Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
17 июня 2020 | 17:30

Магаданский живописец Валерий Прасков: Мою руку узнают. Мне этого достаточно

17 июня заслуженный художник России отмечает 80-летие

DSC 8449

Фото: Расул МЕСЯГУТОВ


Его творчество хорошо знают не только магаданцы и жители Чукотки, но и хабаровчане, приморцы, камчатцы, которым давно известны заслуги мастеров кисти и резца Колымы - представителей одной из сильных творческих организаций Дальнего Востока, знаменитой своими особенными традициями, заложенными здесь творцами, стоявшими у основания Союза художников области, официально образованного в 1962 году.

С некоторыми из корифеев-сидельцев Валерий Трофимович был знаком много лет. К примеру, Николай Гетман был соседом по лестничной площадке. Их мастерские в Магадане, что на Советской, 5, - напротив друг друга. В этом типовом доме на пятом этаже специальным проектом архитекторы предусмотрели помещения для художников. Прасков дружил и с Герцем Шлосманисом. Он и Гетман - мастера старшего поколения, пережили военное время, репрессии. Для Праскова, как и для других магаданских художников, они стали в живописи маяками.

Единственный из рода

DSC 8399

Мастер с женой Мариной / Фото: Расул МЕСЯГУТОВ


Валерий Прасков родился в предвоенном 1940-м. Рос без отца - Трофим Прасков ушел на фронт, когда сыну был всего год. Его, дочку и жену Трофим Иванович оставил на попечение родне, а точнее, семье старшего брата Никиты, у которого воспитывалось 11 дочерей. В годы Великой Отечественной войны 13 детей двух братьев росли вместе, не делились на родных и двоюродных.

Спустя годы девушки повыходили замуж, сменили фамилию, и продолжателем рода Прасковых оказался паренек из этой большой семьи - Валерий, сын Трофима, младший из детей. Он единственный в родне был отмечен талантом живописца. Художнику это кажется чем-то удивительным и необъяснимым.

- А ведь сколько детей сестренки нарожали! - говорит Валерий Трофимович, смеясь.

К слову, сестры наслышаны о его деятельности, но, к сожалению, изредка видели его картины, когда проходили коллективные выставки в Хабаровске, Владивостоке, Благовещенске. Семья Прасковых жила в красивом доме в пригороде Владивостока Садгороде.

- Отец курировал санатории и курорты края, - продолжает Валерий Трофимович, - он был известен и за пределами Дальнего Востока. Сам Молотов хвалил его за отлично налаженную работу и даже премировал мотоциклом. На фронт отца не хотели отпускать: такие кадры нужны были в тылу, но он настоял.

В ноябре 1942-го политрук Трофим Прасков погиб в пекле Сталинградского сражения в возрасте 33 лет. В 1973 году, когда сыну защитника города на Волге было 33 года, наследник побывал в Волгограде. На Мамаевом кургане отыскал высеченную на камне фамилию. Знающие люди советовали: «Там не в алфавитном порядке искать надо, а по номерам воинских частей и подразделений. Списки-то огромнейшие».

- Три дня искал. Положил громадный букет, - вспоминает о поездке на Волгу Валерий Трофимович.

Недавно племянник художника в Интернете выяснил, что за день до гибели Трофима Праскова повысили в звании. Вот только приказ не успели издать, что объяснимо - военная обстановка. А на следующий день он геройски погиб. Такие выясняются факты и детали спустя 75 лет после Победы.

Военная тема нашла отражение в творчестве живописца. В начале 1980-х художник провел несколько месяцев в Доме творчества с потоком живописцев-баталистов студии Грекова. Одна из работ военной тематики сейчас числится в каталоге зонального вернисажа, проходящего в эти дни в приморской столице - на родине художника. Это «Портрет фронтовички-медицинской сестры».

«Сирень» в Магадане, «Семен Дежнев» в Уэлене

org 2117023

В мастерской / Фото: издательство "Охотник"


Валерий Трофимович в Магадане полвека, а на Северо-Востоке еще больше - он служил в секретной воинской части неподалеку от Анадыря. В армии чаще держал в руках не автомат, а кисть художника. Командир части, человек прекраснейшей души, боевой генерал, благоволил к талантливому парню. Не всем это нравилось, некоторые пытались усадить Праскова на гауптвахту, но у них отчего-то никогда это не получалось. Генерал не давал в обиду любимчика. Сразу разглядел в нем творческого человека, непримиримого к «жандармской» дисциплине и муштре, оценил любовь к природе, способность восхищаться красотой Севера.

Эта воинская часть находилась неподалеку от аэропорта Анадырь в Угольных Копях, где, кстати, служил известный в будущем магаданский поэт Анатолий Пчелкин. А познакомились с Прасковым они в Анадыре, где жили после службы. Там сдружились с Мифтахутдиновым, Кымытваль, Рожковым, Ненашевым.

Поэт Пчелкин посвятил Праскову лирическое стихотворение «Земля зимы», а художник подарил Анатолию Александровичу множество картин. Вот только на портрет Пчелкин все никак не соглашался, но перед отъездом во Владимир Прасков уговорил друга. Анатолий Александрович не хотел позировать, сопротивлялся, но все же основное живописцу удалось «прописать» и «положить» на холст. Хотя в душе автор не считал портрет завершенным.

DSC 0939

Фото: Расул МЕСЯГУТОВ


Прасков частенько выезжал в дома творчества художников - на «Академичку» вблизи Вышнего Волочка, в Горячий Ключ Краснодарского края. Там графики, живописцы из всего СССР жили артелью, и каждый над чем-нибудь работал в расчете на то, чтобы показать свои работы другим художникам, вынести на суд профессионалов. Главное - общение, обмен творческими идеями. Золотое время. Дни в окружении братьев по крови проходили на эмоциональном подъеме, творцы друг от друга заряжались.

Буквально за час или два - в течение обеда (во что так и не поверили остальные художники потока) - Прасков написал громадный холст «Сирень». Эту работу магаданцы видят в ЗАГСе, на ее фоне обычно фотографируются скрепленные узами Гименея молодожены и их родственники - как бы в пожелание, чтобы жизнь новобрачных была такой, как эта сирень, написанная художником на одном дыхании!

Кроме «Сирени», Валерий Прасков написал там «Северную эскадрилью»: на фоне пейзажа - аэродром и летчики. И еще одно полотно - «Семен Дежнев». Уже много лет произведение живет своей жизнью в Уэлене. Сам автор ни разу не был в поселке, автор же этих строк ездила туда не раз, заходила и в детскую школу искусств, где обучают детей рисованию, живописи, истории искусств, народным промыслам. Холл школы украшает портрет Дежнева кисти Праскова.

Каждый уэленский школьник знает, что Дежнев со товарищи открыл пролив, отделяющий Евразию от Северной Америки. От Уэлена до мыса Дежнева - несколько километров, многие ребята стремятся побывать в самой восточной точке России. Они верят, что первопроходец был внешне и внутренне именно таким, каким его изобразил Валерий Трофимович - красивым, мужественным, отважным.

Звезда аукционов

DSC 0878

Фото: Расул МЕСЯГУТОВ


...Когда упал «железный занавес», разделявший СССР и США, и на Северо-Восток впервые прилетел губернатор Аляски господин Хиккл с супругой, американская чета пожелала приобрести для своей коллекции пейзаж. Остановили выбор на картине Праскова. Чуть позже на Аляске побывал и автор, передал в дар музею Анкориджа свою работу, написанную в поездке, - «Лунная ночь в Валдизе». Куратор музея прислал автору благодарственное письмо, сравнив произведение магаданца с полотнами художников-реалистов XIX века.

В начале 1990-х впервые в Магадане и Анадыре провели аукционы картин, и, примечательный факт, на каждом из них приобретали картины Праскова. Для горожан торги были в диковинку, но несмелая публика останавливала выбор именно на его картинах.

Потом много шума наделали его полотна «Глухариные места» и «Лунная ночь», посвященные колымской природе. На первой запечатлены редкие по красоте уголки тайги, куда добираются, наверное, только ученые-биологи да путешественники, а еще, может быть, охотники. Картина была нарасхват, и автор написал с нее много копий. Что интересно, полотно в красных тонах, а смотришь на него, и глаз не раздражает этот цвет - он в разных оттенках: и алый, и багряный, и в краплаке…

Много было заказов и на его «Лунную ночь». По восприятию публика сравнивала ее с очень известной работой Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре».

- Зрители спрашивали, в чем секрет сияния красок, как кладу их на холст, отчего луна фосфоресцирует и что я в краску подмешиваю, - делится автор и объясняет, что у него творческих секретов нет.

DSC07331

Фото: Расул МЕСЯГУТОВ


Валерий Трофимович - художник с ярко выраженным самобытным стилем. Определить его работы среди картин других пейзажистов - нет ничего проще. Его полотна особенные, светятся изнутри. Он и сам знает об этом. Пожалуй, единственное, что он позволил сказать о себе в качестве комплимента, так это фраза, произнесенная однажды в интервью на открытии своей персональной выставки: «Я знаю, что меня узнают. Мою руку. Этого мне вполне достаточно».

Порой у мастера появляются подражатели, правда, спустя время приобретают свой стиль. Прасков для них самих, порой невольно, становится учителем. Иногда их пейзажи бывают вроде один к одному, как у него. Художник такие вещи понимает: пусть ученики подсматривают за его далями и небесами, облаками и морем. Он убежден в том, что для творчества лучшего места, чем Магадан, на свете нет!

Досье

DSC 0907Фото: Расул МЕСЯГУТОВ


Валерий Прасков родился 17 июня 1940 года во Владивостоке. Экстерном отучился в Биробиджанском художественном училище, служил на Чукотке. После трудился на Анадырской студии телевидения, которую открывал в 1967 году как художник вместе с режиссером Магаданского телевидения Владимиром Плаховым. С 1970 года в Магадане. Здесь трудился в производственных мастерских художественного фонда.

С 2006 года Валерий Прасков - заслуженный художник России, дважды становился обладателем звания «Человек года», учрежденного мэрией г. Магадана. В 2017 году живописец отмечен ВТОО «Союз художников России» золотой медалью «За выдающийся вклад в развитие изобразительного искусства».

Марина ТРОШИНА.

Поделиться новостью:

Читайте наши новости в WhatsApp И Telegramm


Читайте также