я эти сочинения загружаю, распечатываю, потому что русский язык в любом случае не проверишь просто с листа – нужно выносить ошибки, потом эти пунктуационные и орфографические ошибки считать и так далее. Я проверяю, фотографирую и по WhatsApp им отправляю результаты, то есть процесс стал более длительным.

kozevnikova deti

Ирина Кожевникова с классом / Фото: архив Ирины Кожевниковой


Безусловно, будущие выпускники ранее уже познакомились с различными онлайн-тестами, курсами, нередко использовали поисковые системы для подготовки к урокам. Однако когда обучение становится практически самостоятельным, это приводит ко второй проблеме – увеличение общей учебной нагрузки, выполняемой вдобавок к домашним заданиям.

Проблема 2. Увеличение объема самостоятельной работы

Несмотря на то, что количество домашних заданий, как и рекомендовал региональный минобр, осталось на прежнем уровне, объем учебного материала возрос. Это отмечают не только школьники, но и педагоги.

– На «дистанционке» на нас навешивают неадекватно много заданий. Три урока по 30 минут – за это время учителя не успевают нам рассказать материал, в принципе никто ничего не понимает, бывают проблемы со связью, у многих учителей веб-камера низкого разрешения и на доске ничего не видно, – делится Данил Соколов, одиннадцатиклассник из 30 гимназии. – Учебного материала стало больше, потому что учителя не успевают нам все объяснить на уроках, то есть они кидают это нам сверх домашнего задания.

Прежде чем выполнить домашнее задание, школьникам необходимо прочитать учебники, теоретические материалы и посмотреть видеоуроки. И только после этого они могут приступить к написанию сочинений, выполнению тестов и проверочных работ. Сухая теория «впитывается» далеко не так же хорошо, как разъяснения педагогов, с которыми школьники работали годы до этого. Ну и, разумеется, пропорционально увеличению учебных материалов возрастает нагрузка на глаза.

В то же время, по словам как педагогов, так и учащихся, отметки во время дистанционного обучения несколько улучшились, но в целом остались на прежнем уровне. Разве что чуть повысилось качество выполнения работы – это в первую очередь связано с тем, что школьники могут выполнять задания в любое удобное для них время.

Проблема 3. Подготовка к ЕГЭ по остаточному принципу

DSCN2762Алексей Анпилогов / Фото: архив Алексея Анпилогова


Одной из сложностей подготовки к Единому государственному экзамену является то, что помимо профильных предметов у 11-классников есть и непрофильные. Педагоги, не успевшие разобраться с новыми формами работы, задают выпускникам подчас слишком много, а те в свою очередь не справляются с объемом самостоятельной работы.

После 6-7 часов практически самостоятельного обучения одиннадцатиклассникам приходится еще и готовиться к экзаменам. Свободного времени остается очень мало.

– По идее, выпускникам нужно сосредоточиться на тех предметах, которые им нужны для сдачи ЕГЭ, но помимо этого им нужно быть аттестованными по непрофильным предметам. Из-за этого школьникам бывает сложно выкроить время для предметов профильных, потому что нужно успевать все, – говорит Алексей Анпилогов, учитель истории и обществознания и классный руководитель выпускного класса лицея № 1 им. Н. К. Крупской.

В итоге в подготовке к ЕГЭ выпускники разделились на два лагеря:

  • первая часть, наиболее ответственная, усиленно готовится к экзаменам, бесконечно решает варианты, находит интересные способы получения недостающей информации, перечитывает теорию и тренируется,
  • вторая потеряла мотивацию.

Такие одиннадцатиклассники без контроля со стороны родителей и учителей не могут себя заставить заняться подготовкой к экзаменам, сбитый распорядок дня отнюдь не способствует самодисциплине, а не провалиться на ЕГЭ им помогут репетиторы.

Подытожим

Каково же будущее дистанционного обучения в России – вопрос по-настоящему сложный. Часть педагогов склонна вернуться к обычным урокам, не внося в отлаженную систему никаких изменений, потому что результат не стоит затраченных усилий. Вторая группа считает, что школа важна в частности как социальный институт. Третья группа педагогов встречает изменения, как и все новое и непривычное, с интересом и любопытством. Они сами готовы учиться и подстраиваться под меняющиеся условия, которые диктует им время.

На сегодняшний день пандемия продолжает диктовать свои условия, а людям остается только подстраиваться под них. Магаданские школы и педагоги оказались не готовы к встрече с онлайн-обучением, исключающим личный контакт. Виной тому недостаточная материально-техническая оснащенность образовательных учреждений, недостаточное уверенное и обширное использование различных интернет-ресурсов, отсутствие налаженной системы обучения и его стандартов, что ведет к дифференциации знаний.

Школьники, в частности 11-классники, расслабились, частично сняв с себя ответственность за собственное образование, а для некоторых переход на «дистанционку» наоборот стал толчком к саморазвитию, самообразованию и работе над мотивацией.

Слово учителю


Ирина Кожевникова, методист ИРО и ПКПК, учитель русского языка и литературы гимназии (английской):

– Хочется отметить работу детей. Они почувствовали ответственность и повзрослели. Для них это, конечно, большая жизненная школа. Самостоятельная работа есть самостоятельная работа: без поддержки учителя, без постоянной консультационной помощи им, конечно, сложнее.

Алексей Анпилогов, учитель истории и обществознания и классный руководитель выпускного класса лицея № 1 им. Н. К. Крупской:

- Мне кажется, что за дистанционным обучением будущее. Наверное, многие из учителей возьмут на вооружение некоторые формы работы, которые используют сейчас. Это на самом деле удобно. Говорить о полном переходе на эту систему, может быть, пока рано, но заимствования – почему нет? Я бы оставил тестовые платформы, потому что это очень экономит и средства, в частности бумагу, и время учителя, потому что заранее один раз создается форма с правильными ответами, затем ссылка отправляется ученикам, а после их выполнения результаты считаются автоматически. Это очень удобно.

Дарьяна СЕМЕНОВА

Поделиться новостью:

Читайте наши новости в WhatsApp И Telegramm


Читайте также