05 апреля 2020 | 12:00

Во имя руды на Колыме

В крупнейшем НИИ территории - перезагрузка

savva 050420

Наталья Савва: «Рудное направление в СВКНИИ продолжают молодые ученые. Можно сказать, произошла перезагрузка» / Фото: архив СВКНИИ

В 1960 году на Северо-Востоке был создан уникальный академический Северо-Восточный комплексный НИИ. Основным направлением его деятельности стала геология. Основатель института Николай Шило одной из первых открыл в институте именно лабораторию геологии золота.

Сейчас разъехались, вышли на пенсию корифеи теории рудообразования Анатолий Сидоров, Сергей Ворошин, Анна Пляшкевич и другие, оставив в науке яркий след. Но рудное направление продолжают молодые ученые. Можно сказать, произошла перезагрузка.

Теперь это направление озаряет ярким светом новое поколение исследователей-геологов. Ирина Голубенко, кандидат геолого-минералогических наук, продолжила начатое Сергеем Ворошиным в сфере цифровых технологий: созданы комплекты цифровых геологических карт и карт полезных ископаемых. Она руководит группой молодых инженеров, работающих в этом направлении. Так, старший научный сотрудник Антон Глухов, высокоэрудированный геолог, получивший неоценимый практический опыт в различных компаниях Северо-Востока и на стажировке в Канаде, выпустил монографию «Практика современной геологоразведки: международный опыт и российские реалии». Это - учебное пособие для студентов. Сейчас под его, а также члена-корреспондента РАН Николая Горячева руководством готовится к защите кандидатской диссертации младший научный сотрудник Александр Бирюков. Его исследование - о типах оруденения Приколымского террейна.

Кандидат геолого-минералогических наук Татьяна Михалицына, ведущий литолог и специалист по золотому оруденению в черносланцевых толщах Северо-Восточного региона, помогала в подготовке диссертации и была наставником еще одного кандидата наук лаборатории - Ольги Соцкой, освоившей под руководством Елены Горячевой метод микрорентгеноспектрального анализа. Ольга Тарасовна постоянно совмещает научно-исследовательскую деятельность с определительской работой для нужд других лабораторий НИИ. Совместно с Татьяной Михалицыной молодые исследователи впервые открыли и описали платиново-металльную минерализацию в рудах Наталкинского месторождения.

Большую организационную работу ведет кандидат геолого-минералогических наук Елена Колова, выполняющая обязанности заведующего лабораторией. Она - признанный специалист молибден-медно-порфировых систем. В 2019 году готовила совместно с экономистами института и Правительством Магаданской области доклад о перспективах этого оруденения в регионе, проводит изучение флюидных включений в кварце рудных месторождений. Можно отметить ее великолепный комплексный подход к этим исследованиям, который на порядок выше проводившихся ранее. Елена Евгеньевна быстро осваивает новые методы, методики, аппаратуру. Сейчас она является наставником молодого специалиста младшего научного сотрудника Александра Соболева, он осваивает методы термобарогеохимии, состоит в совете молодых ученых, активно выступает с научными докладами.

Я желаю ученым-геологам НИИ освоения новых знаний и методов, солидных публикаций, подготовки докторских диссертаций, получения грантов на проведение прорывных исследований!

Наталья САВВА, доктор геолого-минералогических наук.