Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
01 марта 2019 | 18:12

Квест от «МП» «Найди управу на «наледчика»

В Магадане начали штрафовать за выезд на лед, но решит ли это проблему ежегодной гибели людей?

 3

Фото: Анна БАРЫШЕВА


Скорее всего, нет. Но если после этого вы все же решили читать дальше, «МП» расскажет, в чем абсурдность некоторых аспектов ежегодной тупиковой проблемы рыболовов-любителей и покатушечников-дрифтеров и как ее пытаются решить в соседних регионах.

«МП» уже писала о том, что с начала февраля инспекторами ГИМС МЧС России по Магаданской области и управлением административно-технического контроля мэрии Магадана собрано 36 материалов о незаконном выезде на лед бухт Гертнера и Нагаева. 10 нарушений зафиксировали сотрудники МЧС, остальные 26 — работники АТИ мэрии. По трем фактам нарушения 20 и 21 февраля составлены протоколы и направлены на рассмотрение в административную комиссию Магадана, где в качестве первой меры может быть вынесено предупреждение или же сразу штраф. По трем протоколам, переданным ГИМС, оказалось недостаточно доказательной базы, еще четыре в стадии рассмотрения.

 1

Вот какую идиллическую картину застал 1 марта 2019 года на Гертнера наш фотокор Расул Месягутов


Как пояснил начальник организационно-аналитического отдела управления административно-технического контроля мэрии Магадана Андрей Морозкин, 26 протоколов, составленных работниками АТИ, фактически на рассмотрение в АТК еще не поступили.

И как только публикация вышла в печати, редакционные телефоны стали обрывать суровые мужики с просоленными голосами, которые, как один, вопрошали: «Ну что вам сделали простые рыбаки? Вот вам персонально легче-то стало, что нас теперь станут штрафовать?». Отвечаю всем и каждому: нам — нет. Это если персонально. А в широком смысле — да. Жалко, что практика вменения таких штрафов зиждется на хрупкой, как тающий лед, законодательной поверхности. Но обо всем по порядку.

Не поверите, но для подготовки этой публикации корреспондент «МП» поговорила с более чем 15 экспертами в Магаданской области и соседних регионах — в основном это представители силовых структур и чиновники — и уяснила для себя абсолютно простой факт, ради которого, может быть, и не стоило предпринимать такие титанические усилия и тратить 6 часов рабочего времени и немерено денег на межгород.

И выход, и выезд. Может быть, выполз?

При всей своей спорности постоянно действующее постановление мэрии Магадана от 16 января 2017 года № 32 «О запрете выхода граждан и выезда на ледовое покрытие водных объектов, расположенных на территории муниципального образования «Город Магадан», всех видов автотранспорта, за исключением спецавтотранспорта оперативных служб», принятое во исполнение статьи 3.15 регионального Закона «Об административных правонарушениях в Магаданской области», преследует простую и понятную цель — не пускать транспортные средства на лед.

Не пускать, потому что технике физлиц нечего там делать, что бы ни вопили рыбаки-автовладельцы, которым, вообще-то, для здоровья полезно прогуляться по тверди пучины морской, если они так любят удить рыбку на свежем воздухе, и покатушечники, которые от неча делать прутся на бухту через торосы, да не одни — целыми семьями, будто специально ради того, чтобы детей сиротами не оставлять, а уж потонуть — так всем вместе даже не за ради табаку понюхать.

И это мы сейчас говорим сугубо об аспекте сохранения жизни и здоровья людей. В этой связи — выезда на лед — действующее уже больше двух лет постановление мэра понять можно. Не хотите напороться на штраф, берите бур, рюкзак, горнолыжные очки, чтобы ячмень не надуло, и айда. Но вот что же с «айда»? Ведь и выход на лед этим же постановлением также запрещен.

По поводу выхода — тьма египетская. Запретить-то запретили, а что дальше — совершенно непонятно. И главное — зачем?

Начальник управления по делам ГО и ЧС мэрии областного центра Олег Аверьянов, как раз постановление и разрабатывавший, ссылается на данные Колымского УГМС, которое совершает промеры льда в бухтах, исследование трещин и передает два раза в неделю эти сведения в МЧС.

- Пока нам сообщают, что выход на лед категорически опасен, будет действовать постановление, — объясняет Аверьянов. — Как только гидромет нам скажет, что толщина и структура покрова позволяют, запрет будет снят. В прошлом году мы его снимали и прописывали, на какое расстояние разрешен выход на лед бухт. Мы не сторонники таких мер, но люди, выезжая, нарушают и Водный кодекс РФ.

 2

Бухта Нагаева, 15 января 2012 г. А ощущение, что на днях / Фото: Расул МЕСЯГУТОВ, "МП"


Гидромет не рекомендует. Всегда

Давайте разбираться. Существуют Правила охраны жизни людей на воде и правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах на территории Магаданской области, статья 4.7 которых говорит об оповещении уполномоченными органами о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей на водных объектах. Таким органом в Центре ГИМС МЧС России по Магаданской области называют Колымское УГМС. В ГИМС лед тоже промеряют, исследуют трещины, но главный государственный инспектор по маломерным судам Магаданской области Сергей Печерица объясняет, что его структура превысит свои полномочия, если будет разрешать или запрещать самостоятельно, без учета мнения экспертов.

- Да, по договору мы предоставляем данные, — объясняет начальник ФГБУ «Колымское УГМС» Артем Климашевский, — и всегда не рекомендуем выход и выезд на лед, потому что лед является местом повышенной опасности и состоит из трещин, в том числе и плавающих. От мыса Красного в сторону «Горняка» много лет подряд пролегает трещина, рыбаки ежедневно выезжают дальше нее, а она бывает и метр, и полтора шириной, помимо нее появляются другие. Не бывает однородного ледяного поля. И в 80-е годы прошлого века было то же самое, но в основном люди доезжали на автобусе, к примеру, до Новой Веселой и шли пешком, а сейчас мы делаем обследование и видим, сколько машин в бухтах, это колоссальная нагрузка на лед. Каждый год гибнут люди, и это вопрос к самим колымчанам, стоит ли жизнь, своя и чужие, килограмма корюшки.

6 участков, палатка, чай и туалет

На этот вопрос есть вполне однозначный ответ, и не где-нибудь, а на соседнем Сахалине. Там, по словам специалистов отдела безопасности людей на водных объектах Главного управления МЧС России по Сахалинской области, оборудовано сразу 6 разрешенных участков для лова рыбы, несанкционированные снабжены ограничивающими и предупреждающими знаками.

И знаете, что самое интересное? На лед на автомобиле сахалинцы не лезут. Во-первых, потому что это опасно, такой уж там климат, а во-вторых, власти, силовики и частные предприниматели, — на Сахалине фактически не работает в силу определенных обстоятельств региональный закон об административных правонарушениях, так что штрафовать за выезд на лед там не могут даже в случае действующего постановления, — объединили усилия, чтобы сделать пребывание рыбаков на льду максимально комфортным.

Невероятно, но факт: муниципалитеты организовывают парковки, устанавливают туалеты, а частные предприниматели ведут торговлю и в палатках поят людей горячим чаем. МЧС, в свою очередь, работает на профилактику и информирование населения о возможной опасности, а поисково-спасательный отряд ежедневно находится в состоянии повышенной готовности и спасает людей, но, слава богу, не тонущих, а в основном получивших какие-либо травмы во время рыбалки. За последние 15 лет, отметили в отделе безопасности людей на ВО, ни одного трагического случая, связанного с утонувшими в автомобилях или без них, на Сахалине не помнят.

Есть места разрешенного лова и на Камчатке. Там их три — на озере, реке и в бухте — в Усть-Большерецком, Елизовском районах и Вилючинске. И у них, слава богу, за последние 10 лет, а может быть, и больше, также не происходило никаких серьезных ЧП, связанных с жертвами покатушек по льду.

Эти примеры всего лишь говорят о том, что одними запретительными мерами проблему выезда автомобилей на лед бухт Нагаева и Гертнера не решить.

Утопил — плати?

Может быть, определенным приближением к недостижимой цели стало бы вменение по суду серьезных штрафов за утопленный автомобиль? Но такой практики не только в Магаданской области, но и на всем Дальнем Востоке нет и не было из-за пробелов в федеральном законодательстве.

Процессуально собрать необходимый пакет документов для передачи дела в суд практически невозможно, объясняют в Управлении Росприроднадзора по Магаданской области и Магаданской межрайонной природоохранной прокуратуре. Даже если будут собраны доказательства от МЧС о факте затопления и обнаружения транспортного средства в определенной точке координат, степени вреда для окружающей среды, количестве техжидкостей, загрязняющих акваторию, автовладелец легко докажет, что его движимое имущество не утратило потребительские свойства и не является отходом, он будет его извлекать из-под воды и восстанавливать, а также, что затопление — это форс-мажор, а не умышленное деяние.

А поскольку, акцентируют эксперты, в суде доказывает не обвиняемый, а истец, титанические усилия и дорогостоящие долгие экспертизы могут не привести ни к чему. То же касается и выезда специалистов Росприроднадзора на лед, чтобы замерить ущерб от разлива техжидкостей автомобиля, например, утечки масла или бензина. Спецтранспорта у них нет, а «выхлоп» от такого рейда с учетом сложности многих процедур не капля в море — меньше.

Есть снегоход? Предупреди!

В этом отношении — выезда на транспорте на лед бухт Охотского моря — больше контроля над владельцами снегоходов. Почему? По приказу ФСБ России от 7 августа 2017 года № 454 «Об утверждении Правил пограничного режима» учету в пограничном органе подлежат средства передвижения по льду (аэросани, буера, мотосани, снегоходы (мотонарты). И кроме этого, перед поездкой по тверди морской владелец указанных ледовых гаджетов должен не позднее чем за два часа до поездки уведомить о ней пограничников. Если ты безучетник, сотрудники имеют право вынести предупреждение или оштрафовать. Но, к великому сожалению, автомобили не признаны данным приказом как средства для передвижения по льду, что очень странно, но является фактом.

Последнее, за что я решила зацепиться в своем квесте под названием «Найди управу на «наледчика» по рекомендации лица из силовых структур, пожелавшего остаться неизвестным, так это выяснить, можно ли поставить на бухтах передвижные пункты досмотра «тэшных» автомашин.

И это не такой уж бред, как вы сейчас, вероятно, подумали. Потому что, если изучить расположение Особой экономзоны Магаданской области, да еще и почитать описание ее границ, станет понятно, что они — границы бишь — проходят как раз по побережью, а, следовательно, выезжающие нерастаможенные транспортные средства их нарушают.

Но, как мне удалось выяснить в Службе г. Магадана погрануправления ФСБ России по Восточному Арктическому району, такое предложение от них к представителям Магаданской таможни поступало, но все упирается в небольшой штат последних и здравый смысл, ведь очевидно, что фактического умысла покинуть ОЭЗ на нерастаможенной машине по морю ни у одного здравомыслящего человека нет, разве что уплыть на оторвавшейся льдине назад в Японию.

Эксперты на самом деле сходятся в одном: только объединением усилий региональных, муниципальных властей, контролирующих организаций и силовых структур, опираясь на положительный опыт других регионов и не жалея на это сил и даже средств, можно попытаться навести порядок в этом скользком вопросе и остановить-таки нескончаемую вереницу автомобилей, едущих куда-то в сторону горизонта за призрачным уловом с вполне конкретным риском погибнуть в собственном любимом железном коне вместе с женой, тещей, детьми и несколькими пакетами рыбы.

Татьяна ХРИПУН.

Поделиться новостью:

Читайте наши новости в WhatsApp И Telegramm


Читайте также