Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
30 января 2021 | 18:10

Кто движет современное искусство резьбы по кости на Колыме

Читайте о талантливых магаданских художниках в материале «МП»

WhatsApp Image 2021 01 29 at 09.59.12

Андрей Дикарев / Фото Андрея ОСИПОВА


На последнем заседании правления Магаданской областной творческой организации Союза художников России шел разговор о ближайших планах, большое внимание на этот раз уделили косторезам. И было несколько поводов для обстоятельного разговора. 

Руководитель организации заслуженный художник России  Константин Кузьминых поздравил с вступлением в ряды творческого союза магаданца Андрея Губарева, вручил благодарность министра культуры России за достижения в искусстве и многолетнюю плодотворную деятельность Андрею Дикареву, а Владимиру Похилюку - звание «Заслуженный художник России».

Творчество каждого демонстрирует, что они сохраняют традиции и развивают древнее искусство, проявляя творческие способности, талант. Своим трудом они доказывают, что не зря наш Магадан на годы вперед определен столицей косторезного промысла России и мировым центром косторезного искусства.

Пополнение Союза художников

Бережное отношение к талантам, поддержка одаренных авторов художниками старшего поколения всегда были отличительной чертой магаданской творческой организации художников. Двери союза открыты для всех увлеченных искусством. Вместе с именитыми авторами выставляются и делающие первые шаги. Даже студенты 1-го курса колледжа искусств участвовали наравне с опытными в международных фестивалях косторезного искусства.

- Участие молодых обогащает творчески, способствует становлению новых авторов. На таких мероприятиях происходит обмен опытом, - объясняет художник-косторез Виктор Вихлянцев

Когда в 1990-х годах в области сложилась группа косторезов, при Магаданском отделении Союза художников России учредили ассоциацию. Ее вдохновителем стал Виктор Максимович, северянин с огромным стажем, знаток жизни северных народов, их традиций и промысла. На его глазах выросло поколение резчиков, граверов. И ряды новичков растут, пополняя союз.

WhatsApp Image 2021 01 29 at 09.59.11

Андрей Губарев / Фото Андрея ОСИПОВА


Один из них Андрей Губарев, директор Центра народов Севера при СВГУ с момента основания в 1998 году. При центре была косторезная мастерская, где учились ремеслу народностей Севера. Мастерскую открыли для возрождения традиций косторезного искусства среди коренной молодежи. Главная задача центра - сохранение и возрождение языка, культуры, ремесел, национальных видов спорта коренных народов. Губарев - увлеченный человек, в свое время учился косторезному делу у художника Ивана Попова. В каталог последнего фестиваля занесено семь работ начинающего автора.

- В северной теме, - уточнил заслуженный художник России Виктор Вихлянцев, - он как рыба в воде. Для Губарева творчество - отдушина. Он обладает познаниями культуры народов Севера, побывал в разных экспедициях, что способствовало росту мастерства. Постоянно участвует в магаданских выставках и чувствует востребованность, конечно, достоин состоять в рядах Союза художников России.

Косторез, скульптор, фотограф, неугомонный путешественник 

Это - о Владимире Похилюке, который удостоен звания «Заслуженный художник России». Он приехал на Север по приглашению брата из Донецкой области в 1993 году. Тогда трудился в Доме быта «Заря», где работала группа мастеров, но Владимир сразу начал с создания собственных, авторских работ. Причем никогда не копировал, как многие новички.

WhatsApp Image 2021 01 29 at 09.59.13

Владимир Похилюк / Фото из личного архива


Свою тему в искусстве Владимир обозначил с первых шагов. Его коньком стала тема христианства, и подает автор ее в славянском ключе. Рассматривая работы, невольно задумываешься над мифологическими и библейскими сюжетами, которые мастер воплощает в кости и дереве.

- Владимир, - продолжает Виктор Вихлянцев, - прекрасный рассказчик, очень общительный человек. Он же столько всего видел, какие совершил походы, многодневные экспедиции и сплавы! Все это отражено в его творчестве. Свои способности проявляет ярко, щедро, его работы узнаваемы потому, что есть собственный почерк и стиль. 

Кроме произведений из кости и дерева, у Владимира Похилюка есть блестящие фотоработы, он оформляет скульптурами городской парк, сотрудничает с заповедником «Магаданский». Художник, приехавший из Малороссии, обрел себя на Севере, полюбил наш край, пешком исходил его, как и не снилось многим коренным колымчанам, причем в походах по территории сопровождал приезжих путешественников, таких же, как он сам, неугомонных.

- Нельзя отделить человека от природы, мы являемся одной системой, - считает заслуженный художник России Владимир Похилюк.

Анималист Андрей Дикарев

Андрей Дикарев в кругу собратьев по творчеству считается превосходным анималистом. Способности проявились в нем еще до службы в армии, но тогда известный магаданский косторез Ставицкий не взял его в группу учеников, посоветовав прийти, когда повзрослеет, отслужив, что и сделал Андрей.

И взяли в ученики. В то время в Магадан приехали выпускники Калининского прикладного училища искусств Макаров и Семенов, они стали технологами-художниками. Работы Дикарева им понравились. Вскоре творческую группу пополнили Сабкалов, Щербинин, Помазков. Все оказались способными! Под началом Макарова и Семенова успешно осваивали азы, потом активно выставляли работы на художественных выставках города и области. Подрастало сильное поколение авторов. 

А дальше - больше! На них обратила внимание искусствовед Лариса Тимашова и некоторые работы отправила в Москву. В числе удачных творений были произведения Андрея Сергеевича.

- Благодаря Ларисе Ефремовне наши композиции демонстрировали в Москве на республиканской выставке, - говорит Андрей Дикарев. - Это был большой успех для начинающих. За ним последовало еще одно важное событие - мои работы показали на выставке в Академии художеств СССР.

В те годы попасть на такие вернисажи было практически невозможно, но произведения Андрея Дикарева и его магаданских братьев по творчеству в столице ценились, на них обратили внимание. Авторы в прямом и переносном смысле шлифовали и оттачивали мастерство, творчески росли, развивая способности. Их приняли в Союз художников СССР. Кстати, этому способствовали учеба и возможность ездить по стране. Так поощряли Дикарева за профессионализм и трудолюбие. 

Изящные работы мастера на любой выставке узнаваемы, их ни с чьими не перепутать. Приятно держать в руках - от них исходит любовь, всегда они красивы и необычны по форме. Многие произведения с любопытными сюжетами и таким же замысловатым воплощением. За это в декабре ушедшего года Андрея Сергеевича отметил личной благодарностью министр культуры России. Андрей Дикарев дорожит вниманием публики и гордится этим, добрые отзывы ему приятны. 

Он побывал во всех регионах СССР, где развивается косторезный промысел.  

- Хотьково, Холмогоры, Сардан, Уэлен, Тобольск. Самый старинный центр находится в Холмогорах, промысел ведется с XIV века. Творческий почерк есть в каждом центре, их работы узнаваемы. Никогда не перепутаешь Уэлен и Тобольск, Хотьково и Холмогоры, якутскую резьбу. Я встречался с лучшими на тот момент авторами, такими как Хазов, Просвирин. Непревзойденными считаю уэленцев - это Хухутан, Туккай, Печетегина, у них уникальная гравировка клыка, какой нет больше нигде в мире. Гемауге, Янку, Сейгутегин, Никитин, я знаю этих мастеров, рад, что знаком с ними, - говорит много повидавший на своем веку художник-анималист Дикарев. 

Авторы, о которых мы рассказали, участвуют в международных фестивалях косторезного искусства в Магадане, в других вернисажах. Наблюдают в поездках за повадками зверей, пристально вглядываются в лица северян, нашу природу и этой энергетикой наполняют сюжетные композиции на клыке моржа, бивне мамонта, зубе кашалота, китовом усе, роге снежного барана и лося. Все это уникально.

Марина ПРАСКОВА.

Поделиться новостью:

Читайте наши новости в WhatsApp И Telegramm


Читайте также

О главном



Видео дня


ЧП дня


Цитата дня