13 октября 2020 | 15:20

Уникальное открытие магаданских ученых: сибирская лягушка до полугода может жить без кислорода

Этот факт может дать толчок в изучении механизмов кислородного голодания и лечения связанных с ним болезней

lyagushka vesti skrin

Скрин сюжета "Вести Магадан"

Несколько лет ученые Института биологических проблем Севера изучали земноводных. В результате выяснили: сибирская (амурская) лягушка переносит замораживание, а ее организм способен переключаться на бескислородный путь обеспечения энергией, сообщает телеканал «Вести Магадан».

На Колыме сибирская лягушка водится в термокарстовых озерах – это водоемы на вечной мерзлоте, в которых почти нет рыбы. Зимой вода в этих озерах промерзает почти до самого дна, и в ней не остается кислорода.

Ученые долго сомневались в том, что лягушки способны до полугода жить без этого элемента. И, чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение, провели лабораторный эксперимент, поместив их в бескислородную среду. Сибирская лягушка выжила. В прошлом году одну из Нобелевских премий вручили ученым, которые выяснили, каким образом организм человека перестраивается в условиях нехватки кислорода. Но тогда у исследователей не было модели для работы, теперь ею как раз может стать сибирская лягушка.

– Такой моделью всегда служили лягушки, белые мышки, крыски, масса насекомых используется в качестве модели, потому что можно быстро обратить поколение, и это не человеческий материал. И она в этом смысле безумно перспективна как такая лабораторная модель, – рассказал профессор, доктор биологических наук, главный научный сотрудник лаборатории биоценологии ИБПС ДВО РАН Даниил Берман.

После экспериментов с лишением кислорода сибирских лягушек исследовали в топографическом центре Новосибирского Академгородка. Там подробно изучили их химический состав и доказали, что энергетический обмен действительно идет без участия кислорода.

gtrk 131020202

Скрин сюжета "Вести Магадан"

– У сибирской лягушки, в отличие от других изученных нами видов лягушек, самая массивная печень в отношении к массе тела. То есть это такое мощное депо, где накапливается очень много этого гликогена, так много, сколько нет ни у какого другого изученного вида, – прокомментировала заведующая лабораторией биоценологии ИБПС ДВО РАН Нина Булахова.

Гликоген (запасенная энергия) – как раз то топливо, на котором живет лягушка без кислорода. В ее организме идет процесс гликолиза – переработки глюкозы, для которой этот элемент не требуется. Человеческий гликолиз – это переключение организма высоко в горах. Или на Севере – в условиях крепких морозов, когда кислорода достаточно, но организм его не принимает.

– Кислорода столько же, а вот альвеолы (те самые элементы легких, которые усваивают кислород, садящийся на гемоглобин, а его растаскивает по всему организму) не способны работать при низких температурах. Им нужно обязательно согреться, – пояснил Даниил Берман.

Публикация работы в известном международном издании «Саэнтифик репортс» – это признание результатов исследования магаданских ученых. Сейчас они планируют изучать другие виды лягушек, в том числе привезенную из Приморья дальневосточную жерлянку. О ее жизни и способах зимовки науке пока мало что известно.

Людмила ЩЕРБАКОВА