Рассказ о ее становлении, героях и наследии

Фото из архива «МП»
В тяжелые годы Великой Отечественной войны в небесах над Чукоткой, Колымой, Якутией пролегла секретная авиатрасса Алсиб, по которой мужественные летчики перегоняли самолеты союзников из американского штата Аляска и до самого Красноярска, откуда технику отправляли на фронт.
Решение о создании воздушной трассы было принято 9 октября 1941 года секретным постановлением Государственного Комитета Обороны СССР. Узнаем же, как на северо-востоке страны рождалась эта секретная трасса мужества.
Актуально: Частные инвестиции хотят привлечь для восстановления аэровокзала в Сеймчане
Трассу на советском участке решили задействовать к 30 декабря 1941 года, но сделать это было невозможно из-за сложных климатических условий. Октябрь – это уже предзимье. Вся наша территория в те годы - огромные неосвоенные пространства, где нужно было построить промежуточные и запасные аэродромы. Дальность полета самолетов в то время была небольшой, поэтому маршрут, протяженность которого от Фэрбенкса на Аляске до Красноярска равнялась 6500 километров, разделили на несколько участков. Полеты начались 29 сентября 1942 года, первый самолет приземлился в Красноярске спустя 48 дней - 16 ноября. На фронт перегоняли «Бостоны», «Аэрокобры», В-25 и другие типы боевых самолетов.
Первым делом определили, в каких населенных пунктах сооружать военные аэродромы. Выбрали села Уэлькаль, Марково, поселки Анадырь, Шахтерский, Сеймчан, Берелех. В Якутии - Зырянку и сам Якутск. Выполнить задуманное военным помогали простые люди, они трудились с энтузиазмом. Так, в Марково взлетную полосу оборудовали в рекордные сроки. Участницей строительства аэродрома была Ульяна Шитикова.
«В Марково прибыли солдаты, вольнонаемные. Работали ударно, по-военному четко. Все, кто мог держать лопату, трудились. За лето 1942 года при недостатке резервов выполнили задание партии и правительства. Тогда мне было 13 лет. Школьники вырубали деревья, корчевали пни, утрамбовывали площадку. Это были Иван Киров, Константин Шуруба, Иван Аксенов, Агей Махура, Михаил Липатников, Иван Москаленко, Иван Лысенко, Федор Хохлачов. К 5 сентября все было готово, справились за 2,5 месяца.
За то, что мы, школьники, помогли взрослым, нам разрешили осмотреть военный самолет - провели экскурсию. Боевые машины днем и ночью летали через Марково на фронт. Свою первую награду я получила в 17 лет за помощь при строительстве военного аэродрома - медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.». Вручал председатель Марковского райисполкома Александр Куркутский».
С большим трудом оборудовали аэродромы на вечной мерзлоте в Уэлькале, Оймяконе, Зырянке, Якутске. В Уэлькале ускорили ввод взлетной полосы строители из Приморья, которые прибыли на пароходе «Волховстрой» и доставили необходимые материалы для сооружения взлетно-посадочной полосы. Основанием для нее были деревянные плиты, их скрепляли и засыпали специальной грунтовой смесью. Трудились по 15-18 часов, вытаскивая на берег из ледяной воды плиты, бочки с бензином и другие материалы.
Аэродром был готов 6 февраля 1943 года. В 1944 году ввели в эксплуатацию аэродром в Чаплино и Танюрере. Все это велось ускоренными темпами и в строжайшем секрете. Все пункты оборудовали надежными средствами самолетовождения, устанавливали радиомаяки, завозили источники питания для техники, бензин для заправки самолетов, обучали радистов. Технология строительства взлетно-посадочных полос применялась разная. В основном аэродромы сооружали из сборных металлических листов. Например, аэродром села Марково действует до сих пор. В распоряжении Управления воздушной трассы Красноярск - Уэлькаль во главе с начальником генерал-майором авиации товарищем Семеновым и главным инженером Крайновым было пять авиационных полков и один транспортный, входившие в 1-ю перегоночную Краснознаменную авиадивизию Гражданского воздушного флота.
«Я считаю, что этой странице истории еще не воздано должное, и она ждет своих исследователей и летописцев», - сказал после окончания войны Герой Советского Союза и первый командир авиадивизии Илья Мазурук.
К сожалению, несовершенство метеослужбы и радионавигации тех лет пополняло скорбный список потерь. Случались ошибки пилотов или отказы авиатехники. Самые сложные перелеты были на участке от Уэлькаля до Сеймчана, а также над Якутией, где гористая местность. Например, в Уэлькале потерпел катастрофу самолет «Дуглас» С-47, пилотируемый младшим лейтенантом Даниловым, в том рейсе молодой летчик управлял без второго пилота. Пробиваясь через облака, машина упала в море и загорелась.
Самая тяжелая авиакатастрофа произошла в аэропорту Красноярска 17 ноября 1942 года. В тот день летчики 5-го авиаполка, дислоцированного в Киренске, преодолевая сложные метеоусловия, доставили группу американских самолетов в аэропорт Красноярск и тут же получили приказ вылететь пассажирами к месту дислокации в Киренск. Командир Ли-2 Барков поднялся в небо, и вдруг раздался оглушительный взрыв, поднялись черные клубы дыма. Вместе с экипажем Баркова погибли 20 пилотов, которые похоронены в Красноярске.
«Я был самым юным и самым маленьким перегонщиком - такой уж рост у меня. Опытный Валерий Кузьмин обучал меня после краткосрочных курсов в техническом училище. Отбор существовал строжайший: нужно было иметь идеальное здоровье, назубок знать все порты и приводы от Уэлькаля до Москвы. Мы летали на высоте шесть тысяч метров, кислорода хватало на треть пути. Перерыв сутки - и снова в небо, - вспоминал после войны на одной из встреч с северянами заслуженный пилот СССР Юрий Яковлев. - Всегда ощущал высокий моральный дух личного состава».
А вот что рассказывал бортрадист военных лет Юрий Спиридонов, обеспечивавший связь на всем протяжении трассы.
«Радиообеспечение было ограничено, в аэропортах стояли пеленгаторы и маломощные приводные радиостанции. Во время полета по нашей территории из Уэлькаля после взлета связывались с Якутском и Москвой, сообщали данные, собирали погоду по всей трассе. Для выдерживания курса брали сводки каждые 15-20 минут. Бывали случаи, когда приходилось находиться в воздухе по 15-20 часов. Мешали туманы, снегопады, дым лесных пожаров. В морозы самолеты покрывались коркой льда. Уставали, но, зная, что наша работа - частица победы над врагом, мы все, что могли, делали ради нее», - говорил Юрий Спиридонов.
Начальник советской военной миссии по приемке самолетов в Фэрбенксе и Герой Советского Союза Михаил Мачин в воспоминаниях описал моменты сотрудничества советских и американских специалистов. Так, среди инструкторов в Фэрбенксе, которые помогали осваивать боевую технику, был капитан Николай Барклай-де-Толли - праправнук русского полководца, героя Отечественной войны 1812 года. Потомок Барклая-де-Толли говорил по-русски и делился опытом. Однажды нашли записку, что самолет на свои деньги купил артист Чарли Чаплин и передал Советскому Союзу в дар, чтобы бороться с фашистами.
За период эксплуатации трассы Алсиб с 6 октября 1942 года по сентябрь 1945 года, рискуя жизнью, в труднейших условиях Крайнего Севера летчики перегнали 7,9 тысячи боевых самолетов. Из них на фронте сформировали 250 полков.
Готовясь к 80-летию Победы, Русское географическое общество и Минобороны РФ снарядили экспедиции по трассе Алсиб. Средствами передвижения были вертолеты Ми-26, Ми-8, вездеходы, квадроциклы. В 2021 году с 27 июля по 13 сентября обследовали состояние уцелевших аэродромов. Осмотр начали на Чукотке - Чаплино, Уэлькаль, Анадырь, Танюрер, Марково и Омолон. Затем экспедиция отправилась на Колыму и в Якутию. В 2022 году обследовали 13 мест авиакатастроф. Поиски осложнялись тем, что после 1945 года из-за секретности трассы информация о местах катастроф не разглашалась и постепенно забылась, к тому же ушли из жизни очевидцы событий.
По теме: Исследователи трассы Алсиб ищут затонувший в колымском озере самолет времен Второй Мировой
В Москву экспедиция привезла 21 тонну объектов. Среди наиболее ценных находок - обнаруженный близ Уэлькаля «Дуглас» летчика Евгения Герасимова. Это фрагменты деталей самолета, кабины, радиоприемник, педали управления, лопасть винта, крылья. Нашли даже чудом уцелевший комсомольский билет 19-летнего бортрадиста Петра Оконечникова.
Архив Алсиба открыли только в 1994 году. Ввиду засекреченности трассы не было памятника, достойного подвига мужественных летчиков. По всей трассе в местах захоронения экипажей стояли скромные обелиски. В местах, где обнаруживали обломки военной техники, - стелы.
Пять лет назад в Магадане накануне 75-летия Победы установили достойный мемориал летчикам у здания старого аэропорта на 13-м километре. Этот аэродром сыграл ключевую роль в обеспечении материальных ресурсов трассы Аляска - Сибирь. Памятник запечатлел союзников в братском рукопожатии.
Марина ПРАСКОВА








Сетевое СМИ (сайт) Издательский дом «Магаданская правда» (ИД МП) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г.
Регистрационный номер: Эл № ФС77 — 76190
Главный редактор: Сидорова Е.В.
Учредитель: Областное государственное автономное учреждение «Издательский дом «Магаданская правда».
Директор Кончева Е.А
Связь с редакцией: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Тел. +7 (4132) 20-21-04
685000, Магаданская обл., г. Магадан, пер. Школьный, д. 3
© ИД «Магаданская правда», 2013-2019. Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции. Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.
Смещение времени на сайте относительно московского: +8 ч.
ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ САЙТА: 12+
Политика в отношении обработки персональных данных