Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
12 февраля 2020 | 15:06

Экипаж машины боевой

Как магаданцы Иван и Александра Бойко просили Сталина разрешить им купить танк на личные 50 тысяч рублей

12168048

Супруги Бойко / Фото из открытых источников


В феврале 1943 года газета «Советская Колыма» опубликовала письмо магаданских супругов Ивана и Александры Бойко Верховному главнокомандующему Иосифу Сталину с просьбой перечислить личные сбережения в Фонд обороны страны на строительство танка и воевать на нем.

Вот фрагмент их письма:

«На имеющиеся сбережения в размере 50000 рублей мы желаем приобрести танк. Трудностей и невзгод мы не боимся. В течение пяти лет я, Иван Бойко, работаю шофером на тяжеловесной автомашине, перевозя грузы Дальстроя в тяжелых условиях колымской тайги».

В годы Великой Отечественной войны именно они, муж и жена Бойко, первыми из колымчан обратились с такой просьбой. Разрешение было получено. Бойко выехали в Челябинск, где по окончании ускоренных курсов их зачислили в гвардейскую танковую часть: Александру - командиром танка, Ивана - механиком.

На броне машины была надпись - «Колыма». В письме с фронта осенью 1944 года Бойко сообщали:

- Наша часть отличилась в боях за город Двинск, и ей присвоено наименование Двинская. Мы на своем танке подбили и уничтожили 5 немецких танков, 50 фашистов, 2 орудия и не один обоз. За это время прошли с боями почти 400 километров.

Экипаж Александры и Ивана Бойко дошел до Праги. Они участвовали в боях на 2-м Прибалтийском и 4-м Украинском фронтах. Боевой путь Иван Федорович и Александра Леонтьевна завершили в Чехословакии. Оба награждены орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медалями.

Suprugi Boiko russian7.ru

Супруги Бойко / Фото из открытых источников


После войны супруги вернулись в Магадан. Александра Леонтьевна до 1954 года трудилась директором хлебозавода. Дважды избиралась депутатом Магаданского городского Совета депутатов трудящихся. Звания почетного гражданина города Магадана удостоена в один день с мужем 4 декабря 1991-го. Иван Федорович с 1946 по 1953 год работал заместителем начальника автобазы.

В середине 1950-х семья уехала в Подмосковье. В 1989 году Иван и Александра  Бойко были почетными гостями на юбилее Магадана. В 1992-м Иван Федорович последний раз побывал в колымской столице, участвовал в торжественных мероприятиях, посвященных Дню города.

В апреле 1995-го Иван Бойко умер, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. В областном краеведческом музее хранятся личные вещи, фотографии и другие материалы, посвященные жизни и подвигу магаданского патриота. Александра Бойко пережила мужа на год, ее не стало 25 мая 1996-го.

Штрихи к портрету


Супруги Бойко приехали на Колыму до войны.

  • Александра Леонтьевна получила образование в Киевском химико-технологическом техникуме, работала на заводе в Башкирии. В 1940 году по договору прибыла в Магадан. Здесь была контролером-комплектовщиком в конторе общего снабжения.
  • Водитель Иван Бойко в Магадане с 1938-го, как только демобилизовался из армии. С 1938 года по февраль 1943-го трудился на автобазе № 6. В первый же год молодого стахановца избрали делегатом V Всеколымской конференции комсомола. Ивана Бойко неоднократно поощряло руководство Дальстроя, в 1941 году он награжден значком «Отличнику дальстроевцу».

В тему

Магаданцы одними из первых откликнулись на призыв сдавать средства в Фонд обороны СССР. Личные сбережения, часть зарплаты, деньги, заработанные на воскресниках, шли на постройку самолетов, танков, катеров, подводных лодок, оружия. Среди первых были работники магаданской госавтоинспекции И. Л. Матюшин, Г. А. Глинко, И. С. Голубев, перечислившие средства на постройку танка.

Более 70 колымчан воевали на танках, приобретенных на свои сбережения. По примеру супругов Бойко письмо И. В. Сталину отправили работники Магаданского авторемонтного завода А. Ефанов, И. Конюхов, А. Тимченко, М. Щеглов, В. Яковлев. Они также получили положительный ответ.

В 2003 году в память о патриотах одна из горных вершин Магаданской области названа пик Танкистов и официально утверждена постановлением Правительства России от 25 декабря 2003 года.

Поделиться новостью:

Читайте наши новости в WhatsApp И Telegramm


Читайте также