Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
31 марта 2021 | 14:10

115 лет художнику-графику Ивану Гриценко, попавшему на Колыму по сфабрикованному делу

Больше 35 лет он прожил в Сеймчане, где создал великолепные линогравюры

WhatsApp Image 2021 03 31 at 12.05.31

Иван Гриценко / Фото: архив «МП»

31 марта исполнилось 115 лет со дня рождения художника Ивана Гриценко, большую часть жизни прожившего в Сеймчане.

В наши края он, уроженец Харьковской области, попал тридцатилетним по ложному обвинению и сфабрикованному делу в 1937 году. Когда его арестовали, то схватили весь коллектив редакции, в которой он работал. В Сеймчане Иван Емельянович оказался в 1938 году. Затем были восемь тяжелых лет работы на рудниках «Каньон» и «Лазо», поражение в правах и поселение без права выезда на материк. В вихре войны художник потерял связь с родственниками, и Среднекан стал его второй Родиной.

Друзья-геологи заменили семью

WhatsApp Image 2021 03 31 at 12.04.571

Литогравюры / Фото с сайта s-museum.mag.muzkult.ru

В эти дни в Сеймчане проходит выставка, посвященная творчеству Ивана Емельяновича, она не первая в местном музее. Память о художнике берегут сотрудники – в музее собрано немало материалов, касающихся судьбы графика. Формированием коллекции занималась Светлана Ярышева, известный краевед, в прошлом директор музея, много сделавшая для сохранения истории Среднекана, его знаменитых людей, к которым причисляют и графика Гриценко. Сейчас в коллекции Сеймчанского музея хранится 37 графических работ художника, а также 33 копии в научно-вспомогательном фонде.

Большая часть работ Ивана Емельяновича – завораживающие черно-белые картины. Все они словно плачут от боли, страданий, одиночества. Природа на них запечатлена в состоянии тревоги: суровое небо, ветер, срывающий листья – все говорит о безысходности, обреченной судьбе автора. Несмотря на тяжелые условия, в которых жил художник, он постоянно работал. Писал маслом, акварелью, но в основном создавал линогравюры: сам смастерил верстак для печатания гравюр и установил его в крохотной комнатушке с печным отоплением. Его друзьями стали геологи, которые поддерживали Ивана Емельяновича и морально, и материально, словом, заменили ему семью. Интеллигентному, высокообразованному человеку требовались книги, и он выписывал эту литературу сам, что-то привозили друзья. Со временем Иван Емельянович собрал превосходную библиотеку. С геологами Гриценко ходил в маршруты по Среднекану, в этих экспедициях у него рождались замыслы картин.

Сеймчанский этюд в лаборатории СВКНИИ

WhatsApp Image 2021 03 31 at 12.04.581

Литогравюры / Фото с сайта s-museum.mag.muzkult.ru

В одной из лабораторий СВКНИИ можно увидеть пейзаж Ивана Емельяновича. Доктор геолого-минералогических наук Ирина Жуланова рассказала, при каких обстоятельствах картина оказалась у ученых.

– Мне ее подарил коллега, ученый-тектонист Станислав Бялобжеский. В одной из экспедиций в Среднеканском районе он был вместе с нашим крупным исследователем Соломоном Тильманом. В то лето с ними в поле был и художник Гриценко. В один из дней Иван Емельянович написал этюд и подарил его Станиславу Бялобжескому. Работу он привез в Магадан, а потом передал мне. И с тех пор она в нашей лаборатории, – рассказала историю этюда Ирина Львовна.

На нем запечатлен пейзаж – летняя пора, выпасаются кони. Сюжет умиротворяющий, наверно, благодатные угодья Среднекана напомнили художнику родную Малороссию, его детство…

В другой раз в одной из экспедиций случилось знакомство с писателем Олегом Куваевым. В переписке художник холста и художник слова поддерживали друг друга.

WhatsApp Image 2021 03 31 at 12.04.56

Литогравюры / Фото с сайта s-museum.mag.muzkult.ru

Своих близких – жену и дочь – художник искал всю жизнь, но так и не нашел их. Связь с ними оборвалась полностью с началом войны и оккупацией. Что случилось с самыми близкими людьми, так и неизвестно, бесчисленные запросы результата не дали.

Художник, пораженный в правах, не мог сделать себе имя, добиться известности и признания. Тем не менее, некоторые произведения оказались в поле зрения маститых авторов. Так, работа «Этап» – одна из немногих, посвященных теме ГУЛАГа, болезненной для автора, – привлекла внимание выдающегося скульптора Евгения Вучетича, но при невыясненных обстоятельствах картина бесследно исчезла. Подобная участь постигла и другие работы – коллекция словно повторяла трагическую судьбу своего автора.

Романтика геологических исследований, колымские пейзажи, быт народов Севера, «проклятая» тема ГУЛАГа – преобладающие темы его творчества. О лагерном прошлом он не любил вспоминать – об этом рассказывали его работы.

«Ставил руку» скульптору Крамаренко

WhatsApp Image 2021 03 31 at 12.04.59

Литогравюры / Фото с сайта s-museum.mag.muzkult.ru

В Сеймчане Иван Емельянович стал первым учителем рисования для скульптора, заслуженного художника России Евгения Крамаренко, детство которого прошло в этом поселке. Родители Евгения Петровича, заметив страсть сына к творчеству, договорились, чтобы их сын получил азы рисования у графика И. Гриценко и брали у него частные уроки.

– Иван Емельянович занимался со мной несколько лет. Всегда он обращал внимание на состояние природы, характер людей, разъяснял особенности жизни на Севере, важность взаимовыручки и помощи. Объяснял мне, какая чистота и монументальность в природе нашего края, каков север, – поделился с «МП» Евгений Крамаренко.

Кстати, Евгений Петрович усматривает определенный символ в том, что как скульптор он сформировался в тех местах, где экспедиция Юрия Билибина обнаружила золото. Позже Крамаренко стал автором памятника руководителю экспедиции.

– Образ геологов у меня сложился в детстве. Я видел их, когда они возвращались из экспедиций. Все пространство наполнялось бородатыми исполинами с огромными рюкзаками и ящиками с образцами породы, с непередаваемым запахом костров дальних походов. Все это – влияние Ивана Емельяновича, благодаря ему я сформировался, – заметил заслуженный художник Евгений Крамаренко.

Некролог запретили. Но не память…

WhatsApp Image 2021 03 31 at 12.04.58

Литогравюры / Фото с сайта s-museum.mag.muzkult.ru

В Сеймчане Ивана Гриценко вдохновляли культура и быт народов Севера. Он неоднократно участвовал в выставках, на которых представлял графические листы на эту тему, например, «Привал», «Встреча весны», «Оленевод с маутом», «На оленях», «Река», «Стоянка геологов». Принимал участие в оформлении стендов для стадиона, рисовал для газеты «Металл – Родине», которые хранятся в архиве, проектировал бюст Ленина. Часть линогравюр, эстампов сотрудники музея прошлых лет передали из музея в Магаданский областной краеведческий музей. Всегда сотрудники музея для экскурсий доставали из запасников эстампы и акварели, чтобы во всей полноте показать творчество любимого художника.

Романтика геологических исследований, колымские пейзажи, быт народов Севера, тема ГУЛАГа – преобладали в его творчестве. О лагерном прошлом он не любил вспоминать, об этом рассказывали его работы. Так, линогравюра «За что?», посвященная периоду сталинских репрессий, повествует, какую боль испытали невинно осужденные люди. Сколько детей не родилось на свет или умерло в связи с тем страшным временем. Сколько несчастных женщин было репрессировано на Колыму, многие понесли наказание ни за что. Им навсегда пришлось расстаться со своими родными и близкими. В каторжных лагерях многие женщины, да и мужчины погибали от голода, холода и тяжелой работы. Сохранились уникальные страницы дневников Гриценко, где он пишет об огромной любви к своей Родине. Что кажется удивительным для человека такой судьбы…

Иван Емельянович ушел из жизни в 1976 году. В последний путь его провожали геологи, поклонники талантливого художника. Некролог в газете публиковать запретили – до конца жизни Гриценко оставался «врагом народа». В старой части сеймчанского погоста стоит аккуратно отшлифованный надгробный камень серо-белого цвета – жители знают, что это могила художника Ивана Гриценко.

Марина ПРАСКОВА

ДОСЬЕ

WhatsApp Image 2021 03 31 at 12.04.57

Литогравюры / Фото с сайта s-museum.mag.muzkult.ru

Иван Гриценко родился на станции Панютино Харьковской губернии 31 марта 1906 года. Учился в художественной школе с 1924 по 1928 г. Участвовал во Всеукраинской выставке 1931 года. До 1938 года работал в Харькове и Днепропетровске в газетах «Комсомолец Украины», «Заря», журнале «Штурм».

По окончании графического факультета Харьковского полиграфического института за контрреволюционную деятельность сослан на Колыму. Освободившись в 1946 году, жил в поселке Сеймчан. Здесь участвовал в областных художественных выставках.

  • В 1953 в Магадане, во Всеколымской выставке художников.
  • 1956 – Иркутск, «Сибирь и Дальний Восток».
  • 1967 – 2 зональная выставка во Владивостоке «Советский Дальний Восток».
  • 1969 – 3 зональная выставка во Владивостоке «Советский Дальний Восток».
  • 1994 – Персональная посмертная выставка в Сеймчане.

График оформил книги А. Алексеева «Колумбы росские», 1966 год и Г. Жилинского «Следы на Земле» 1975. Работы Ивана Гриценко хранятся в областном краеведческом и Сеймчанском музеях, но судьба многих произведений неизвестна. Умер Иван Емельянович 13 января 1976 года, похоронен в Сеймчане, ему шел 70-й год.

Поделиться новостью:

Читайте наши новости в WhatsApp И Telegramm


Читайте также

О главном



Видео дня


ЧП дня


Цитата дня