Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
15 сентября 2020 | 17:00

60 лет сегодня исполняется председателю реготделения Союза художников России Константину Кузьминых

Артист кисти – так уважительно зовут юбиляра искусствоведы

1540338553 kuzminyh

Константин Кузьминых / Фото: kolyma.ru


15 сентября председателю областной творческой организации Союза художников Константину Кузьминых исполняется 60 лет.

По мнению известных искусствоведов из Приморья Виталия Кандыбы и Ольги Зотовой, в изобразительном искусстве дальневосточного региона наш земляк считается художником номер один.

ПИТЕР ПОДТОЛКНУЛ

Масштаб таланта Константина Борисовича выходит за региональные рамки, утверждает Андрей Ковальчук, председатель Союза художников России, в тандеме с которым, напомним, Константин Кузьминых изваял скульптурный памятник героям Алсиба. Его открыли 9 мая этого года на 13-м км в районе старого аэропорта. Ковальчук отметил, что Константин Кузьминых – ведущий современный художник России.

– У него блестящее образование, богатый опыт, который Константин Борисович применяет с большим талантом. За ним более чем 300 вернисажей, 10 персональных выставок, награды и звания Академии художеств России, – говорит Андрей Ковальчук.

Все началось в пору раннего детства, когда маленький Константин жил с родителями на Транзитной, как и большинство семей магаданцев, в бараке. Впечатления детства будущего художника связаны с Магаданом того периода, когда город и не был похож на столичный. Зимой завален снегом: ребятишки играли в сугробах, штурмовали крепости. Потом он посещал музыкальную школу, по настоянию мамы играл на баяне, а в свободное время лепил из пластилина замки, рыцарей и пиратов. Родители художника напрямую не были связаны с искусством, влечение к творчеству у их сына обнаружилось неожиданно.

В 1974 году семья гостила в Ленинграде у родственников, тогда у 14-летнего Константина и случился первый пленер. В акварельных этюдах, карандашных набросках юноши отразились древние Псков, Новгород. По возвращении из поездки ему предложили остаться учиться в Ленинграде в художественной школе. Учеба в городе на Неве дала серьезную подготовку для живописца, он впитал богатейшие культурные, художественные традиции, пришло осознание, что искусство, творчество – его призвание.

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ХУДГРАФ И ПРОЕКТ «ДИАЛОГИ О ВЕЧНОМ»

"Сотворение Адама" / Фото: foma.ru


Константин Борисович оканчивал десятилетку в Магадане, а наш город в те годы являлся уникальным для страны. Магадан был «островком свободы» для деятелей искусства. В театре творили знаменитые личности, среди них были видные артисты, музыканты, балерины, художники, словом – элита. В 1960-70-х годах они оказывали влияние на творческую обстановку города. Их знал и с ними нередко виделся будущий живописец, впечатления от встреч он сохранил в своей памяти. После школы он поступил на художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института. И снова – везение. Факультет, основанный в 1959 году, собрал когорту педагогов, приехавших из столичных художественных вузов, где они заложили традиции легендарного факультета. Там, вспоминал Константин Борисович, витал дух свободы, студенты ощущали себя творческими личностями.

В вузе его педагогом был живописец Александр Лепетухин. В паре с ним – редкий пример сотрудничества – позже состоялся необычный творческий проект «Диалоги о вечном». Это вернисаж ученика и учителя. Зрителями библейского проекта двух художников стали жители многих городов Дальнего Востока, Сибири и Парижа.

У педагога Лепетухина Кузьминых был любимым учеником. В нем учитель ценил талант, работоспособность, желание по максимуму посещать дополнительные занятия, студенческие пленеры. Ученик же, вспоминая добрым словом теперь уже покойного наставника, отмечал, как тот был непохож на всех, кто преподавал на худграфе.

Для диплома Константин Кузьминых выбрал тематическую картину, основанную на исторических событиях, которые вылились в большой холст «Памяти австро-венгерских музыкантов, расстрелянных белогвардейцами в Хабаровске в 1919 году», защитился на отлично. Экзаменационная комиссия отметила обращение к редкому жанру, профессиональный уровень произведения. Так что, по признанию автора картины, вуз научил его не только владеть кистью, но и «быть художником».

СВОБОДА МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ ТВОРЦОВ

VystDV8"Каин и Авель" / Фото: foma.ru


 

Начало самостоятельного творческого пути Константина Борисовича пришлось на период неслыханной свободы, исканий целого поколения молодых мастеров, стартовавших в искусстве с середины 1980-х. Эта плеяда начинала в неоднозначный период, считавшийся по советским меркам «ненормальным» для творцов. Они столкнулись с художественным рынком в тот период, когда картины стали предметом купли непредсказуемым покупателем.

Один из немногих, кто получил к тому времени солидный задел впечатлений от общения с известными деятелями культуры в вузе и Домах творчества, был Кузьминых. Кроме этого он, ознакомившись и изучив прикладное искусство северных народов во время выездов в научные экспедиции по Чукотке, изучил абстракцию – знаковую систему, выраженную в орнаментах народов Севера, что и принесло автору успех и признание среди профессионалов.

А собратья по кисти даже приклеили ему ярлык «авангардист». Он же продолжал творческие искания, работая в Домах творчества «Сенеж», «Горячий ключ», где возник новый круг общения с деятелями искусства, откуда привозил свернутые в трубочку холсты, по которым, как свидетельствовали магаданские художники старшего поколения, определился его стиль.

Вскоре авторитетный художник областной творческой организации Владимир Мягков дал ему рекомендацию в Союз художников, отметив «безусловный живописный талант», а позже, в 2001 году, живописец Валерий Прасков выдвинул его председателем областного Союза.

Художники старшего поколения не ошиблись, увидев в нем достойного продолжателя и преемника традиций Магаданского СХ, у которого великая история, а фундамент крепко стоит на именах корифеев русского и советского изобразительного искусства.

Был период, когда вокруг имени Кузьминых кипели споры, не формально ли он творит, что же зашифровано в его композициях серии «Маски», «Камлейки». Тем временем автор загадочных холстов активно выставлял их на вернисажах в области, на Дальнем Востоке, в других регионах России, за границей.

Также он проявил себя, проводя большую организаторскую работу, творческую и издательскую деятельность, одновременно помогая коллегам. Напомним, то было сложное время, когда настала иная система отношений художника и общества – государство не имело былой заинтересованности в творческих личностях, не действовали прежние механизмы поддержки, и многие художники были вынуждены зарабатывать вне искусства.

Для Константина Борисовича как художника это время не остановилось, но он был активно увлечен коммерческими проектами в сфере рекламы, дизайна, возникли новые проекты, появился успешный опыт, связи в США, Гонконге, Китае, а вскоре занятой автор устроил серию персональных выставок в галереях Хабаровска и Владивостока.

ДОРОГИЕ СЕРДЦУ КРАСКИ И МИССИЯ ХУДОЖНИКА

chukotka kuz

«Прощание с моржом», триптих «Чукотка»


Магадан и Север всегда остаются дорогими сердцу темами для художника. Наша территория преподнесена автором в большом массиве его картин. Мы видели на персональных выставках «его» Магадан и «его» Север в излюбленной белой гамме – этими картинами он «высказывал» свою любовь к родной земле. Ее прекрасно «прочитывали» на выставках зрители Италии, Америки, Китая и других государств, где он представлял вернисажи, и там северная тема завораживала публику.

Проявлением его любви и уважения к Северу, коренным жителям стал организованный Константином Борисовичем всероссийский, а затем и Международный фестиваль косторезного искусства, который успешно прошел в нашем городе трижды. В его программе были мастер-классы, научно-практическая конференция с участием любителей и поклонников древнего промысла. Таким образом Константин Кузьминых, заслуженный художник России, академик Российской академии художеств утвердил, где находится центр косторезного искусства страны.

Следующим шагом стало содействие открытию в областном колледже искусств отделения косторезного мастерства для одаренных юношей и девушек Северо-Востока, где теперь имеют возможность учиться молодые люди из Якутии, Чукотки, Камчатки, Колымы, Забайкалья. Для этого Константину Борисовичу потребовалось совсем немного времени – год с небольшим. Предложение о необходимости открыть такое отделение прозвучало из уст коренных жителей Гижиги, побывавших на первом фестивале и проявивших озабоченность идентичностью культуры коренного населения.

 

022eac6a 8b14 4537 97dd 5e7112f83d40

Мемориал летчикам Алсиба / Фото: пресс-служба Правительства Магаданской области


Есть расхожее мнение – творчество и административные обязанности плохо совмещаются. Жизнь дает этому массу подтверждений, но есть и счастливые исключения. Одно из них – пример Константина Кузьминых, начавшего деятельность в областной творческой организации, а затем и в Союзе художников России сразу в нескольких направлениях! Возьмем для примера в этой публикации о юбиляре только несколько проектов, успешно воплотившихся стараниями Константина Борисовича.

  • Вышел не только альбом-справочник, равного которому нет в России, под названием «Прекрасного след». Он повысил статус мастеров-косторезов, разработал проекты, выведшие региональное искусство на всероссийскую и зарубежную орбиты.
  • Инициировал выпуск альбома «Великая Отечественная война в произведениях российских художников» в честь 65-летия Победы.
  • Масштабным издательским проектом стала антология «Изобразительное искусство России» в 10 томах, включившая произведения 3500 художников всех федеральных округов России. При этом Константин Борисович вел сбор и систематизацию материала, выступил автором идеи, редактором, дизайнером, инвестором издания.

Награды


В числе его регалий и постов есть и такие, как член общественной палаты России, секретарь СХ России в ДФО, академик РАХ, кавалер ордена Дружбы, лауреат премий Правительства России и Министерства культуры РФ. Творческие достижения юбиляра отмечены золотыми медалями, дипломами, Благодарностями академии художеств, Союза художников страны. Он подает пример творческой свободы, владения богатейшим арсеналом художественных средств и заметное явление искусства живописи.

«МП» поздравляет Константина Борисовича с 60-летием. Желаем Вам большого счастья, крепкого здоровья, воплощения всех проектов, удачи. Пусть Муза не покидает Мастера и дарит вдохновение, пусть жизнь юбиляра будет долгой!

Марина ПРАСКОВА.

Поделиться новостью:

Читайте наши новости в WhatsApp И Telegramm


Читайте также

О главном



Видео дня


ЧП дня


Цитата дня