Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
  • Главная
  • Культура
  • Магаданский журналист Игорь Дадашев запустил авторский проект «Параллельные аккорды»

Магаданский журналист Игорь Дадашев запустил авторский проект «Параллельные аккорды»

Героем пилотного выпуска стал руководитель оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема пианист и бэндлидер Борис Фрумкин

13.02.2020 г. "Параллельные аккорды". Выпуск 01 / Видео: youtube.com


11 февраля в Магадане с успехом прошли гастроли Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема. Этот легендарный коллектив занесен в книгу рекордов Гиннесса, как самый старейший действующий джазовый оркестр в мире. В прошлом году ему исполнилось 85 лет

Магаданский журналист Игорь Дадашев записал эксклюзивное интервью с руководителем оркестра джазовой музыки Борисом Фрумкиным для пилотного выпуска программы «Параллельные аккорды», посмотреть который можно на ютьюб-канале автора. Информационный партнер проекта - «Магаданская правда».

В программу, которую привез на Колыму в этот раз Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема вошли, как американские классические джазовые пьесы, так и обработки песен Великой Отечественной войны. Организатором и бессменным руководителем оркестра с 1934 года на протяжении около семидесяти лет был выдающийся советский, российский музыкант, композитор и аранжировщик Олег Лундстрем.

 Магаданский журналист Игорь Дадашев запустил авторский проект «Параллельные аккорды»

Борис Фрумкин / Фото: скрин "Параллельные аккорды". Выпуск 01


Сегодня разговор о джазе – с руководителем оркестра джазовой музыки Борисом Фрумкиным.

- Борис Михайлович, что вы привезли в этот раз в наш город? Чем порадуете своих магаданских поклонников?

Мы приезжали в Магадан в 2012 г., так что с тех пор прошло уже почти десятилетие, конечно, за это время произошло очень много интересного. Оркестр побывал в самых разных ситуациях и самых разных частях света. И в Африке, и в Индии, в Соединенных Штатах Америки. Кстати, это очень интересное событие, потому что мы стали единственным джазовым оркестром в мире, который был удостоен чести выступить на сцене Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Это было 6 мая 2015 года на концерте, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 Магаданский журналист Игорь Дадашев запустил авторский проект «Параллельные аккорды»

Фото: скрин "Параллельные аккорды". Выпуск 01


Там присутствовало много дипломатов, а мы все думали, как же они воспримут наши песни о войне? Конечно, не вся наша программа состояла из песен военных лет, с нами выступали Александр Панайотов и Анна Бутурлина. Нас принимали замечательно. Самое поразительное было, когда в конце мы заиграли «День Победы», все дипломаты встали, не зная совершенно этой песни, но понимая по настроению, что это нечто значимое и важное для нас. Вот это самое, наверное, знаковое воспоминание за прошедшие годы.

А программа, которую мы привезли в Магадан в этот раз, состоит из произведений разных лет, разных жанров, потому что прошедший год для нас был юбилейным, мы отметили 85-летие нашего оркестра. Естественно, для юбилейных программ мы собирали все, что оркестр сыграл за время своей интересной и славной истории. Так что это разные пьесы. Частично мы отдаем дань песням военных лет. Потому что этот год знаковый не только для всех нас и нашей страны.

 Магаданский журналист Игорь Дадашев запустил авторский проект «Параллельные аккорды»

Концерт в Магадане / Фото: Татьяна ХРИПУН, "МП"


А также в нашей программе произведения раннего джаза, современного джаза, а кроме того отрывки из сюиты «12 месяцев», которую я написал в 2017 г., она вышла на диске. Мы привезли интересную московскую джазовую певицу, которую я знаю с 1990-х годов. Она была очень популярна и пела в разных оркестрах. В частности, в знаменитом оркестре Анатолия Кролла. Это Светлана Панова. В ее репертуаре, в основном, джазовая классика.

- Вы маститый джазовый музыкант, композитор, аранжировщик, ваша известность не ограничивается только Россией. Вы признаны во всем мире. Когда вы возглавили Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема, не испытывали ли вы некое чувство соревновательности, желания превзойти основателя вашего нового коллектива?

- Нет, внутреннего соревнования никогда не было, потому что Олег Лундстрем – это совершенно уникальное явление в истории нашей музыки. Он был интереснейшим человеком, отличавшимся энциклопедическими познаниями в музыке. Олег Лундстрем получил широчайшее образование не только, как музыкант, но и как архитектор. Так что сравнивать себя с ним мне вообще не приходило в голову, я занимался своим делом.

 Магаданский журналист Игорь Дадашев запустил авторский проект «Параллельные аккорды»

Олег Лундстрем / Фото: скрин "Параллельные аккорды". Выпуск 01


- Когда я пришел в оркестр, это был 2007 год, тринадцать лет назад, у меня были другие задачи. Потому что каждый художественный руководитель имеет свое видение того, как должен звучать оркестр, какой у него должен быть репертуар. В чем оркестр может показать свои самые выигрышные стороны. Как представить его солистов. Потому что в оркестре работают Личности. Замечательные джазовые музыканты. В коллективе им приходится играть оркестровые партии, и вот высветить каждую личность, показать его лучшие стороны, как солиста, мне кажется, это в значительной степени задача руководителя, чтобы тем или иным образом мотивировать музыканта для дальнейших поисков и работы над собой и сотворчества в оркестре.

- Борис Михайлович, почему из всех видов музыкального искусства только академические и джазовые коллективы из России востребованы в мире, а рок и поп-музыканты нет? Ведь все эти жанры мы в разное время заимствовали из Европы или Америки, но преуспели только в классике и джазе.

- Дело в том, что рок и рок-н-ролл две разные вещи. Рок-н-ролл, известный нам со времен Элвиса Пресли, это одно – развлекательная танцевальная музыка. Рок же, в большом смысле, это социальное явление. И мне кажется, главенство слова над музыкой все-таки там превалирует. Потому что в роке поднимаются большие социальные вопросы, интересующие, в основном, молодое поколение, находящееся в начале своего жизненного пути.

 Магаданский журналист Игорь Дадашев запустил авторский проект «Параллельные аккорды»

Концерт в Магадане / Фото: Татьяна ХРИПУН, "МП"


- Молодых всегда занимают некие крайние, яркие моменты принятие или непринятия, желания или нежелания жить по старым законам. Мне кажется, что рок – это такой неустоявшийся вид искусства, который постоянно видоизменяется. И на каждой почве он выглядит по-разному. Американский рок никоим образом не похож на российский.

Потому что, если взять, к примеру, роковую группу, как считается у нас, «ДДТ», то там рока в общепринятом понятии, в мелодическом и гармоническом смыслах, просто нет. Это наш, русский, тип музыки. С российской мелодикой, с отечественным отношением к гармонии и песне.

Наверное, это не всегда интересно на Западе, где другое отношение к рок-н-роллу и есть свои кумиры, свои яркие представители. С другой стороны, это очень здорово, что наши ребята не копируют, а стараются на нашей почве создать свое самобытное явление. Но очевидно, что эта самобытность и не дает получить признание и стать любимыми на Западе.

- Но ведь помимо поэтической составляющей русского рока необходимо знать ноты и иметь музыкальное образование?

- Вы знаете, это не совсем так. Не все американские рок-музыканты хорошо знают ноты. Некоторые, точно так же, как и у нас, пришли из любительской среды. И не собирались становиться музыкантами. Когда мы летели в Магадан, в самолете я посмотрел фильм «Богемская рапсодия», история группы «Куин». Человек с музыкальным образованием там был только один – Фредди Меркьюри. Остальные же, нет. Кто был юристом, кто занимался электротехникой, их сплотила любовь к искусству. И смотрите, это одна из самых изысканных по музыке групп, хотя, казалось бы, это не профессиональные музыканты. Здесь дело еще в очень большом личном таланте. А самое главное в идее, которую исповедует эта группа.

 Магаданский журналист Игорь Дадашев запустил авторский проект «Параллельные аккорды»

Концерт в Магадане / Фото: Татьяна ХРИПУН, "МП"


- Но ведь музыканты в вашем оркестре все имеют консерваторское образование?

- Не все из них окончили консерватории, но все имеют профессиональное образование, это музыкальные училища и джазовое отделение Академии им. Гнесиных.

- Борис Михайлович, что отличает наш, советский, российский джаз от джаза в других странах? Что вы привносите из русской музыкальной культуры в свое исполнительство и аранжировки?

- Русская мелодика неизбежно присутствует в нашей музыке. Мы может говорить что угодно, но русское классическое искусство впитано нами вместе с молоком матери. Все мы с детства слушаем музыку советских, русских композиторов, песни довоенные, военных лет, произведения Исаака Дунаевского, Матвея Блантера и других авторов. Их мелодика сидит в нас, никуда от нее не денешься. И она сильно отличается от американской.

- Из американского джаза мы взяли приемы звукоизвлечения, технические возможности. Конечно, наша исполнительская техника построена на изучении классического американского джаза. Но вполне естественно, что каждый человек, родившийся на этой земле, вносит в свою музыку нечто свое, исконное. Польский джаз, европейский джаз отличаются от американского джаза. Сейчас появилось такое понятие, как «этноджаз». То есть, это джаз, которые впитывает в себя национальные традиции и корни тех народов и земель, где он произрастает.

Знаете ли вы?


Магаданцы хорошо знакомы с творчеством Лундстрема. Олег Леонидович со своим оркестром трижды посещал наш город. В один из приездов он побывал в гостях у Вадима Козина. Нынешний руководитель оркестра джазовый пианист и бэндлидер Борис Фрумкин продолжает хранить традиции своих предшественников, основателя коллектива и Георгия Гараняна, который руководил оркестром после смерти Лундстрема с 2003 по 2006 года.

Среди вокалистов, в разные годы сотрудничавших с оркестром Олега Лундстрема были такие великолепные артисты, как Майя Кристалинская, Лариса Долина, Ирина Отиева, Валерий Ободзинский, оперная дива Любовь Казарновская, Ирина Понаровская, Алла Пугачева, американская джазовая певица Дебора Браун и много других. В нынешних гастролях приняла участие лауреат российских и международных джазовых фестивалей Светлана Панова. Ее прочтение классических номеров эры свинга напомнило об интонации Эллы Фитцджеральд, и в то же время, это не было слепым копированием, но данью уважения к традиции пионеров джаза.

За плечами у Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема не только 86 лет не прекращающейся творческой работы, множество записей на радио, телевидении и грампластинках, но и огромная гастрольная деятельность. Оркестр много раз объездил нашу необъятную страну и весь мир, и везде слушатели аплодировали этому уникальному коллективу, потому что джаз – явление интернациональное, а его язык не требует перевода. 

Читайте новости Магадана и Магаданской области в Telegram и WhatsApp

#ТВОРЧЕСТВО #КОНЦЕРТ

Читайте также


 Магаданский журналист Игорь Дадашев запустил авторский проект «Параллельные аккорды»

Шоколадный блинный торт с творожным кремом от «МП»

Что приготовить в выходной, если все обычное надоело ...
 Магаданский журналист Игорь Дадашев запустил авторский проект «Параллельные аккорды»

В «Кичетозе» все по Станиславскому

29.02.2020 | Культура
Чем уже несколько десятилетий удивляет магаданцев Тамара Казетова?
 Магаданский журналист Игорь Дадашев запустил авторский проект «Параллельные аккорды»

Масленица в СОК «Снежный», хоккей и кино

Как провести в Магадане субботу, 29 февраля ...
 Магаданский журналист Игорь Дадашев запустил авторский проект «Параллельные аккорды»

Последний день зимы: на улице -5-11°C

29.02.2020 | Погода
Прогноз погоды на 29 февраля в Магадане ...
 Магаданский журналист Игорь Дадашев запустил авторский проект «Параллельные аккорды»

На Колыме бизнес-омбудсмен подал в отставку

28.02.2020 | Бизнес
Андрей Котов решил досрочно сложить полномочия 5 марта при согласовании заксобрания региона ...
 Магаданский журналист Игорь Дадашев запустил авторский проект «Параллельные аккорды»