Она оставила для ГТРК «Магадан» богатейшее наследие

Фото из личного архива Тамары СТАРУНОВОЙ
В течение 55 лет в часы вещания областного радио колымчане слышали фразу: «Звукорежиссер программы - Тамара Старунова», и воспринимали ее как хорошо знакомого человека. Вчера, 29 февраля, был ее последний рабочий день на областном радио, талантливый специалист решила уйти на заслуженный отдых. Свою деятельность она начинала в Анадыре на окружном радио.
В профессии звукорежиссера нет рутины, она дает возможность знакомиться с яркими личностями, общаться с разными интересными людьми и вместе с ними работать, создавая программы, постановки, концерты, при помощи звуковых эффектов делать все так, чтобы записанное звучало гармонично, качественно и западало в душу.
Именно так всегда трудилась Тамара Старунова. Свое мастерство она доказывала даже в Москве на Всесоюзном радио, куда приезжала, чтобы подтверждать уровень профессионального мастерства. Там всегда отмечали ее творческий подход к работе и удивлялись, какие же высококлассные специалисты трудятся на Севере.
Как-то в конце 1980-х годов в Москве она записывала народного артиста Советского Союза Вячеслава Тихонова для передачи художественного вещания Всесоюзного радио.
- Великий артист СССР, любимец публики никак не мог войти в образ, переживал, запись не шла, - удивлялась, вспоминая тот случай, Тамара Старунова.
Возможно, звукорежиссер никогда не рассказывала об этом эпизоде, но такое было в ее практике. Конечно, все состоялось, иначе и быть не могло, ведь у микрофона работал талантливый артист, а за пультом опытный звукорежиссер. Тогда ее поразило, с какой ответственностью и строгостью подходил к себе Вячеслав Васильевич.
В Магадане звукорежиссер создала десятки литературно-художественных программ, которые хранятся в оцифрованном виде для будущих поколений слушателей.
«Птица капитана Росса» (12+) по повести Олега Куваева - первый самостоятельный радиоспектакль Тамары Старуновой по сценарию Александра Черевченко. Это были многочасовые записи с актерами, поиски музыкальной составляющей, новых выразительных звуковых возможностей, что с неизменным постоянством присутствовало в ее работе над последующими радиоспектаклями по произведениям Юрия Рытхэу, Альберта Мифтахутдинова, Бориса Василевского, Николая Балаева, Евгения Рожкова, Геннадия Ненашева, Антонины Кымытваль, Зои Ненлюмкиной, Анатолия Пчелкина, Михаила Эдидовича, Семена Лифшица, Станислава Дорохова и других знаменитых литераторов Северо-Востока.
Автор радиоспектакля Александр Черевченко написал к нему стихотворение «Розовая чайка» (6+), а незадолго до окончания работы режиссер Павел Хачиян из Москвы прислал запись этой песни, и она прозвучала в эфире. Александр Черевченко, послушав с огромным пристрастием спектакль, признал, что он безупречен.
- Потом был «Мой Пушкин» (6+) Марины Цветаевой, прочитанный замечательной актрисой областного театра Лидией Чукаевой. Практически все литературные композиции и радиопостановки по произведениям писателей, поэтов удавались Тамаре Старуновой. Перечень литературно-художественных программ включает множество имен тех, кто в 1970 - 1990-х годах писал о Севере с чувством огромной любви, - так тепло вспоминает о совместной работе с коллегой журналистка Нина Пугачева, уехавшая из Магадана в Бишкек.
Работа с артистами, журналистами, писателями, художниками, геологами, каждый из которых приносил в студию свой собственный мир, смысловые акценты, порой весьма противоречивые, выработала в Тамаре Никифоровне несокрушимое терпение и понимание, которое она умело направляла в нужное русло, чтобы звук не был пустым, а смысл ускользающим. Это ее уникальное профессиональное достоинство.
Во время работы с диктором Грантом Халатовым, читавшим стихи поэта Осипа Мандельштама (12+) для программы «Стихотворения чудный театр», был также достигнут безупречный результат. Напомним, то были годы, когда люди слушали стихи, прозу. Время диктовало свои задачи, что прекрасно понимала звукорежиссер Старунова, и она доносила это взыскательной аудитории трех часовых поясов, раскинувшихся от Колымы через Чукотку до государственной границы с США в Беринговом проливе.
Тамару Никифоровну всегда ценили коллеги. В этой публикации нельзя не вспомнить о Георгии Радченко, руководившем областным радио на протяжении многих лет. Он тоже был вовлечен в работу над радиопостановками и композициями наравне с артистами магаданского театра. Первоклассный журналист, чьи репортажи с блеском проносились по эфиру и вызывали большой отклик, прекрасным баритоном украшал литературно-художественные программы. Так родились «Другие берега» (12+) по книге Владимира Набокова и многие другие.
Все, что сделала Тамара Старунова для областного радио, бесценно, а самое лучшее оцифровано и хранится в архиве.
Отметим
В 2001 году ветеран труда Магаданской области и России Тамара Старунова награждена знаком «Почетный радист». Ее профессиональный стаж - 55 лет.
Марина ПРАСКОВА
Сетевое СМИ (сайт) Издательский дом «Магаданская правда» (ИД МП) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г.
Регистрационный номер: Эл № ФС77 — 76190
Главный редактор: Сидорова Е.В.
Учредитель: Областное государственное автономное учреждение «Издательский дом «Магаданская правда».
Директор Кончева Е.А
Связь с редакцией: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Тел. +7 (4132) 20-21-04
685000, Магаданская обл., г. Магадан, пер. Школьный, д. 3
© ИД «Магаданская правда», 2013-2019. Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции. Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.
Смещение времени на сайте относительно московского: +8 ч.
ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ САЙТА: 12+
Политика в отношении обработки персональных данных