31 июля 2020 | 14:55

Метеорит «Омолон» упал на границе Чукотки и Колымы 39 лет назад

В Магадане собрана вторая по уникальности коллекция странников неба к востоку от Урала

meteor

Оленевод И. И. Тынавьи с найденным метеоритом, получившим название «Омолон». Магадан, 15.07.1990 г.  / Фото из архива СВКНИИ

30 лет назад, в июле 1990-го, по решению ученых Комитета по метеоритам при Академии наук СССР на базе музея СВКНИИ создали комиссию по метеоритам Дальнего Востока и Восточной Сибири, а затем снарядили экспедицию к месту падения космического тела (событие случилось девятью годами раньше).

Это стало признанием факта: собранная в музее СВКНИИ коллекция странников неба - так называют метеориты ученые - уникальна. И каждая история находок объектов космического происхождения необычна.

Небесный гость - счастливчик

Начнем с «Омолона». Он упал 39 лет назад такой же светлой летней ночью на границе Чукотки и Колымы, где выпасали стада пастухи совхоза «Пареньский». В то дежурство оленевод эвен Иван Тынавьи в 5 часов 10 минут утра заметил в небе светящийся шар. С гулом и грохотом он несся с северо-запада на юго-восток. Пастух своими глазами видел, как нечто странное пролетело и оставило длинный светлый розовый хвост в восходящих лучах солнца. Иван запомнил направление и определил, что предмет упал в районе реки Кегали, он пообещал себе найти то, что упало на землю.

Только год спустя пастух Тынавьи оказался в тех местах и стал обходить сопку за сопкой. Ему повезло, он все-таки обнаружил небольшую воронку, в центре которой находилась оплавленная черная глыба, имеющая прозрачные вкрапления. Иван взял с собой небольшой кусок метеорита. В 1986 году этот кусочек пастух показал ветеринарному врачу совхоза «Пареньский» Колбасенко. Находились они тогда неподалеку от места падения метеорита, и Тынавьи предложил врачу показать, где лежит глыба. Вдвоем мужчины взобрались на сопку, где космический гость дожидался своего часа.

Странник неба как будто выбирал наиболее подходящее место, упав на мягкий участок водораздела, который имеет величину всего полгектара. С двух сторон это место окружают крупные глыбы, о них он бы разбился, а также склоны, на которых он бы ушел в грунт и спустя время оказался засыпанным.

Через несколько лет метеорит перевезли в Магадан и изучили. Оказалось, «Омолон» - такое название он получил - представитель редкого класса, во всем мире их насчитывается не более сорока, при этом только четвертый раз в истории были свидетели падения такого небесного объекта.

Об уникальности обнаружения «Омолона» говорила на одном из заседаний минералогического общества ученых доктор геолого-минералогических наук из СВКНИИ Ирина Жуланова. Ирина Львовна акцентировала внимание на том, как же удачно поспособствовали все обстоятельства появлению чудо-экспоната.

- Именно этому пастуху спустя 15 месяцев довелось оказаться в бассейне реки Кегали, там, где он заметил падение. На глаз определил то место. Только вдумайтесь, там чуть позже он искал отбившихся от стада животных, а поскольку запомнил необычное явление - падение метеорита, вернулся туда же, обнаружил на сопке высотой 900 м над уровнем моря упавшего на его глазах странника неба.

Как пошла удача

Ученые говорят, как только «Омолон» доставили в Магадан, в музей один за другим стали поступать другие метеориты.

Сокровищницей СВКНИИ - музеем - руководит Марина Фомина. По ее словам, у нас вторая по ценности коллекция метеоритов из тех, что имеются в Зауралье. Они, даже если и выглядят как ничем не примечательные камни, впечатляют: прилетают из далеких галактик за миллионы, миллиарды световых лет. Так что музей имеет право именоваться научным подразделением института!

Гордостью музея является и метеорит «Билибино». Нашли его старатели во время вскрыши торфов недалеко от одноименного чукотского поселка. Тогда бульдозеристы В. Антропов и А. Гриценко сообщили, при каких обстоятельствах они обнаружили небесного странника: «Случилось это 20 июня 1981 года на ручье Шалун прииска «Дальний». На глубине 13 м наткнулись на оплавленную глыбу и извлекли громадный железный камень. На месте его падения образовалась воронка».Эту глыбу, как и «Омолон», переправили в СВКНИИ.

Не прошло и месяца, как 19 июля того же года на ручье Апкит в Билибинском районе близ поселка Анюйск бульдозерист В. Филиппов и машинист промустановки В. Симегрей, промывая пески, тоже заметили оплавленную глыбу. Этот железный камень почти 40 лет в коллекции НИИ. А за четыре года до этого, в промсезон 1977-го на глубине 7 м старатель А. Чередниченко обнаружил метеорит, которому дали имя в честь геолога Алискерова. Все они бесценные экспонаты в земной коллекции космического вещества.

Марина ПРАСКОВА.