12 июля 2020 | 16:31

Экология бурозубок колымского ученого Николая Докучаева

Доктор биологических наук, которому сегодня исполняется 70 лет, начинал исследования Северо-Востока с романтических мест, а началось все с записки…

Dok Nedor

На о. Недоразумения/ Фото из архива Николая Докучаева

12 июля исполняется 70 лет заведующему лабораторией экологии млекопитающих Института биологических проблем Севера, доктору биологических наук Николаю Докучаеву. Из семи десятков 50 лет ученый провел в экспедициях по Дальнему Востоку и Якутии. Девять полевых сезонов - с коллегами из США, в Японии.

По заявке от ИБПС получил распределение в Магадан. Здесь трудится 47 лет в одной лаборатории. Из них 15 лет заведует. Завидное постоянство! А начинал в ИБПС стажером-исследователем, потом была очная аспирантура. Основным объектом исследований юбиляра все годы оставались бурозубки. По этой группе млекопитающих Николай Евгеньевич защитил кандидатскую и докторскую диссертации в 1980 и 1998 годах, вот название кандидатской «Экология бурозубок на Северо-Востоке Сибири и оценка их роли в биоценозах».

Первые сезоны

Учился Николай Евгеньевич на биолого-почвенном факультете ДВГУ, окончил вуз с красным дипломом, его исследовательская деятельность началась в студенчестве. Первая практика - в Приморье, в бухте Ольга. Вторую провел на Чукотке на месте заброшенного поселка Усть-Чаун, где позже был построен Чаунский стационар ИБПС:

- Тогда познакомился с ученым-зоологом Владимиром Кривошеевым. С ним был связан по работе в последующие годы. Материалы для курсовой и дипломной работ добывал в составе полевых отрядов ИБПС. С Владимиром Гавриловичем обследовали окрестности Охотска, Верхнего Пареня, накопились сведения по мелким млекопитающим, обитающим вдоль Тенькинской и Колымской трасс, - вспоминает ученый.

Юбиляру есть что вспомнить! Прокладывал тропу сквозь дебри Колымы под началом видных деятелей науки - Витаутаса Контримавичуса, Владимира Кривошеева, Феликса Чернявского, Арсения Кречмара, Александра Андреева.

Семейная легенда

Материалы для диплома, уже после того, как была написана курсовая, мой собеседник добывал на полевой базе ИБПС на реке Омолон, она в 200 км ниже поселка.

- Но чего это стоило! - рассказывала волнующимся голосом о том путешествии, полном риска, Вера Борисовна, супруга и коллега Николая Евгеньевича.

Она сотрудник лаборатории ботаники ИБПС, опора и прекрасная жена ученого Докучаева. Охотно сотрудничает с редакцией «МП» за что мы ей благодарны. Эта история - семейная легенда и она же… стала прологом к научной деятельности главы семьи.

Так вот, чтобы оказаться в стационаре, где дислоцировалось отважное племя романтиков, в лаборатории института ему оставили записку с ЦУ и 150 рублей на дорогу. Прибыв в Омолон, сам сплавлялся на надувной лодке по водам бурной реки до стационара. Смеясь, Николай Евгеньевич припомнил указание из записки:

- Держитесь основной струи на реке Омолон, она вынесет вас в нужное место!

Так и случилось. На третьи сутки прибыл в распоряжение ученых ИБПС. Какое-то чутье не подвело институтских зубров: молодой ученый оказался сильной личностью, проявил себя настоящим мужчиной.

Сейчас поколение воспринимает Приказы с запретами ночевать поодиночке в тайге, не говоря о самостоятельных сплавах по рекам, с иронией. Я же спросила Николая Евгеньевича, неужели ему не страшно в тайге в полном одиночестве?

Понятно, доктор наук рассуждает иначе, чем городские жители, которым и дачная жизнь в диковинку. А он вырос в таежном поселке - леспромхозе - под Хабаровском. С детства любил быть на природе:

- Для меня тайга - привычные условия, - объясняет собеседник.

Dok Zav

На о. Завьялова/ Фото из архива Николая Докучаева

Тот самый дом бродяг-романтиков

Чего стоили зимние полевые сезоны на уже упомянутом Омолонском биологическом стационаре со старшим коллегой, ученым-орнитологом Александром Андреевым и охотником-промысловиком Славой Птицыным!

- Этот Слава, - продолжает воспоминания ученый, - тот самый легендарный персонаж произведения Куваева «Дом для бродяг». Река Омолон - место весьма примечательное. «Там, где среди горных долин течет красавец река Омолон» – строки геолога-писателя Куваева, - цитирует Николай Евгеньевич и поясняет:

- «Дом для бродяг» находился на метеостанции «Усть-Олой», что стоит на берегу Омолона у Полярного круга. Там работал Слава Птицын, домик с пятью окнами пустовал. В нем обычно отдыхали случайные «бродяги». А в 80 км выше по течению ученые НИИ обосновали стационар.

Прошли десятилетия. Накопленный опыт и знания ученый передал последователям в науке, его ученики уже защитили диссертации - Алексей Ямборко и Сергей Киселеву кандидаты биологических наук.

Прошу Николая Евгеньевича вернуться к теме собственной диссертации, посвященной бурозубкам:

- На тот момент эта группа млекопитающих была наименее изученной, хотя зверьки широко распространены в нашем регионе, представлены несколькими видами, я подробно изложил, как такие мелкие млекопитающие умудряются существовать в суровых условиях. Изучая популяционную экологию бурозубок, провел на Омолоне 6 полевых сезонов и 10 лет в Северном Приохотье на реке Челомджа, что позволило мне сравнить особенности жизни зверьков в контрастно различающихся климатических условиях.

Но не только одни они были в поле его зрения. Разные виды полевок, лемминги, пищухи, другие представители северной фауны. Со временем научные интересы Николая Евгеньевича сместились к вопросам систематики и четвертичной истории, в частности Берингии. Это потребовало расширения географии исследований. За минувшие три десятилетия он собрал материалы в разных точках - на Чукотке, Камчатке, Сахалине, Хабаровском и Приморском краях, в Якутии. Исследована фауна млекопитающих Шантарских островов, Парамушира и всех островов Тауйской губы.

Открытия

Доктор биологических наук Докучаев - автор очерков о редких видах наземных млекопитающих для Красной книги Магаданской области, вышедшей в 2019 году. У него 220 научных трудов, есть «открытия». В первую же поездку на Аляску обнаружил и описал новый для науки вид – «юконская бурозубка». Будучи по приглашению в Японии, обработал коллекция ископаемых бурозубок о. Хонсю - это древние представители фауны. Результаты исследований опубликованы в японском журнале, в статье автор по-новому трактует четвертичную историю заселения бурозубками японских островов.

Круг научных интересов Николая Докучаева весьма широк. На основе его сборов, например, описано несколько новых видов паразитических червей. В частности, новый вид нематод был описан от полевок-экономок, населяющих Ольские марши. Интересно то, что близкие виды нематод являются паразитами сумчатых и грызунов Австралии. Где Ольские марши, и где Австралия? Согласитесь, весьма интересные связи!

Ряд лет ученый выигрывает гранты Российского фонда фундаментальных исследований, что позволяет совершать поездки за новым материалом и для работы с коллекционными фондами в ведущих музеях.

В нынешнем сезоне Николай Евгеньевич собирает материал по мелким млекопитающим в окрестностях Магадана. В планах посетить остров Завьялова, реку Колыму.

«МП» поздравляет ученого с юбилеем, уважаемый Николай Евгеньевич, желаем Вам крепкого здоровья, больших успехов в научной деятельности, новых открытий, семейного счастья, благоприятного полевого сезона под приветливым солнцем Магадана.

Марина ПРАСКОВА.