Top.Mail.Ru
Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
06 декабря 2024 | 09:30

Магаданец поделился воспоминаниями о работе морского порта в советское время

Рассказ о предприятии, его достижениях и людях, которыми стоит гордиться

uprav 030 1

Общий вид порта Нагаево. Февраль 1959 года / Фото: kolymastory.ru

История Магаданского морского торгового порта ведет отсчет с 6 декабря 1933 года, когда под выгрузку стал первый пароход «Уэлен». По случаю 91-й годовщины со дня рождения этого промышленного гиганта «Магаданская правда» публикует воспоминания Александра Кузнецова – в недавнем прошлом колымского журналиста, чья активная деятельность пришлась на период расцвета морпорта, коему он посвятил не одну публикацию в региональной прессе.

Сейчас он живет в Волгограде, но по-прежнему хранит добрую память о предприятии и портовиках.

Крупнейшая стройка

В феврале 1933 года на месте будущего порта началось строительство первой портовой площадки. А уже 6 декабря строители в торжественной обстановке сдают в эксплуатацию 12-метровый деревянно-ряжевый причал, к которому стал под разгрузку пароход «Уэлен». Эта дата и является днем рождения порта.

Шли годы. Совсем молодому городу Магадану требовалось все больше различных народно-хозяйственных грузов. Ныне живущие ветераны порта, а их, к большому сожалению, с каждым годом становится все меньше, хорошо помнят, как в 1961 году на предприятии было создано пять комплексных бригад под руководством А.С.Амвросова, В.К.Бокового, М.Н.Зорина, Я.И.Корсунова и В.И.Пиршакова. А уж особое настроение и вдохновение для ударной работы портовикам дал гудок мощного ледокола «Москва», который привел в бухту Нагаева караван судов. С этого момента, с 1962 года, порт стал работать круглосуточно и круглогодично.

Золотой цех страны, как в то время называли Магадан, получил бурное развитие. И надо отметить, в истории порта начался новый этап. В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы» сказано, что Нагаевский порт становится в один ряд с крупнейшими стройками страны.

Грузооборот рос, в порту строились причалы, устанавливались мощные портальные краны и контейнерные перегружатели - шло планомерное обновление парка перегрузочной техники.

Метод Азария Амвросова

На снимке Начальник грузового района порта Ф.Д. Гавриленко (слева) и бригадир укрупненной комплексной бригады порта А.С. Амвросов (справа) / Фото А.В. Кузнецова

Работали в порту и знаменитые на всю страну докеры, которые составляли гордость не только предприятия, но и всего города. Один из них был поистине легендарным человеком - Азарий Семенович Амвросов. Его трудовая биография неразрывно связана с историей порта.

Он пришел работать в порт в далеком 1955 году. Это был веселый и обаятельный специалист, который добился самого высокого в стране коэффициента занятости докеров-механизаторов на грузовых работах. Сам он, как ни странно, не умел работать ни на одном механизме, но организатором был просто не превзойденным. Наверно это было от Бога, и попасть на работу в его бригаду считалось честью. В его укрупненной комплексной бригаде каждый имел по несколько специальностей, и взаимозаменяемость была полной.

Его добросовестный труд был отмечен правительственными наградами. Казалось бы, у него было все, но в душе, на мой взгляд, таилась обида, хотя он и-за своей скромности никогда вида не подавал. А дело обстояло так. Как я уже говорил, метод создания и опробирования укрупненных комплексных бригад зародился именно здесь, в Магаданском порту, и Азарий Семенович первым в стране добился просто удивительных результатов, но…

Проходит время и этот метод осваивают повсеместно во всех портах тогда еще бывшего Союза.

И что самое интересное - в прессе этот метод начали называть методом Анатолия Барановского, бригадира из Ильичевского порта Украины, и присваивают ему звание «Герой социалистического труда». Видимо, чиновники из Министерства Морского флота решили так - Магадан далеко, а герой нужен здесь, на западе.

В апреле 1972 года из Ильичевска в Магадан прибывает делегация портовиков во главе с Барановским для заключения договора о социалистическом соревновании с бригадой Азария Амвросова. Помню, на всех встречах (а я освещал эти события в прессе), когда говорили о методе Барановского, гость опускал глаза, понимая, что героя из него сделали не совсем заслуженно. Так было угодно чиновникам. А по праву звезда «Героя Соцтруда» должна была украсить грудь Азария Семеновича. Этот эпизод из биографии знаменитого бригадира знает почти каждый ветеран порта. Кстати потом, насколько я был в курсе, Анатолий Барановский так и не смог перекрыть показатели своего магаданского коллеги.

Грузов на 3 миллиона тонн

uprav 042 1

Магаданский морской торговый порт. 1988 год / Фото: kolymastory.ru

Самым важным событием для всего коллектива порта в те годы стали открытие круглогодичной навигации в Охотском море и работа порта в круглосуточном режиме. И конечно переработка в декабре 1976 года двух миллионов тонн народно-хозяйственных грузов. Я живой свидетель тех событий.

Помню, в 11 часов дня на причале у диспетчерской порта собралось много народа - работники порта и гости. Бригадир Азарий Амвросов дает команду и из трюма теплохода «Маго» бригада под его руководством выдает двухмиллионную тонну груза. Звучит музыка, открывается митинг. С трудовой победой всех портовиков поздравляют и капитаны судов, и работники обкома партии, и подшефные школы №21. Руководство порта вручает памятные вымпелы бригаде Амвросова, диспетчерской смене В.Жукова. Митинг заканчивается и под звуки оркестра автомобиль с грузом, украшенный лозунгами, выезжает из порта на базу.

А в декабре 1988 года коллектив порта рапортовал о переработке уже трех миллионов тонн груза. Это был размах, вдохновение и большая гордость всего коллектива.

Еще запомнилась теплая встреча экипажа теплохода «Капитан Шевченко», названного в честь ветерана Магаданского торгового порта, почетного гражданина города А.Н. Шевченко.

Большую гордость вызвало и награждение порта орденом «Знак Почета» в апреле 1981 года. Так Родина оценила трудовые достижения портовиков.

Азарий Семенович, между прочим, доныне здравствует. Сейчас он живет в Нижнем Новгороде, в этом году 27 октября ему исполнилось 97 лет! Мы с ним постоянно перезваниваемся, его голос по-прежнему веселый и бодрый. Здоровья тебе, Азарий Семенович на долгие годы!

На память хранят

Магаданский порт в моей биографии, в моем становлении как журналиста сыграл определенную роль. Это период жизни записан в трудовой книжке. Я до сих пор считаю его родным предприятием и с гордостью заявляю, что ни у кого из журналистов Магадана нет столько публикаций о родном предприятии, его людях и достижениях в местных и центральных изданиях, как у меня. Их порядка двух тысяч, начиная с самой первой публикации «Трудовая слава бригады» о бригадире Амвросова от 5 января 1973 года в «Магаданской правде». Все материалы у меня подшиты в папках по годам и к ним я отношусь очень бережно.

С 2005 года я живу на родине, в Волгограде, но до сих пор держу связь со всеми портовиками – и теми, кто живет в Магадане, и теми, кто переехал в другие регионы страны. Мы общаемся по телефону, по скайпу и в социальных сетях. Очень переживаем все вместе, когда кто-то из наших ветеранов уходит из жизни. Я знаю точно, что каждый из ныне здравствующих портовиков хранит у себя опубликованные мною материалы, у каждого есть мои фото. Они все это бережно хранят и при встрече, рассматривая эти фотографии, мы предаемся воспоминаниям.

Я не припоминаю в Магадане такого коллектива, где бы люди были так дружны и так любили свое предприятие. Магаданский морской торговый порт есть, за что любить, и ему есть, чем гордиться.

Александр Кузнецов (Чижик), ветеран Магаданского морского торгового порта, член Союза журналистов России. г. Волгоград.

Возрастная категория материала: 12+
Поделиться новостью:

Читайте наши новости в WhatsApp И Telegram


Читайте также

Подписывайся на нас в социальных сетях, чтобы первым узнать о главных событиях города и области

О главном



Видео дня


ЧП дня


Цитата дня

Подписывайся на нас в социальных сетях, чтобы первым узнать о главных событиях города и области