Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
19 апреля 2020 | 14:35

Каждый грамм металла - это снаряд по врагу

Таким был девиз горняков Сусумана в годы войны

102190420

Тематическое фото с сайта mining-media.ru


В годы Великой Отечественной специалисты, рабочие Западного, Чай-Урьинского горнопромышленных управлений Колымы внесли солидный вклад в золотодобычу Дальстроя.

Не менее 6 тыс. вольнонаемных и заключенных, трудившихся в этих управлениях, были отмечены правительственными наградами, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.».

Первый месяц лета того года для жителей Сусумана начался с паводков: вода прибывала по всему Берелеху. Но эта беда отодвинулась на задний план, когда вечером 22 июня сусуманцы услышали слово «война».

Во всех поселках Западного и Чай-Урьинского горнопромышленных управлений прошли митинги. Сотни добровольцев изъявили желание уйти на фронт, но только редактору политотдельской газеты А. А. Акопяну и нескольким имевшим важные военные специальности разрешили выехать с Колымы. Всем остальным предложили помогать фронту упорным трудом. Самым популярным лозунгом у горняков стал «Каждый грамм металла - это снаряд по врагу».

Перед Великой Отечественной войной, в 1939 году, оба управления претерпели ряд структурных изменений: открыли новые прииски, реорганизовали участки, где добывали металл. К примеру, всего за месяц до нападения врага на СССР Приказом № 231 от 19 мая 1941 года образован прииск имени Фрунзе.

102 1190420

Тематическое фото с сайта mining-media.ru


Прииск располагался на ручье Холодный, так же назвали и поселок, где жили работники. Название это связано с деятельностью поисковой партии А. Л. Лисовского. В 1936 году геолог 3. А. Арабей проводил опробования притоков реки Берелех. В память о холодных днях, проведенных у ручья, где было выявлено два знака на золото, так и назвали ручей - Холодный. Официальным месяцем открытия прииска считается июнь 1941 года. Директором была назначена Е. Н. Орехова. Тем же летом ввели в эксплуатацию Аркагалинский завод огнеупоров, где выпускали кирпич. 1 июля 1942 года по просьбе коллектива прииск «Фролыч» переименовали в «Октябрьский» Чай-Урьинского ГПУ.

На вновь открытых россыпных месторождениях реки Контрандья, левого притока реки Аркагала, организовали прииск «Пограничный», на базе которого в военные годы открыли участок, вошедший в состав прииска им. 25 лет Октября.

С 1944 года началось применение на горных работах бульдозеров сначала зарубежного, а затем и отечественного производства. В конце войны при подготовке полигонов к взрывным работам начали применять станки типа ДР-30 и ФМ-2, сформировали дражный флот промышленного управления.

102 2190420

Тематическое фото с сайта mining-media.ru


В январе 1945 года завершено строительство высоковольтной электростанции Нексикан - прииск им. Фрунзе - Челбанья. Продолжились работы второй очереди по сооружению высоковольтной линии до Сусумана. Аркагалинскую районную электростанцию преобразовали в электрокомбинат Дальстроя. В апреле 1945-го на прииске «Комсомолец» началось строительство нового клуба на 250 мест. Указом № 529 по Дальстрою участок «Нексиканский» прииска «Октябрьский» Чай-Урьинского ГПУ выделен в самостоятельный прииск.

Уже в первый послевоенный год на территории Сусуманского района вели золотодобычу 20 приисков. В целях концентрации работ и сокращения административно-хозяйственных расходов «Большевик» объединили с «Чай-Урьей». С развитием связи и транспортных средств был механизирован ряд технологических процессов горных работ: внедрены первые экскаваторы ППГ-1,5, «Воронежец», «Рабочий металлист», бульдозеры. Вскоре Чай-Урьинское ГПУ было расформировано и приказом № 97 по Дальстрою в 1946 году ликвидировано, все прииски вошли в состав Западного управления.

Знаете ли вы


Спустя месяц после начала эксплуатации трассы Алсиб, по которой перегоняли самолеты с Аляски на фронт, осенью 1942 года недалеко от разреза «Тал-Юрях» из-за сложных погодных условий и обледенения корпуса самолета трагически погиб экипаж капитана И. А. Ковылина, выполнявший рейс и не долетевший к пункту назначения. Местная посадочная площадка стала военным аэродромом Берелех - промежуточным портом между Оймяконом и Сеймчаном.

Лишь в 1970-е годы благодаря поиску инициативной группы жителей Кадыкчана были установлены имена погибших, найдены родственники летчиков. В 1971 году по инициативе шахтеров предприятия «Кедровской» Н. Курицына, Е. Шумкова, Н. Бутылина и других был построен и установлен обелиск на месте гибели самолета. Летчики И. Ковылин, Д. Михасев, Н. Борискин захоронены в п. Аркагала-Угольная.

Марина ПРАСКОВА

Поделиться новостью:

Читайте наши новости в WhatsApp И Telegramm


Читайте также