Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
17 октября 2021 | 19:29

Магаданец рассказал, кому покоряется Эльбрус, и как не стать его жертвой

Владимир Буряк о долгой подготовке, долгожданном восхождении и трагедии в горах

photo 2021 10 17 12 14 11 12

Фото: Владимир БУРЯК

В последних числах сентября колымский любитель походов Владимир Буряк решил исполнить свою давнюю мечту – покорить высочайшую вершину Европы - гору Эльбрус. Вернувшись домой, он рассказал «Магаданской правде» о трудностях, с которыми столкнулся на пути к своей цели, об испытаниях, что приготовила ему суровая гора, и о трагических событиях, что произошли на ее заснеженным склонах.

ТАЙНАЯ МЕЧТА

photo 2021 10 17 12 14 11 6Фото: Владимир БУРЯК

Восхождение на гору Эльбрус Владимир запланировал еще в 2019 году, в то время, когда вместе со своим товарищем Денисом Шевченко впервые плотно занялся походами. Уже тогда он понимал, что для такого рискованного предприятия понадобится масса сил и серьезная подготовка.

- В начале 2020 года, когда я уже походил в горы, испытал себя, уверился, что с правильным подходом все возможно, я плотно занялся подготовкой. И весь 2020 год тренировался. Мой самый частый маршрут это Марчеканская сопка и знаменитый «Белый купол», потому что тамошний рельеф и погодные условия, и ветер, и снег, и сугробы – это то, что может ждать тебя на Эльбрусе, – рассказывает путешественник. - Я поднимался туда более 40 раз. Я никому не говорил зачем, даже родственникам. Мой план покорения Эльбруса был абсолютной тайной. Узнала только супруга, когда я взял билет на деньги, что мне подарили ко дню рождения.

Конечно, у Владимира были и другие маршруты, рассчитанные на укрепление выносливости. Больше всего путешественника волновала его выдержка. Ходя зимой на Белый купол, он мог вовсе пройти половину пути ползком по сугробам.

В рамках подготовки Владимир успел покорить и многие колымские вершины. Своеобразным экзаменом стала гора Нух (1800 м) или «Колымский Эльбрус», как уважительно называет ее сам Владимир. После этого испытания он понял, что готов.

ПУТЬ ХРАБРЫХ

photo 2021 10 17 12 14 11 7

Фото: Владимир БУРЯК

Билеты для поездки на Кавказ Владимир приобрел еще в начале года. В рамках специального тура с 17 по 25 сентября он должен был пройти специальную подготовку и последовательно подняться на кавказские вершины, чтобы завершить свой путь на Эльбрусе.

- 17 сентября я уже был в приближенном к Эльбрусу селе Терскол, где собралось еще более 20 человек со всей страны, желавших покорить вершину, и гиды начали готовить нас к восхождению, – вспоминает Владимир.

До того, как местные профессионалы поведут энтузиастов на вершину Эльбруса, им предстоит пройти длительный путь приспособления к горным высотам. Терскол расположен на высоте 2200 метров, оттуда группе в течение двух дней последовательно помогали подняться на «Ложный Чегет» (3100 м) и «105 пикет» (3700 м). Тогда никаких сложностей у туристов не возникло, и им позволили перебазироваться из Терскола в базовый лагерь (3700 м) на самой горе Эльбрус.

photo 2021 10 17 12 14 11 2

Фото: Владимир БУРЯК

Там акклиматизация продолжилась, еще два дня туристы провели в походах к легендарному «Приюту 11» (4100 м) и «Скалам Пастухова» (4700 м). Тогда уже было видно, кто из участников сможет пешком подняться из базового лагеря на вершину горы (5600 м), а кому необходимо облегчить дорогу, довезя до промежуточного пункта на высоте 5100 метров на ратраке - специальном транспортном средстве на гусеничном ходу.

- Некоторые уже вовсе успели отказаться от похода на Эльбрус. Я же не ощутил каких-то физических сложностей, но все время продолжал побаиваться симптомов горной болезни, вроде помутнения и головокружений. Эта болезнь не зависит от состояния человека и может проявиться когда и у кого угодно. К ней не подготовишься. Ее не выучишь. Благо, меня это не коснулось, - указывает Владимир Буряк.

ТРАГЕДИЯ В ГОРАХ

photo 2021 10 17 12 14 11 8

Фото: Владимир БУРЯК

Восхождение на Скалы Пастухова было последним экзаменом перед днем штурма самого Эльбруса. Участникам дали лишние сутки, чтобы обдумать все как следует. Владимир не колебался ни секунды, он был четко настроен покорить Эльбрус, но у горы были на это свои планы.

- Ко дню нашего восхождения погода на Эльбрусе резко испортилась. Как пояснили гиды, в этом году был худший сентябрь, хотя обычно это лучшее время для штурма. За месяц почти не было восхождений. Гора не давалась, постоянные осадки, все засыпало снегом, ветер более 70 км/ч, а при таких условиях идти просто опасно. В итоге наше восхождение отменили. Нам всем хотелось на вершину, глаза горели, и мы даже думали, что сможем попасть в обещанное прогнозами краткое окошечко в 3-4 часа, но гиды нам категорически отказали. В ту же ночь с 22 на 23 сентября другая группа все-таки решила штурмовать Эльбрус, и из 19 человек 5 погибли. Только эта трагедия привела нас в чувства. Если бы нас не остановили, мы со своими желаниями могли бы оказаться на их месте, – вспоминает путешественник.

ПОСЛЕДНИЙ ШАНС

photo 2021 10 17 12 14 11 11

Фото: Владимир БУРЯК

Программой тура был предусмотрен и резервный день, но он также оказался неблагоприятен. Владимир признается, что испытал одно из самых горьких огорчений.

- Самым тяжелым было то, что у нас даже не было попытки, шанса покорить Эльбрус. Это морально убивало всех нас. И я не стал мириться. Мой тур заканчивался 25 сентября, но я принял решение поменять билеты и остаться на горе до 1 октября, чтобы до этой даты еще попытаться сделать то, зачем и прилетел, – рассказывает Владимир. - Я был в этом деле не один, со мной остался мой единомышленник Сергей, и вместе мы вознамерились подняться на Эльбрус с другими группами. Были еще желающие, но им уже пора было улетать с Кавказа, они не видели возможностей, ведь прогноз обещал отвратительную погоду еще на несколько дней.

Дуэт энтузиастов рассчитывал подняться на вершину 29 сентября, когда погода, наконец, улучшится. Они даже заручились поддержкой персонального гида и начали ждать. Попутно они проходили уже изученные маршруты с новыми группами. Сменилось 3 состава, прежде чем Владимир дождался своего часа.

29 сентября погода так и не улучшилась, но внезапно полностью открылось все 30 число. Это был шанс, и его нельзя было упускать.

- Наш гид Дмитрий, с которым я еще в составе первой группы прошел все маршруты, сам предложил нам штурмовать вершину. Всего 3 человека. Мы приняли решение. И 30 сентября Эльбрус дал нам этот долгожданный шанс, - говорит Владимир.

ЧЕРЕЗ БЕЗДНУ

photo 2021 10 17 12 14 11 7

Фото: Владимир БУРЯК

В путь группа выдвинулась в 3 часа утра. Чтоб не испытывать судьбу, до высоты 5100 метров добрались на ратраке. Оттуда и начался штурм.

- Было очень темно, дул сильный ветер, и вершину закрыло от нас мутной пеленой. Но мы двинулись по тропе вдоль восточной вершины и вышли в «седловину» (5300 м) – впадину между двумя вершинами Эльбруса. Двигались в кромешной тьме, и ничего, кроме спины товарища, я впереди не видел, ни вершин, ничего, сплошная бездна. Только в седловине мы увидели, что начинается рассвет. Мы ожидали красоты, яркого солнца, но все также было съедено какой-то туманной дымкой. Хотя бы ветер уже был не так суров, как в прошлые дни, – вспоминает Владимир.

На западную вершину путешественники поднимались по крутому неразмеченному склону. После нескольких дней непогоды здесь не было троп. Вся надежда была на кошек и ледорубы. Последние 30 метров этого пути именуют тропой зомби, по которой уставшие и потерявшие рассудок путешественники совершают последние шаги к вершине. Но после долгих снегопадов группа Владимира была первой на склоне и даже живых мертвецов на дороге не встретила.

- И вот долгожданная вершина! – вспоминает Владимир Буряк. - 7 часов утра. Мы счастливые, довольные. Почти ничего не видели из-за тумана и не понимали, что на самом деле произошло, не было осознания, что мы победили. Ко мне оно пришло, только когда я вернулся домой. Всего дорога от ратрака до вершины заняла у нас 2,5 часа. Даже гид удивился тому, как быстро мы это сделали.

Прежде чем двинуться в обратную сторону, Владимир и его товарищи развернули на самой вершине Эльбруса флаг Магадана.

ЭЙФОРИЯ

photo 2021 10 17 12 14 11 5

Фото: Владимир БУРЯК

Уже на обратном пути трио энтузиастов начало встречать другие группы в районе седловины Эльбруса. В этот момент впервые за долгое время выглянуло солнце, прекратился ветер, и установилась идеальная погода.

- При спуске с высоты в 5200 метров мы уже начали раздеваться, установился идеальный штиль. Не было бесконечного снега и дымки. И небо, и горы теперь были видны как на ладони. Мы уже не брали ратрак, а спускались до лагеря пешком. Было необычайно ярко и легко. Эльбрус был не Эльбрусом. Наступила эйфория. И до самого лагеря, и даже до Терскола погода была такой идеальной, - подчеркивает путешественник.

Снова испортилась погода только к вечеру, но Владимира это уже не волновало. Он добился своей цели и теперь возвращался домой. На следующий день, 1 октября, он уже улетел в Магадан.

- Эльбрус любит терпеливых. Он выжимал меня до последнего, но все-таки сжалился. Самое главное – это уважать гору и считаться с ней. Иначе она может проявить характер и быть очень жестокой. С возвращением домой ко мне, конечно, пришла радость, понимание, что мечты осуществляются. Что касается планов на будущее - дальше тянет еще выше, - говорит Владимир Буряк.