Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
26 августа 2020 | 10:39

26 августа магаданскому художнику Николаю Бызову исполнилось бы 75 лет

Классик из кочегарки

Byzov 02

Николай Бызов крайний справа/ Фото: архив Ольги Вашковец


Что бы ни было изображено на картине живописца: дорога в морпорт, одинокая сопка или яранга, яркий осенний колымский пейзаж или американский заснеженный лес, море, льды - все на его картинах словно живое. Эффект объясним: автор творил с душой, вдохновенно. От работ Николая Борисовича идет мощная энергетика, смотришь  и чувствуешь его эмоции. Это уникальный дар мастера.

В Уэлен? Зачем?

…Николай Бызов родился в Сольвычегодске, на Русском Севере. После школы поступил в Абрамцевское училище имени М. Васнецова, учился в Москве в училище им. В. Сурикова. В период московской жизни работал бетонщиком, грузчиком, сантехником, монтажником, строителем. Кем он только ни был! Но всегда в нем, неистовом, жила потребность в творчестве. Понимал, в 25 лет ему не о чем заявить в искусстве, слишком молод. Вот и решил постигать жизненные университеты через едкий соленый пот, кровавые мозоли. Так он оказался в Уэлене.

Зачем? Потому что в сознании прочно засели слова Николая Рериха: «Если кто-нибудь скажет, что Север мрачен и беден, не верьте. Ту радость и бодрость, и силу, какую он дает, вряд ли можно найти в других местах. Но подойди к Северу без предубеждения. Где найдешь такую синеву далей, серебро вод, звонкую медь полуночных восходов и чудо северных сияний?».

Бызов никогда не жалел, что оставил Москву. Вот как он вспоминал приезд в Уэлен: «Не отрывался от окошка иллюминатора. Снега, снега, снега. Изредка замечал черные точки с дымящимися трубами. Вдруг засеребрилась вода, засияли вершины сопок, облака, с неба выглянуло солнце. А когда вышел из «аннушки» и взглянул на прозрачно-чистое, светлое небо, на оранжевое солнце, на удивительные сверкавшие снега, сопки, торосы и мглисто-сиреневые дали, стеснило дыхание и отчаянно забилось сердце. Краски полыхнули в глаза, хотелось тут же вытащить мольберт и начать рисовать, но стоял мороз. Долго любовался, находясь на взлетной полосе. На следующий день не утерпел и вышел на первый этюд. Краски замерзали и трескались. Пришлось ждать денек потеплее, чтобы выдержали умбра, краплак, белила».

Byzov 04

Фото: архив Ольги Вашковец


Творил на морозе без перчаток и кисти

Бызова часто видели с мольбертом у уэленских и лоринских горячих ключей. Порой он устанавливал его на снегу и писал зимний пейзаж. Чтобы краски не замерзали, подогревал над ведром ключевой воды. Когда она остывала, снова и снова зачерпывал ее из источника и продолжал творить - так появлялся Север Бызова.

Наблюдать за ним в работе была одна радость! На твоих глазах появляются до боли знакомые горбинки сопок, гладь Чукотского моря, стремительно оживают волны под его кистью. Порой трудно уследить за мелькающей рукой: мазок, мазок - и на холсте волны Берингова пролива, последняя твердь материка - мыс Дежнева, откуда рукой подать до Ратманова, а там - 4 км и - Соединенные Штаты Америки.

В 1970-е он представить не мог, что побывает там не раз и не два, напишет такие картины, что весь Анкоридж будет разыскивать русского художника, который умудряется без кисти, голыми пальцами на морозе брать с палитры краски и наносить их на холст. Такие пейзажи американской зимы будут нарасхват в Америке. Но это случится в начале 1990-х. А в 1970-е Николай Борисович в дни, когда не было дежурств в кочегарке, отправлялся в тундру с этюдником, спальным мешком…

Byzov 03

Фото: архив Ольги Вашковец


Центр притяжения Уэлена

…Вскоре после прилета Бызова в кочегарке стали собираться люди, говорили с ним о жизни, творчестве и удивлялись силе и мужеству художника, тому, как он проникся любовью к местной природе, уважением к коренным жителям. О талантливом человеке узнали в райцентре Лаврентия, потом - в Анадыре и Магадане. Уже через четыре года он пора-
зил худсовет и зрителей областной выставки молодых авторов, на которую сразу взяли 11 его работ! А это рекорд для новичка.

Всего через два месяца две его работы украсили республиканскую молодежную выставку в залах Академии художеств Москвы. И критики их оценили. Вот отзыв об «Октябре» Бызова: «…Будничный момент подготовки к разделке туши морского зверя на берегу художник опоэтизировал. Жизнь эскимосов и чукчей как она есть, без прикрас - в центре его пристального внимания».

- Быть реалистом неимоверно трудно: сплошь и рядом перед реалистичными полотнами со скукой прихожу к одному и тому же выводу: это уже было, было, было. Но перед картинами Бызова умолкает голос сомнения, - так сказал о Николае Борисовиче дальневосточный искусствовед Виталий Кандыба. - Переживаешь новизну восприятия мира. Он одержим воплощением в творчестве национального классического пейзажа - душевности, что не свойственно северной природе. Он отражает таящуюся в ней трогательность, близость к человеку. Глядя на его работы, понимаешь: кисть живописца направили художники-классики Саврасов, Герасимов.

В 1982 году Николая Борисовича приняли в Союз художников России, вскоре он переехал в Магадан. Творил художник в жанре пейзажа, натюрморта, в технике масляной, акварельной, темперной живописи, а также в смешанной технике. В графике работал тушью, пером, фломастером, углем, сангиной, пастелью.

Byzov 05

Фото: архив Ольги Вашковец


На волне свободы

На излете 1980-х он возглавил Магаданский областной Союз художников. Сказать, что тогда Союз кипел, притягивал к себе внимание властей, горожан, мало. Организация бурлила: перестройка вдохнула в искусство мощную струю свободы. Творчество магаданских художников оказалось в центре внимания и поклонников искусства, и зарубежных гостей, хлынувших потоком на Северо-Восток.

Иностранцы наперебой приглашали творцов в гости в разные уголки мира, покупали их работы. Талантливых мастеров хватало, проторяло путь в искусство новое поколение художников. Руководить деятельностью такой организации должна личность яркая, неистовая. Таким и был Николай Бызов. Вопросы, касающиеся деятельности художников, обсуждали на всех уровнях, а когда он брал слово на митингах, собраниях, заседаниях областного Совета народных депутатов, его слушали с восторгом, он выражал активную гражданскую позицию, приковывал к себе внимание, доказывая, как важны для общества художники.

…Люди живы, пока о них хранят память друзья, семья. Но как сберечь ее, если человек жил в одиночестве - рядом ни родни, ни детей... Щедро одаренные талантом иногда обделены счастьем - они словно расплачиваются за свой дар. Николая Бызова не стало 10 февраля 1999 года, в дни, когда в Магадане проходила его большая персональная выставка, он словно бы простился со всеми, показав свои удивительные работы.

Byzov

Николай Бызов крайний слева/ Фото: архив Ольги Вашковец


Досье

Николай Бызов родился 26 августа 1945 года в Архангельской области.

С 1989 по 1991 год - председатель правления Магаданской областной организации Союза художников РСФСР.

Являлся членом правления Союза художников РСФСР. Был участником  Всеамериканского аукциона в Лос-Анджелесе. В 1992 - 1994 годах побывал в творческих поездках на Аляске.

Выставлял работы на республиканской художественной выставке «Голубые просторы России» в Москве, на 6, 7, 8 зональных «Советский Дальний Восток», на вернисаже советского искусства в Анкоридже. Проводил персональные вернисажи в 1994, 1999 годах.

Его произведения приобретены Министерством культуры РСФСР,  Союзом художников РСФСР, Дирекцией художественных выставок Художественного фонда РФ. Картины хранятся в Читинском областном художественном музее, краеведческих музеях  Магадана и Анадыря, музее истории и искусства Аляски, областной библиотеке имени А.С. Пушкина, а также в краеведческом музее села  Лаврентия и в косторезной мастерской села Уэлен, в частных собраниях.

Дословно

«Николай Бызов - кочегар котельной, трудится неплохо, пользуется заслуженным уважением в коллективе. Это добрый, хороший человек, знающий свое простое, но так нужное всем дело. К обязанностям относится серьезно, как ко всему в жизни за чтобы он ни брался. От природы он художник. Краски и холст - его призвание. После смены в любую погоду, если есть возможность держать краски и кисть в руке, идет на природу и пишет. Рождаются этюд за этюдом. А в непогоду дома создает натюрморты. Работа, пусть даже маленькая по размерам, - это кусочек жизни, написанный с любовью и вдохновением».

Районная газета «Заря коммунизма» (п. Лаврентия)

В тему

В Уэлене Николай Борисович инициировал открытие художественной школы, потом сам преподавал в ней детям. А чтобы это произошло, добивался через Министерство культуры России.

Поделиться новостью:

Читайте наши новости в WhatsApp И Telegramm


Читайте также

О главном



Видео дня


ЧП дня


Цитата дня