Путешествие в прошлое ко Дню российского кино

Фото: из архива Ресурсного центра развития культуры, кино и туризма
На этой неделе северяне вместе со всей страной отмечали День российского кино. Любая профессия по-своему уникальна, у каждой есть своя специфика и свои ценности.
Ранее по теме: Киномеханики на оленьих упряжках несли синематограф колымчанам в годы Великой Отечественной
Служителей кинематографа, о которых расскажем в этой публикации, называют представителями десятой музы. Они помнят времена, когда билет на утренний детский сеанс стоил всего 10 копеек. От 25 до 45 копеек - взрослый билет в зависимости от ряда кинозала. А самыми дорогими были билеты по 70 копеек, их продавали на широкоформатные киноленты, а если картина была двухсерийной, то зрители платили 1 рубль 40 копеек.
Актуально: Что покажут в кинотеатрах Магадана на этих выходных
Ветерану труда и почетному работнику культуры Магаданской области Иванне Донченко посчастливилось получить образование киномеханика в магаданском ПТУ №9, в училище строительного профиля, когда там набрали группу киномехаников для обслуживания оленеводов и рыбаков Колымы и Чукотки. Вместе с Иванной Теодоровной эту специальность получили еще 29 человек.
«Все разъехались кто куда, но в основном в глубинку, в села и поселки. Я получила распределение в Таватум, небольшой поселок Северо-Эвенского района, где были школа, клуб, рыбный цех, - вспоминала она. - Мне запомнилось, как мы добирались на пароходе из Эвенска в глухомань, в Таватум, отопление было печное: дрова и уголь. Моими главными зрителями были оленеводы, я ездила к ним в тундру, с собой везла аппаратуру и бобины с пленками».
Фото: из архива Ресурсного центра развития культуры, кино и туризма
В те годы руководил киносетью области товарищ Слисько, его имя и отчество за давностью лет забылись, но Иванна Донченко помнит, как он настраивал молодежь на командировки в далекие села и поездки в стойбища.
«Кино приехало, кино приехало!» - так встречали пастухи, - рассказывала Иванна Донченко. - Люди стойбища ждали наступления вечера. Экраном была белая простыня, фильмы смотрели, сопереживая героям киноленты, плакали, смеялись, это было событие для тундровиков. После показов подолгу обсуждали сюжетную линию, положительные герои становились кумирами. А в поселке меня просили показывать любимые фильмы: «Три плюс два» (6+), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (6+), «Два бойца» (12+), «Кавказская пленница» (6+).
В Таватуме Иванна Теодоровна прожила 13 лет, потом ее пригласили работать в Магадан. Здесь пришлось переквалифицироваться из опытного киномеханика в кинопрокатчика-реставратора. Деятельность специалистов этой профессии всегда в тени - такова их доля. Их работа сложна, им доверяют реставрировать копии киношедевров. Такое не каждому под силу. За огромным чудо-агрегатом - монтажным столом - они спасают фильмы. Необходимо провести реставрацию так, чтобы не исказить сюжет картины, слова и поступки персонажей, а для этого надо иметь навыки звукооператора, вникать в азы музыкального оформления, словом, сочетать творческое и техническое начала. Не зря же на церемониях, завершающих кинофестивали и профильные конкурсы, вручают награды, отмечая мастерство звукорежиссеров и звукооператоров. Но, чтобы это произошло, первые шаги к успеху должны сделать люди, чей труд вроде бы второстепенный.
Коллеги говорят, что Иванна Теодоровна интуитивно ощущает, в какой момент и насколько надо подправить звук, подобрать нужный фон, где склеить пленку. В этом и есть ее талант, она обладает восприятием и воображением, чувствует музыку, это все важно.
«Кинематограф, - отмечала ветеран отрасли, - великое изобретение человека в 19-м веке, тогда оно стало новым средством выражения мыслей людей, просвещать зрителей, заставлять размышлять и волновать души».
Иванне Донченко судьба дала знак, какую ей выбрать профессию, ведь она родилась 27 августа в далекой от Колымы Закарпатской области. Уважаемая Иванна Теодоровна! Будьте здоровы, счастливы и пусть долго-долго живут ленты, отреставрированные вашими добрыми руками!

Фото: из архива Ресурсного центра развития культуры, кино и туризма
Олеся Гуменюк много лет проработала киномехаником в Ягодном и работу свою очень любила. Нравилось крутить кино детям - юная публика эмоционально реагировала на перипетии сюжетов. У Олеси Михайловны была традиция после просмотра сказок великих советских кинорежиссеров спрашивать, выходя в кинозал, понравился ли фильм детям.
«Да, спасибо!» - всегда хором отвечали зрители.
Ей нравилось, когда за билетами в кино выстраивались длиннющие очереди. Она помнит, как подолгу шли показы первого отечественного фильма жанра катастрофа «Экипаж» (12+) режиссера Александра Митты с актерами Леонидом Филатовым и Георгием Жженовым в главных ролях. Как в дни каникул и в выходные с утра демонстрировали фильмы для маленьких зрителей. Ребятишек из детских садов и школ приводили группами и классами. Они всегда бурно реагировали на выпуски серий мультфильма «Ну, погоди!» (0+).
Говоря о себе, Олеся Михайловна отмечала, что показывать художественные фильмы мечтала с детства.
«С удовольствием ходила в кинотеатр поселка Ягодное «Комсомолец», знала весь репертуар, собирала открытки с изображениями известных актеров советского кино. После окончания курсов киномехаников в октябре 1977 года приступила к работе в районном Доме культуры, а с 1 августа 1981 года - в кинотеатре «Факел», — рассказывала киномеханик.
По ее словам, в те годы зарплаты были скромные, но работа была интересная, а коллектив очень дружный. Любила крутить комедии и детективы. К мелодрамам относилась прохладно. Иногда работала с 9 утра до 12 ночи с одним выходным в неделю. Было время, когда фильмы на пленке получали по частям - в каждой по 20 минут. Перед показом эти части собирали в одну ленту и перематывали на бобину.
Олеся Гуменюк помнит, какие картины пользовались наибольшим спросом у зрителей.
«Печки-лавочки» (6+), «Двадцать дней без войны» (12+), «Калина красная» (6+), «Мимино» (12+), «Пираты ХХ века» (12+), «Служебный роман» (12+), «Родня» (6+), «Военно-полевой роман» (12+). Нравились фильмы «Есения» (6+) или «Генералы песчаных карьеров» (6+), на них выстраивались длиннющие очереди. Никогда не пустовал зал на индийских фильмах», — делилась собеседница.
В качестве достоинств отечественного кино тех лет она отметила целомудренность. Если в фильме были поцелуи или что-то большее, то вход детям до 16 лет был запрещен, о чем предупреждала афиша. Кинотеатр был не только местом досуга, но и местом, где люди знакомились. Молодые парочки Ягодного назначали свидания, покупали билеты в последний ряд, наивно думая, что там их никто не видит. В выходные дни после сеанса молодые шли на танцы в районный Дом культуры, где играл любимый ВИА «Рядок».
«Перед началом фильма демонстрировали киножурналы, рассказывающие о съездах КПСС, достижениях социализма, больших стройках страны. Всем очень нравился юмористический киножурнал «Фитиль», — вспоминала Олеся Гуменюк.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Фото: из архива Ресурсного центра развития культуры, кино и туризма
Кинопрокатную контору на Колыме открыли в марте 1954 года. Первыми работницами стали Лидия Агейкина, Тамара Ревкова, Зинаида Ренеслац, Валентина Сорокина. Анатолия Молодоженова и Галину Зирченко направили на работу в село Гижига, потом перевели в Эвенск, позже Галина Зирченко возглавила Северо-Эвенскую районную дирекцию киносети, где работала до 2005 года. Коллектив был победителем в социалистическом соревновании, награждался переходящим Красным знаменем.
Первым директором кинотеатра в Талой была Тамара Деренко. При ней построили кинотеатр «Космос». Потом она возглавляла Ольскую районную дирекцию киносети. Под ее руководством в районе действовало 30 киноустановок. Клубы были даже в малонаселенных поселках Радужный, Заречный, Сахарная головка, в селах Шелехово, Бараборка, Мотыклей и Сиглан. Для маленьких зрителей она организовала детские кинотеатры, проводила киновечера, кинолектории. Работая в Магадане, создала киноклуб, устраивала встречи с популярными актерами советского кино, организовала молодежный киноклуб - эти формы работы получили признание колымчан.
Сетевое СМИ (сайт) Издательский дом «Магаданская правда» (ИД МП) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г.
Регистрационный номер: Эл № ФС77 — 76190
Главный редактор: Сидорова Е.В.
Учредитель: Областное государственное автономное учреждение «Издательский дом «Магаданская правда».
Директор Кончева Е.А
Связь с редакцией: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Тел. +7 (4132) 20-21-04
685000, Магаданская обл., г. Магадан, пер. Школьный, д. 3
© ИД «Магаданская правда», 2013-2019. Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции. Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.
Смещение времени на сайте относительно московского: +8 ч.
ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ САЙТА: 12+
Политика в отношении обработки персональных данных