Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
01 февраля 2020 | 11:48

Секретная трасса Алсиб

В годы Великой Отечественной войны воздушный мост соединил Аляску и Советский Союз: на нашей территории он протянулся через Берингов пролив, центральные районы Чукотки, Колымы, Якутии до Красноярска 

mazuruk

Илья Мазурук / Фото из архива «МП»


Самолеты на фронт стали перегонять с осени 1942 года

Технику предоставляли союзники по договору ленд-лиза. Американская часть трассы начиналась в штате Монтана, а заканчивалась в Номе на Аляске. На нашей территории она прошла через Берингов пролив, центральные районы Чукотки, Колымы, Якутии до Красноярска, откуда экипажи вылетали на фронт.

Воздвигнем вместе!

Воздвигнем вместе!

05.11.2019 | История
Обращение от Фонда социального партнерства города Магадана по сбору средств для мемориала, посвященного подвигу 1-й перегоночной краснознаменной авиадивизии ГВФ воздушной трассы «АЛЯСКА - СИБИРЬ (АЛСИБ)» ...

В рекордно короткие сроки местные жители оборудовали промежуточные аэродромы в селах Уэлькаль, Марково, Сеймчан. Строительством Алсиба ведало Главное управление Гражданского воздушного флота.

Постепенно появлялись узлы связи, радионавигации, метео-станции. 23 июля 1942 года, обследовав маршрут, трассу признали готовой к запуску. К октябрю ввели 10 аэродромов: 5 базовых - в Якутске, Красноярске, Киренске, Сеймчане и Уэлькале, 5 запасных - в Алдане, Олекминске, Оймяконе, Берелехе, Марково. В СССР было построено 16 аэродромов, в США и Канаде - 15.

Летом 1942 года сформировали 1-ю перегоночную авиадивизию под руководством полковника Ильи Мазурука (на снимке), полярного летчика, Героя Советского Союза. В дивизии было 5 авиаполков, штаб находился в Якутске. 30 сентября 1942 года первая партия машин вылетела в СССР. Это были 12 бомбардировщиков А-20. Первые истребители П-40 были отправлены 11 октября и прибыли в Красноярск в начале ноября.

Осенью 1943 года ввели в эксплуатацию еще 5 аэродромов: Нижнеилимск, Витим, Хандыга, Омолон и Анадырь. В Киренске, Якутске и Сеймчане взлетные полосы покрыли гудроном, в Марково - американскими металлическими листами.

В 1944-м открыли аэродромы Танюрер и Чаплино на Чукотке, а также Учур и Экимчан на трассе Якутск - Хабаровск. Улучшилось оснащение радиосредствами: в конце 1943 года действовали 24 радиостанции и 18 радиопеленгаторов. В 1944-м установили 25 передатчиков, 5 приемных радиоцентров, 11 радиопеленгаторов и 2 мощные радиостанции в Якутске и Сеймчане.

Цифры и факты


  • Общая протяженность трассы от Фэрбенкса до Красноярска составляла 6500 км. По территории СССР - 5000 км. С завода в США до фронта в СССР преодолевали 14 тыс. км.
  • По Алсибу перегнали 7908 самолетов, 2084 бомбардировщика, 5000 истребителей. Перевозили военное оборудование, золото, слюду, продукты, оборудование для госпиталей, дипломатическую почту.
  • На советском участке трассы произошло 279 происшествий: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. В крупнейшей катастрофе в ноябре 1942 года в красноярском аэропорту погибло 30 человек. Причины трагедий: сложная метеообстановка, дефекты техники, полеты в экстремальных условиях.
  • 5 ноября 1944 года 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени.
Поделиться новостью:

Читайте наши новости в WhatsApp И Telegramm


Читайте также