Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
19 апреля 2020 | 11:27

Поколение свидетелей Алсиба

Сельчане из Марково за два месяца построили аэродром, который стал одним из основных на легендарной трассе

Shitikova

После войны, в мае 1946 года, Ульяна Васильевна и другие школьники наравне со взрослыми были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» / Фото из архива Ульяны Шитиковой


На наше обращение к читателям рассказать о людях, прошедших Великую Отечественную войну на фронтах или в тылу, откликнулась жительница областного центра Ульяна Шитикова, труженица тыла, участвовавшая в строительстве военного аэродрома в с. Марково на Чукотке, где проходил участок трассы Алсиб.

Земляки

Шел второй год войны. По ленд-лизу наши союзники из США начинали поставки самолетов. Их перегоняли через Аляску, Чукотку, Колыму, Якутию в Красноярск и далее на фронт. В кратчайшие сроки сооружали площадки военных аэродромов на всем Северо-Востоке. Один из них в рекордные сроки возвели в Марково, где взлетно-посадочную полосу оборудовали взрослые и дети.

- Все выполняли вручную: вырубали деревья, корчевали и сжигали пни, утрамбовывали площадку для будущей полосы, - вспоминает Ульяна Шитикова.

Благодаря самоотверженному труду марковчан полосу подготовили за два с половиной месяца. Это была огромная радость!

10 лет назад, перед 65-летием Победы, Ульяна Васильевна ездила в Марково: там открыли выставку о военных годах.

- Ее основу составили документы грозных лет - военные билеты, записи трудовых книжек 1940- х годов, награды и удостоверения к ним, фотографии, воспоминания о фронтовиках, рассказы очевидцев. Много материалов было посвящено строителям военного аэродрома и работникам аэропорта Марково, - рассказывает Ульяна Васильевна.

Сотрудники местного музея тогда сняли фильм «Встречи с односельчанами». В основе документальной ленты - разговор с Ульяной Васильевной, которая и назвала имена земляков, чьи судьбы связаны со строительством аэродрома и войной, - Василия Суматохина, Николая Галактионова, Николая Комлева, воевавших с японцами, а также Владимира Валова, Бориса Захарова, Николая Перышкина, Василия Савина, Федора Прокопенко, Алексея Нестерова и других участников войны.

Были и женщины-фронтовички - Екатерина Уляшова, Мария Пашкевич, известная летчица, которая летала на северных трассах, а также Галина Каменная, супруги Восьмячкины - Полина и Александр. Всего установлено 29 имен марковчан-фронтовиков.

Дорогие имена

Немало материалов предоставила музею сама Ульяна Шитикова, ведь она не только свидетель, но и участник тех событий. Школьницей она помогала взрослым на строительстве аэродрома.

- Мы хотели, как все дети, побегать, поиграть, но время было военное, и нам было не до игр, - продолжает Ульяна Васильевна. - В мае 1942 года население готовило площадку на берегу реки. На расчистке участка работали взрослые. В строительстве полосы принимали участие мои братья Борис и Павел, сестра Матрена, муж сестры матери Андрей Ильич, брат отца Лакен Шитиков. Работали двумя бригадами днем и ночью. Вместе со мной были Полина Созыкина, Юлия Губанова, Иван Алин, Борис Дорошев, Андрей Медучин, Анатолий Перепелица и другие.

Отец Ульяны Васильевны Василий Яковлевич был председателем рыболовецкой артели, мать Макрена Ермиловна воспитывала детей, а летом работала на путине. Тогда рыбачили многие, местные жители также были заняты на ферме, растили урожай под руководством агронома Виктора Гунченко, шили меховую одежду, торбаса, рукавицы, чижи. Все это посылками отправляли на фронт. Все ради Победы!

После войны, в мае 1946 года, Ульяна Васильевна и другие школьники наравне со взрослыми были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.».

- Считаю ее самой достойной наградой, - говорит героиня этой публикации. По ее словам, марковчане работали ударно, по-военному четко и организованно.

Ульяна Васильевна напомнила имена строителей, которые трудились на сооружении взлетно-посадочной полосы как профессионалы.

- Это строители из Анадыря Иван Аксенов, Агей Махура, Михаил Липатников, из Мыса Шмидта - Иван Киров, Константин Шуруба. В 1943 году, после завершения строительства в Уэлькале, прибыли военнослужащие Иван Москаленко и Иван Лысенко, прораб Федор Хохлачов, - вспоминает собеседница «МП». - В Марково обустроили воинскую часть, солдаты которой принимали участие в строительстве взлетной полосы и охране военного аэродрома, куда вход был только по пропускам.

Ульяна Васильевна отметила, что поначалу в Марково планировалось построить запасной аэродром, но в действительности он стал действующим на участке от Уэлькаля до Сеймчана.

Благодаря мужеству, стойкости, большой трудоспособности, преданности и любви к своей Родине всех тружеников трассы, которые, преодолевая невзгоды, выполнили поставленную перед ними задачу, боевые машины беспрепятственно шли на фронт.

По темеПамятник «Героям АЛСИБА» на 13 км откроется ко Дню Победы

В завершение разговора собеседница «МП» - ветеран комсомола, КПРФ, ветеран труда Ульяна Шитикова - поддержала решение в год 75-летия Великой Победы присвоить Магадану звание «Город трудовой доблести», ведь в этой награде отразится вклад тружеников тыла, обеспечивших бесперебойную деятельность трассы Алсиб, а значит, и Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. К тому же имена героев трассы будут на обновленном обелиске в областном центре!

Марина ПРАСКОВА

Поделиться новостью:

Читайте наши новости в WhatsApp И Telegramm


Читайте также