Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
  • Bnaglav

Древность под стеклянным куполом

Как открыть для колымчан и гостей региона культурное наследие края?

археологи Игорь Макаров и Виктор Шафоростов за работой

Археологи Игорь Макаров и Виктор Шафоростов за работой / Фото: Саркис ТАРУТИН


История Магаданской области началась не с Дальстроя и сталинских лагерей, не с экспедиции Юрия Билибина и даже не с походов русских первопроходцев. Люди жили на нашей земле тысячелетиями, однако об этом колымчане почти ничего не знают.

Реконструкция, однако

«МП» уже писала об инвестиционном проекте компании «Экспедиция-Тур» на о. Завьялова по созданию туристско-рекреационного комплекса. По замыслу организаторов, одной из достопримечательностей, которая сможет привлечь туристов, должны стать археологические памятники, расположенные на острове. Воды вокруг о. Завьялова богаты рыбой и морзверем, и вполне естественно, что древние охотники не могли пройти мимо такого изобилия и жили здесь постоянно.

По заказу инвестора компания «ГеоКорд» в сентябре провела раскопки на о. Завьялова и с участием специалистов Магаданского областного краеведческого музея оценила перспективы музеефикации археологических памятников.

Как рассказал «МП» руководитель Северо-Восточной археологической экспедиции Игорь Макаров, на о. Завьялова находятся памятники двух археологических культур  - токаревской и древнекорякской.

- Кроме прочих работ, мы провели оценку историко-культурного потенциала острова с возможностью создания здесь экспозиции, посвященной истории морского зверобойного промысла в Северном Приохотье, - рассказал археолог.

Объекты археологического наследия на о. Завьялова выявлены на мысе Северном, в бухтах Находка, Рассвет, у озера Пресного. Лучше сохранились памятники древнекорякской культуры, они, по мнению специалистов, наиболее пригодны для создания такой экспозиции, хотя и предметы токаревской достойны того, чтобы быть на ней представлены.

В целом в мире накоплен достаточный опыт создания туристических достопримечательностей в местах расположения археологических памятников. Их часто отгораживают прозрачными стенами и крышей, рядом можно увидеть людей в костюмах древних эпох, там же реконструкторы обучают желающих древним ремеслам, приемам охоты и обращению с оружием.

Среди вариантов, которые рассматривает инвестор на о. Завьялова, и такой: накрыть археологический раскоп древнекорякской стоянки прозрачным куполом, а также сделать реконструкцию корякского жилища с восковыми фигурами его обитателей. Его будет несложно восстановить с высокой степенью достоверности. Ведь такие же полуподземные дома почти без изменений сохранились до начала ХХ века - их можно увидеть даже на фотографиях этнографов тех времен.

Загадочные токаревцы

изображение человека токаревской культуры обработанная галька

Изображение человека токаревской культуры - обработанная галька / из книги Александра Лебединцева


Именно представители этой древней культуры сегодня самые древние известные жители Примагаданья. Что характерно, никто не знает, откуда они взялись, на каком языке говорили, кто их родственники. Временные рамки существования токаревской культуры - с начала первого тысячелетия до нашей эры по V - VI века нашей эры. Полторы тысячи лет истории, которая не оставила после себя ничего, кроме отдельных следов материальной культуры - жилищ, орудий труда, предметов быта и очень редких произведений древнего искусства.

Токаревских стоянок немало по всему Охотскому побережью - только на п-ове Старицкого рядом с Магаданом 28 жилищ! В принципе самые древние культуры, найденные на Колыме, намного старше и относятся к палеолиту - периоду до 20 тыс. лет назад. Но они находятся намного севернее Магадана, их носителями были сухопутные охотники на мамонтовую фауну, а вот токаревцы - именно приморская культура. Возможно, в палеолите морские охотники тоже существовали, но раскопать их стоянки надежды очень мало - тысячелетия назад береговая черта была намного южнее, и сейчас на ее месте море.

Токаревцы освоили всю Тауйскую губу, в том числе о. Завьялова и Спафарьева. Жили в круглых или овальных полуземлянках. Они умели делать лодки, ходить по морю и были искусными охотниками на морского зверя. Основная их добыча - ластоногие. Пока неясно, умели ли они добывать китов, не нашли еще ни одного большого гарпуна, пригодного для китобойного промысла, хотя китовые кости на стоянках есть, и немало. К слову, до XIX века, пока большую часть поголовья не истребили американские промышленники, китов в Охотском море было много. Возможно, токаревцы брали мясо китов, которых выкидывало на берег.

Еще один любопытный факт  - на токаревских стоянках на о. Завьялова почти нет костей лососевых рыб - токаревцы предпочитали треску и минтая. Вероятнее всего, они были также равнодушны к красной икре, их гастрономические предпочтения сильно отличались от европейских - на их «помойках» много раковин мидий и костей тюленей различных видов. Нам может показаться странным, что такая ценная рыба, как лососевые, практически не использовалась древними охотниками на морского зверя.

Кем были «первые магаданцы»?

Кем были эти загадочные токаревцы, долгое время оставалось загадкой. Понятно, что ни эвены, ни коряки, ни чукчи к ним никакого отношения не имеют, это более поздние пришельцы. А вот совсем недавно ученые доказали генетическую связь между токаревцами и палеоэскимосскими культурами Гренландии и канадской Арктики.

Заметим, что палеоэскимосская культура Саккак старше токаревской на 1,5 тыс. лет. Получается, что когда-то давно, не менее 5 - 5,5 тыс. лет назад, на Северо-Востоке Азии была некая общность людей, часть которых перешла Берингов пролив и расселилась по всей канадской Арктике, ушла в Гренландию, а часть осталась в Актической Сибири, и потом, еще тысячелетиями позже, их потомки вышли на Охотское побережье. Это и были токаревцы.

Но на самом деле доказанное родство с палеоэскимосами мало что говорит об этническом происхождении «первых магаданцев». Правда в том, что ученые сами толком не знают, что за народ создал палеоэскимосские культуры. Задолго до нашей эры они научились добывать китов, достигли сравнительно высокого мастерства в обработке кости, строили большие жилища, имели сложную социальную организацию и свое-образное искусство. А потом исчезли. Вымерли или переселились на юг - непонятно.

Примагаданье - прародина коряков

корякское жилище фото 1901 гJPG

Корякское жилище, фото 1901 г. / Фото: Владимир Иохельсон


В V - VI веках с материка на Охотское побережье вышли предки коряков, а токаревская культура исчезла. По всей видимости, пришельцы их не истребили, имел место некий симбиоз, коряки переняли у токаревцев некоторые элементы культуры, в частности, приемы охоты на морского зверя. Остров Завьялова коряки заселили сразу же после появления на Охотском побережье, даже самый ранний этап древнекорякской культуры назван завьяловским по месту открытия наиболее типичных находок. Отсюда они стали расселяться вдоль Охотского побережья на Камчатку, пока в XVI - XVII веках новая волна тунгусских переселенцев не вытеснила их с прежних мест обитания. Примерно в это же время стоянки на о. Завьялова оказались покинуты людьми.

Эвенские предания говорят, что столкновения между их предками и коряками были очень ожесточенными, однако со временем люди научились жить в мире друг с другом. Сегодня в Магаданской области два национальных корякских села - Тополовка и Верхний Парень, хотя часть потомков коряков - охотские камчадалы - живут и западнее по побережью.

Очень жаль, что огромный пласт культуры, который создавался тысячелетиями, пока мало известен большинству из нас. Возможно, развитие туризма усилит интерес и наших земляков к давнему прошлому своего родного края. Хотя уже сейчас о прошлом коренных народов можно узнать на экспозиции «Люди земли и моря» в Магаданском областном краеведческом музее. Но впереди еще много открытий.

Станислав ТАРАСОВ.

Знаете ли вы


Родство с древними китобоями может говорить о том, что токаревцы добывали китов, хотя прямых доказательств этому нет. Но ведь ученые тоже долго оспаривали и способности палеоэскимосов вести китобойный промысел, пока не так давно на Чукотке не было сделано открытие, поставившее точку в этом споре.

При раскопке стоянки Уненен археолог Сергей Гусев нашел моржовый бивень с изображением сцен из жизни древних жителей Чукотки. Этот бивень моржа с резьбой журнал «Archeology» признал одной из 10 лучших археологических находок 2008 года. Клык длиной 49 см изображает тюленя - на концах сработаны голова и ласты нерпы. Самое ценное - это изображения, которые на нем вырезаны. Это охота белого медведя, плавание на лодках по морю и странная сексуальная сцена, как предполагают, ритуального характера. И самое главное - на бивне вырезаны ясные изображения охоты на кита с нескольких байдарообразных лодок. Стоянка Уненен была обитаемой в XV - XIII веках до нашей эры, то есть эти люди жили на Чукотке 2900 - 3200 лет назад. Теперь сомнений в существовании китобойного промысла 3 тыс. лет назад уже нет.

Чтобы заниматься таким опасным делом при помощи гарпунов с костяными наконечниками, кроме ловкости и отваги, необходимо умение согласовывать действия большого количества людей, как правило, на нескольких лодках. Такая охота возможна только при сложной социальной организации. Для того отдаленного времени и крайне суровых климатических условий, в которых появилась культура Уненен, это говорит о довольно развитом обществе. Поэтому не исключено, что стоит ожидать находок, которые подтвердят наличие китобойного промысла и у древних охотников на морзверя Северного Приохотья.

Читайте новости Магадана и Магаданской области в Telegram и WhatsApp