27 февраля 2020 | 15:20

Компас жизни Михаила Кондратьева

На что магаданский ученый потратит средства гранта губернатора

Kond 1

Павел Колегов и Михаил Кондратьев / Фото из личного архива М. Кондратьева

Ученый СВКНИИ Михаил Кондратьев, недавно вернувшийся из Москвы, где в Институте физики Земли Российской академии наук успешно защитил диссертацию на соискание звания кандидата геолого-минералогических наук по теме «Тектонические напряжения в Северном Приохотье», точно знает, чем займется в летней полевой экспедиции 2020 года.

Фундаментальный проект

Сейчас Михаил Николаевич занимается подготовкой полевого снаряжения. Отряд, руководителем которого он назначен, отправится в Северо-Эвенский городской округ.

- Такие планы определились по возвращении из Москвы, когда узнал, что стал обладателем заявленного гранта, который одобрил губернатор Колымы, - рассказывает Михаил Кондратьев. - На эти средства выполним исследования по датированию деформаций разломов - проект фундаментального характера. Мы нацелены на изучение Ланково-Омолонской зоны, в поле отправятся водитель и сотрудники лаборатории Павел Колегов, Владимир Смирнов, я и студент 4-го курса СВГУ Илья Крылов.

Михаил Николаевич объяснил, в чем суть проекта, для чего необходимо фундаментальное исследование.

- Таким образом расширяются знания о мире. Проводя исследования, ученые проверяют, подтверждают или опровергают теории, объясняющие различные научные явления, они бывают познавательные, описательные и разъяснительные. Проект даст возможность определить возраст разломов, выяснить, в какие исторические периоды случались подвижки тектонических плит в Магаданской области, - продолжает ученый. - Это необходимо, чтобы понять, как происходили деформации и смещения, поскольку наша территория с геодинамической точки зрения выглядит как белое пятно. У нас недостаточно изучена история развития деформаций земной коры и меньше всего  - возраст. Мы применим новый, более точный метод датирования определения деформаций. Ну а результатом выполнения проекта станет первый опыт определения возраста тектонических подвижек.

Компьютеры и снимки Рентгена

Sobolev KondrФото: из личного архива М. Кондратьева

Людям, далеким от науки, может показаться, раз в фундаментальных исследованиях нет ярко выраженной повседневной необходимости, то нужны ли они? Но в каждом НИИ наряду с задачами практического характера существуют долгосрочные, ориентированные на перспективу. И они служат прогрессу.

Ученые СВКНИИ привели несколько примеров, доказывающих необходимость такого рода проектов. Оказывается, без фундаментальных исследований не было бы… компьютеров. Более ста лет назад математики провели ряд исследований, благодаря чему сделали важные открытия, которые легли в основу изобретения компьютеров. А тогда им не нашлось практического применения. Вот так кажущиеся скучными занятия способны до неузнаваемости изменить жизнь!

Другой пример. Вильгельм Рентген не искал способы обнаружения переломов, когда открыл излучение. Его снимки стали случайностью, но этим открытием воспользовалось все человечество. Так что ученые совершают прорывные открытия!

В наше время финансируются только те проекты, авторы которых превосходно владеют темой, имеют условия и оборудование для проведения экспериментов. Последний пункт в полной мере относится к ученому Кондратьеву.

В 2012 году он изобрел прибор, на который имеет патент, - цифровой компас. Ценность его в том, что он облегчает трудоемкий процесс. Компас Кондратьева - инновационный продукт, автор изобрел устройство для определения направления падения пласта горных пород, которое применяется при замерах трещиноватостей горных пород. Кондратьев значительно упростил рутинный процесс. Прежде приходилось подолгу балансировать у обнажения, стоя порой на одной ноге. Теперь операция сократилась - для ста замеров хватает 12 минут: приставить компас, замерить азимут, угол падения и записать данные в полевую книжку. Так уже обследованы бассейны рек Армань, Нельканджа, Каральвеем и другие объекты территории.

Скоро в поле!

Ну а в экспедицию Кондратьеву выезжать через четыре месяца. Там быт организуется легко и просто: укрытие от дождя и ночлег в палатках, кухня на костре, маршруты под открытым небом. Так работают уже сотню лет, и никакой научно-технический прогресс не в состоянии помешать им кипятить чай в закопченном котелке, пользоваться геологическим молотком в качестве трости при ходьбе, масштабной линейкой при фотографировании. А о возможности многоцелевого использования промывочного лотка даже и говорить не следует.

За десятилетия практики геологи выработали оптимальный набор вещей и предметов, которые предельно просты. И в этом заключается бесконечная возможность их применения. Непривычный быт, кажущийся таким для обывателя, становится простым и само собой разумеющимся всего за несколько полевых сезонов.

Марина ПРАСКОВА.