12 августа 2020 | 17:37

Ученые нашли древние стоянки и уникальное растение на Колыме

Группа исследователей ИБПС и СВКНИИ вернулась в Магадан по завершении экспедиции горного ледникового озера Малык

malyk 04

Участники экспедиции ИБПС и СВКНИИ на озере Малык, август 2020 /Фото из архива экспедиции ученых

Озеро Малык находится в отрогах хребта Черского, который по инициативе ученых провозглашен национальным парком Магаданской области. Малык - территория Сусуманского городского округа

Из-за удаленности озера организация экспедиции потребовала больших затрат, она состоялась без целевого финансирования и ее уже считают успешной из-за редчайших находок.

К берегам озера прибыли 12 ученых: геологи, археологи, ботаники, паразитологи, генетики, гидробиологи. Руководили работами Елена Хаменкова,  ученый секретарь ИБПС, кандидат биологических наук и Сергей Бурнатный,  младший научный сотрудник СВКНИИ.

- Собраны сведения о гидрологических особенностях озерно-речных систем Малык-Сиенской впадины, ее флоре и фауне, стоянках древних людей. Практически все исследования здесь были проведены впервые, - отметила Елена Хаменкова.

Гидрологи собрали банк данных об озере

malyk

Фото: Сергей Карпухин

Огромный объем работ выполнен по исследованию озера. В первый же день установили его размеры - 11 км в длину, 3 км в ширину. По эхолоту осмотрели глубины и по берегам, и в центре. Все точки отмечены методом GPS.

Досконально обследована подводная часть, привезли керн донных отложений для изучения древней флоры и определения возраста. Установили максимальную глубину водоема - 65 метров. Буквально с колес, в полевых условиях геолог СВКНИИ Сергей Бурнатный проводил обработку данных в компьютере, что даже представить себе не могли предшественники исследователей. Результат: есть подводный рисунок озера.

Прежде же, по словам ученого, эти промеры делали веревками с глубинными отметками, записи велись только вручную. К слову, по всей глубине озера расставили температурные датчики. Конструкция поможет установить суточную и годовую динамику температуры в водоеме и то, как идет распределение по глубинам. Все это станет известно уже через год. Пока что ни одно озеро  Магаданской области так не измеряли.

Так ли чиста ихтиофауна?

Виталий Поспехов - гельминтолог ИБПС, в экспедиции он обследовал ихтиофауну Малыка на предмет зараженности гельминтами. В озере обитают арктические гольцы, хариусы, это ценные породы. Здесь рыбачит местное население. Безопасна ли рыба, есть ли в ней паразиты, выяснял ученый, исследуя почки, печень, желудок на наличие нематод, трематод, скребней и цестод. На берегу озера он развернул полевую лабораторию.

- Вскрывал кишечник и желудок, изучал содержимое, затем смотрел  под микроскопом, - делится ученый.

Чтобы дать точный ответ всех извлеченных из рыб паразитов он не только отмыл, рассмотрел, но и пересчитал, упаковал - только после этого выяснится степень зараженности озерных рыб. Сильно пораженной считается та, в которой более ста червей.

Виталий Поспехов исследовал ихтиофауну не только Малыка, но и соседних водоемов, где обитает гольян из семейства карповых, в которых он нашел ранее не выявленных паразитов. Для гельминтолога это научное открытие.

malyk 02

Фото: Сергей Карпухин

Остролодочник сусуманский – только на Колыме!

В полевых маршрутах ботаники установили эндемичное растение, которое произрастает в южных отрогах хребта Черского и больше нигде на нашей планете. Его название - «остролодочник сусуманский». Елена Андриянова, кандидат биологических наук, рассказала, что теперь важно точно установить ареал обитания растения, на какой территории оно произрастает и его численность.

Она подчеркнула, ценность находки в том, что живет остролодочник на весьма ограниченной территории Земли. Такая особенность связана с географической изоляцией, специфическим климатом. Это важное открытие.

К сказанному она также добавила, что в этой экспедиции в окрестностях озера Малык найдены 3 редких краснокнижных вида растений - шильник водяной, радиола четырехчленная, беквития Шамиссо.

Артефакты стоянок эпохи неолита

malyk 03

Фото: Сергей Карпухин

Археологические исследования озера проводил Сергей Слободин из СВКНИИ, авторитетный ученый Северо-Востока с большим научным стажем. На Малыке он не впервые, кстати, Сергей Борисович один из тех, кто инициировал организацию национального парка «Черский». Исследуя озеро в прежние годы, сам находил уникальные предметы быта и охоты древних людей.

До этой экспедиции существовало предположение, что люди здесь жили 4000 лет тому назад, выбрав красивое и очень удобное место для существования. Но на этот раз, осматривая одну из площадок побережья, с помощником из артели обнаружил слой, указывающий на то, что человек здесь мог поселиться  7000 лет назад.

Это еще одно подтверждение -  территория Черского богата артефактами, здесь может случиться множество находок. И эти земли нельзя подвергать промышленному освоению. Ученый Слободин убежден, ее надо уберечь в первозданном виде, это превосходное место для туристов, интересующихся диковинками России.

Все полученные материалы будут детально изучаться в лабораториях ИБПС и СВКНИИ, результаты исследований ученые обнародуют после проведения камеральных работ.