Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
15 марта 2020 | 11:39

Соколы северного неба

За 6334 км они перегоняли самолеты с Аляски в Красноярск

sokoly 1503

Асы Алсиба / Фото: архив "МП"


О поддержке СССР в войне с Германией 24 июня 1941 года на весь мир заявил президент США Ф. Рузвельт.

Спустя год после начала Великой Отечественной войны было подписано соглашение о поставках в нашу страну американской военной техники, в том числе самолетов, а также боеприпасов, продовольствия на условиях ленд-лиза. В 1942-м командир первой перегоночной дивизии Герой Советского Союза Илья Мазурук сообщил об открытии военной воздушной трассы Алсиб: Аляска - Чукотка - Колыма - Сибирь - фронт. Тогда же было принято совместное решение, что самолеты будут перегоняться по трассе протяженностью 6334 км с Аляски через Берингов пролив над территорией Чукотки, Колымы, Якутии до Красноярска.

Потери

mazurukИлья Мазурук / Фото: архив "МП"


Герой Советского Союза Илья Мазурук, характеризуя избранный авиамаршрут, отметил: «Авиатрасса длиной почти 6500 км проходила над одним из самых суровых районов нашей страны, зато расстояние над морем было сравнительно небольшим. Более 5 тыс. км маршрута пролегало над тундрой, горами и хребтами, непролазными дебрями тайги. Единственными транспортными путями в короткое лето были пересекающие трассу реки Анадырь, Колыма, Яна, Лена, Енисей. Привычных ориентиров для летчиков - дорог, населенных пунктов и тому подобного - не было. Магнитные компасы там работали ненадежно. Точных карт местности также не было. Но лучшего воздушного пути не существовало».

Полеты начались 29 сентября 1942 года. В нашей стране маршрут пролегал от чукотского села Уэлькаль на Зырянку, Оймякон, Якутск, Олекминск в Якутии и далее на Киренск, Нижнеилимск в Иркутской области, Красноярск, далее на фронт.


Несколько авиаторов 1-го полка погибли в катастрофах, они похоронены в Уэлькале. Вот что сообщал об одном таком ЧП в июне 1944 года начальник Главного управления контрразведки Смерш Наркомата обороны генерал-полковник В. С. Абакумов:

«30 мая потерпел катастрофу самолет Си-47, пилотируемый младшим лейтенантом Даниловым. При пробивании облаков самолет упал в море и загорелся. Данилов - малоопытный летчик, впервые из вторых пилотов летевший в качестве командира без 2-го пилота. Все погибли».

На советском участке трассы произошло 279 ЧП, из них 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. Причины потерь: сложные метеоусловия, плохое метеообеспечение, конструктивные недостатки, производственные дефекты и другое.

Заслуженный пилот СССР Ю. Яковлев вспоминал:

«Я был самым юным и самым маленьким перегонщиком - такой уж рост у меня. Валерий Кузьмин выводил меня, москвича, в небо после технического училища. Отбор существовал строжайший: иметь идеальное здоровье, назубок знать все порты и приводы от Уэлькаля до Москвы. Летали на высоте 6 тыс. м. А кислорода хватало на треть пути. Через сутки - опять в небо».

Бывший бортрадист Ю. Спиридонов в годы войны обеспечивал связь на всем протяжении трассы:

«Радиообеспечение было ограничено, в аэропортах стояли пеленгаторы и маломощные приводные радиостанции. Во время полета нам приходилось очень много работать. После взлета в Уэлькале связывались с Якутском и Москвой, сообщали данные, собирали погоду по всей трассе, для выдерживания курса брали сводки каждые 15 - 20 минут. Бывали случаи, когда находились в воздухе по 15 - 20 часов. Уставали, но, зная, что наша работа - частица победы над врагом, мы все, что могли, делали ради нее».

Сила духа тружеников тыла

Мария Дьячкова, жительница Магадана, вспоминала, как в детстве в с. Марково строила аэродром:

«Мы, школьники, выкапывали дерн, уносили его. И взрослые, и дети, кто только мог держать лопату, - все работали. За одно лето - короткий срок - в условиях вечной мерзлоты при недостатке людских резервов выполнили задание партии и правительства».

В 1944 году открыли аэродромы Танюрер и Чаплино. Технология строительства взлетно-посадочных полос применялась разная. В основном аэродромы застилали сборными металлическими листами, которые привози­ли из США. Такими были полосы в Марково, Танюрере, Анадыре.

Всестороннюю помощь оказывало авиаторам и население Чаунского района. Силами общественности в Певеке построили сухопутный аэродром, который обеспечивал нормальное ведение ледовой разведки полярной авиации и служил запасным для Алсиба. За ударную работу на его строительстве многих поощрили. Среди них был Дмитрий Дьячков. Он с первых дней строительства активно принимал участие в подготовке взлетного поля, давая на раскорчевке леса высокие показатели производительности.

После неоднократных безу­спешных попыток доставить с места выгрузки своим ходом на аэродром тракторы за это важное дело взялся Дьячков. Он изыскал дорогу, непроходимые места сделал проходимыми и, опровергнув утверждения о невозможности доставлять технику в тундре, окончательно решил задачу возведения взлетного поля до наступления морозов. Зимой возил бензин на собаках.


Сегодня трудно представить масштабы работы и физические усилия строителей, оборудовавших трассу по законам военного времени в рекордные сроки. На всем ее протяжении только два аэропорта - в Якутске и Красноярске - имели взлетно-посадочные полосы, предназначенные для приема тяжелых самолетов. Остальные сооружали в зонах вечной мерзлоты, в непроходимой тайге была создана база для обслуживания техники, радиомаяки, подготовлены кадры радиоспециалистов, базы заправки.

Потомок героя войны 1812 года

Генерал-лейтенант в отставке Герой Советского Союза М. Г. Мачин, начальник советской военной миссии по приемке самолетов в Фэрбенксе, описал многое из того, что связано с сотрудничеством советских и американских специалистов:

«Среди инструкторов в Фэрбенксе, помогавших личному составу 1-го перегоночного полка осваивать новую боевую технику, был капитан Николай де Толли - праправнук русского полководца, героя Отечественной войны 1812 года. Потомок Барклая де Толли прекрасно говорил по-русски, охотно делился своим опытом».

Наш долг - добрыми словами вспомнить летчиков, бортмехаников, штурманов, радистов - всех тех, кто в суровых условиях на пределе человеческих возможностей выполнил свой долг перед Родиной. Подлинно героической стала история единственной в мировой практике авиационной трассы Аляска - Красноярск. Весь ее маршрут отмечен памятниками на местах катастроф. До сих пор на трассе мужества поисковые отряды находят фрагменты самолетов и останки членов летных экипажей. Вечная им память!

Летопись Алсиба еще не дописана. Как сказал Илья Мазурук, «этой странице войны еще не воздано должное, и она ждет своих исследователей и летописцев».


Наше правительство по достоинству оценило подвиг тружеников перегоночной авиа­дивизии, наградив орденами Ленина и Трудового Красного Знамени более трехсот летчиков и строителей. Возведенные в те годы аэродромы в мирное время позволили связать города и села с центрами, освоить необжитые места Сибири, Якутии, Колымы и Чукотки. Аэродромы эти продолжают служить людям по сей день. Подвиг строителей и пилотов, выполнивших столь тяжелую и необходимую для Победы работу, навсегда останется в памяти благодарных потомков.

Тимофей ВЛАДИМИРОВ

Поделиться новостью:

Читайте наши новости в WhatsApp И Telegramm


Читайте также