Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.
  • Bnaglav

Галибин, Карим и «Сестренка»

Знаменитый актер и режиссер рассказал магаданцам про свой фильм о войне, который был снят на башкирском языке

Кадар из фильма Сестренка

Кадр из фильма «Сестренка» / Фото: архив «МП»


Сегодня, 19 сентября, состоится всероссийская премьера кинофильма «Сестренка» (6+), в основе которого повесть классика башкирской литературы Мустая Карима «Радость нашего дома». Премьера приурочена к 100-летию писателя. Колымчане увидели ленту раньше всех россиян – нам ее показал известный актер, режиссер фильма Александр Галибин в дни театрального фестиваля «Территория. Магадан». Предваряя закрытый показ, режиссер рассказал, почему экранизировал это произведение и для чего привез картину в далекий Магадан.

История, случившаяся в ауле

Повесть Мустая Карима и фильм Галибина повествуют о судьбе маленькой украинской девочки Оксаны, спасшейся от вой-ны в простой башкирской семье. Ее из разоренной врагом Украины забрал солдат из Башкирии и привез в родной аул, где она обрела новую семью. Мустай Карим услышал эту историю на фронте, позже облек в повесть. Произведение разошлось миллионными тиражами, входило в обязательную школьную программу - настолько близким и понятным многим поколениям и народам большой страны стал ее сюжет.

Александр Галибин прочел повесть 8-летним ребенком. Этот текст остался в подсознании, а спустя много лет он понял: ему нужен сценарий!

- Так появилась заявка на фильм, - начал разговор со зрителями фестиваля народный артист России, - символично, что повесть датирована 1954 годом - за год до моего рождения. Особенность моей ленты в том, что она снята на башкирском языке. Об этом меня чаще всего расспрашивают, и я объясняю: главные герои - деревенские дети, они должны говорить на родном языке. Это первая причина. Вторая - художественная. Башкирский поэтичен, его легко понять и без перевода, не зная текст. Он настолько красив, что, погружаясь в него, сразу понимаешь, о чем идет речь. К тому же темы, которые звучат в картине, - любовь к отцу, маме, бабушке, Родине, - доступны без перевода. На съемках был человек из Башкирии, он следил за текстом, чтобы дети говорили правильно. Мы специально искали артистов  - носителей языка. Кроме того, я напитывался языком: смотрел художественные картины о Мустае Кариме, читал о нем.

Художественный фильм снимали при поддержке Министерства культуры России и Фонда имени Мустая Карима на живописном берегу реки Инзер в Башкортостане. Несколько месяцев авторы фильма и актеры воссоздавали быт послевоенного башкирского аула. В числе исполнителей - профессиональные актеры и никогда не снимавшиеся в кино люди. На главную роль - девочки Оксаны  - пригласили московскую школьницу Марту Тимофееву, у которой есть опыт работы в фильмах «Время первых», «Легенда о Коловрате», в трилогии «Гоголь». Ее брата Ямиля сыграл пятилетний уфимец Арслан Крымчурин, дебютант картины. Режиссер рассказывал, как учил мальчика входить в образ, чтобы достоверно показать проявление радости, переживаний персонажа.

- Просил вспомнить, как, например, на день рождения ему дарили любимые игрушки. Сообразительный ребенок схватывал подсказки влет. Нам важно было достичь максимальной достоверности в мелочах. Мы искали детали того времени: одежду, предметы обихода, украшения, утварь. Собирали все это по людям, помогли башкирские музеи, - говорил Александр Галибин.

«Батя в блокаду остался один»

Зрители в Магадане не скрывали чувств: в самые эмоциональные минуты показа в зале и плакали, и смеялись. Режиссер зал не покидал, незаметно наблюдая в стороне за реакцией. А вышел после финальных титров под аплодисменты. Александру Владимировичу задали много вопросов, ответы на них заняли времени столько же, сколько длился показ.

Корреспондент «МП» спросила, насколько близка военная тема режиссеру и старшему поколению его семьи - ленинградцам.

- Мои родители, к счастью, живы и здоровы, - ответил Александр. - Это необыкновенные люди, я не могу говорить о них спокойно, потому что они на самом деле необычные: пережили блокаду. У папы в бомбежке в первые дни погибли мать и отец, и он, 9-летний мальчик, остался один с 7-летним братишкой. Первую зиму блокады с 1941 на 1942 год вдвоем скитались по подвалам, жили впроголодь, ослабли, чудом остались целы. Их обнаружили весной взрослые и, выяснив, что дети без присмотра, решили переправить на Большую землю через Ладогу. Баржу, на которой они находились, разбомбили. Младший брат папы погиб. Батя остался один, его определили в детдом, потом было ремесленное училище… Словом, тяжелая жизненная эпопея. И мамина судьба не легче. Ее отец тоже погиб в первые дни войны, защищая город. И они с мамой и маленьким братом всю жуткую блокадную зиму провели в Ленинграде. Потом их эвакуировали в Сибирь, в Омск. А познакомились родители после войны, когда вернулись из эвакуации в Ленинград.

«Идея любви поглощается компьютерами»

Александр Владимирович припомнил яркий эпизод из детства, возможно имевший значение при выборе профессии и актера, и режиссера. Зимой 1961 года на съемках «Крепостной актрисы» 6-летний Саша Галибин впервые увидел актеров Евгения Леонова, Тамару Семину и Сергея Юрского. Юрский долго катал паренька на санях на тройке. Этот эпизод запомнился Галибину на всю жизнь, и недавно, незадолго до ухода из жизни Юрского, Галибин успел рассказать ему о той истории. С сожалением режиссер говорил, что ушло поколение великих людей: Мустай Карим, Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Даниил Гранин.

- Они разные писатели, но я называю их через запятую, потому что они несли в мир идею любви, о которой мы говорим в фильме «Сестренка», - продолжил Александр Владимирович. - Это та поэтика, которая исчезает, поглощается компьютерами. И я пытаюсь ее сохранить, переводя литературу на язык образов. Родители вложили в меня ценности старшего поколения, которые я открывал для себя, читая книги. Очень рано, лет в пять, научившись читать, запоем глотал все подряд везде, где только возможно: на кухне за едой, ночью под одеялом при фонарике... И еще чему научили меня родители и за что я им очень благодарен - не бояться труда, самой черной работы. Сам выбирал себе увлечения, никто меня не направлял. И в результате такого отбора каким-то чудом попал во Дворец пионеров, в Театр юношеского творчества, из которого вышло очень много талантливых людей. В Театре юношеского творчества сами ставили и вели спектакли, рисовали макеты, изготавливали декорации, монтировали их, выпускали стенгазету, фотографировали, убирали. После того как в 11 лет я попал в мир театрального творчества, все остальное для меня уже перестало существовать. Разумеется, вопрос, куда поступать, передо мной не стоял. Я сразу пошел в ЛГИТМиК, но поступил со второго раза в мастерскую Рубена Агамирзяна.

Увидеть в герое себя

Фильму «Сестренка» кинокритики уже прочат большое будущее. Режиссер сказал, что его картина - подарок ветеранам войны, людям, чье детство, как и его родителей, было опалено войной.

- В нашей стране живы фронтовики, есть они и в Магадане, среди них и те, кто пережил блокаду. Низкий им поклон, желаю им доброго здоровья, - сказал режиссер.

Его фильм - история о любви и сострадании, повесть о войне глазами детей и о том, как важно оставаться человеком в любых жизненных обстоятельствах. Лента посвящена предстоящему 75-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

- Верю в то, что картина станет радостью каждого дома, куда войдет, - пожелал на прощание Александр Галибин. - Счастье ощущения детства, бескрайнего простора, открытия мира, той доброты, которая тебя окружает,  - впечатления, которые остаются на всю жизнь. Надеюсь, зритель сможет увидеть в главном герое себя.

Марина ПРАСКОВА.

Досье


sensum club.pro

Александр Галибин в роли Мастера / Кадр из сериала «Мастер и Маргарита», sensum-club.pro


Александр Галибин родился 27 сентября 1955 года в Ленинграде, советский и российский актер театра, кино и дубляжа, режиссер театра и кино, телеведущий, народный артист Российской Федерации. Работал в театрах: на Литейном, в Александринском, драмы имени Комиссаржевской, в новосибирском «Глобусе», драмы имени Стани-славского, Школе современной пьесы. Как киноартист дебютировал в 1976 году в фильме «…И другие официальные лица», но известность пришла после второй ленты - «Трактир на Пятницкой». В кинокарьере Галибина более 50 фильмов. Актер дважды сыграл роль Николая II: «Жизнь Клима Самгина» и «Романовы. Венценосная семья», он блестяще справился с ролью Мастера в булгаковском сериале «Мастер и Маргарита». Как театральный режиссер считается приверженцем отечественной классики: ставил пьесы Островского, Чехова, драмы и трагедии Пушкина в России и за границей. На его счету два телепроекта: о старейших актерах Санкт-Петербурга, ведущих режиссерах этого города. Три года народный артист России Галибин вел программу «Жди меня» на Первом канале. Кавалер ордена Дружбы народов. Звание «Народный артист России» присуждено в июне 2006 года.

Справка «МП»


Мустай КАРИМ

Мустай Карим - башкирский советский поэт, писатель и драматург, заслуженный деятель искусств России, народный поэт Башкирской АССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, Герой Социалистического Труда.

Родился 20 октября 1919 года в деревне Кляшево Уфимской губернии в крестьянской семье. Мустай Карим начал писать в середине 1930-х годов. В 1938-м вышла в свет его первая книга стихов «Отряд тронулся». В 1941 году окончил педагогический институт, был призван на фронт. В августе 1942-го тяжело ранен, после выздоровления вернулся на передовую корреспондентом фронтовых газет. Награжден боевыми орденами и медалями. Плодотворную литературную работу Мустай Карим сочетал с многосторонней общественной деятельностью. За всю жизнь опубликовал более 100 поэтических и прозаических сборников, свыше 10 драматических произведений. Наследие переведено на десятки языков России и мира. Умер 21 сентября 2005 года.


Мустай Карим / Фото: архив «МП»

Читайте новости Магадана и Магаданской области в Telegram и WhatsApp