Доллар США $ — 00,0000 руб.
Евро € — 00,0000 руб.

Оставь мобильник, всяк сюда входящий

Решение о запрете гаджетов на уроках будут принимать сами школы

tel

Тренькающие телефоны любого могут довести до белого каления / Фото: архив "МП"


Второй месяц на сайте регионального минобра проходит опрос общественного мнения о возможности ограничения права школьников владеть мобильными телефонами во время уроков. И хотя большинство респондентов (более 70 %) высказалось на данный момент в поддержку запретных мер, сами чиновники признают неоднозначность вопроса.

Рекомендовано: ограничить!

Начало широкой дискуссии было положено на июльском заседании Совета Федерации РФ, когда спикер Валентина Матвиенко озвучила тревогу учительского сообщества о том, что наличие мобильников мешает вести урок, а самих школьников отвлекает от занятий. Она предложила изучить вопрос и продумать, как регламентировать использование смартфонов в школе.

Вслед за тем колымский минобр запустил опрос, а Минпросвещения РФ совместно с Рособрнадзором и Роспотребнадзором принялось разрабатывать методические рекомендации по этому поводу. На прошлой неделе они были опубликованы на официальном сайте Минпросвещения и доведены до регионов. В них говорится, что владение мобильниками на время учебного процесса следует ограничить, для хранения телефонов предусмотреть специальные места, а еще, цитируем, «согласовать способы коммуникации родителей с обучающимися в случае необходимости или нештатной ситуации». В качестве аргумента приводится анализ международного опыта, согласно которому длительное использование мобильных устройств отрицательно сказываются на здоровье и успеваемости учеников.

Кто за? Кто против?

Неоднозначное для немалой части граждан предложение вызвало и неоднозначную реакцию: от безоговорочного принятия до полного неприятия.

К примеру, учитель русского языка и литературы магаданской школы № 4 Галина Яблокова идею поддерживает полностью.

- По моим наблюдениям, наличие мобильных телефонов на уроках мешает учебному процессу, - сказала «МП» Г. Яблокова. - В нашей школе есть определенные требования - телефоны убираем с парт, звук отключаем. Но они не всегда добросовестно выполняются. Телефон может зазвонить, тем самым ребенок отвлекается и отвлекает весь класс. Тратится время, которое можно использовать на изучение предмета.

Учитель истории гимназии № 13 Константин Зеленский, напротив, предлагаемый запрет полностью не приемлет.

- На своих уроках я использую мобильные телефоны как средство обучения, - говорит Константин, - поэтому для меня их наличие на занятиях жизненно необходимо. Есть специальная тестовая платформа, я загоняю в нее задания, дети проходят по ссылке, задания выполняют, я тут же вижу решения и не трачу время на бумажную проверку. Отвлекаются на телефон в личных целях? Согласен, есть такой момент. Но это проблема организации урока, реакция ребенка на неинтересное преподавание. Если урок построен динамично, с большим количеством заданий, отвлекаться некогда. А если это монотонная лекция, тогда, конечно.

Запрета не будет

По-разному мыслят и родители. Сторонники запрета сходятся во мнении, что дети чересчур погружены в гаджеты, тупеют от них и теряют интерес к живому общению. «Мама, они как зомби, - передает свидетельство 16-летнего сына о своих одноклассниках одна из родительниц, - на переменах все утыкаются в телефоны, не с кем поговорить!». Другую маму пугает то, что дочери только 14 лет, а у нее уже шейный остеохондроз и проблемы с позвоночником - результат долгих бдений над планшетом. Еще один родитель считает гаджеты фактором, подчеркивающим социальное неравенство и провоцирующим на этой почве у детей неврозы.

А те родители, кто против запрета, указывают на важность быть с ребенком на связи и, кроме того, волнуются за сохранность устройств, если их придется сдавать. Как запрет может работать на практике, действительно не- ясно, мест для хранения в школах нет, да и вряд ли в существующих условиях будут. И педагоги этим вопросом тоже обеспокоены.

- Вероятнее всего, эту ответственность дополнительно возложат на учителя, - предполагает К. Зеленский. - Классный руководитель должен будет с утра телефоны собрать, где-то хранить, потом выдавать обратно. А мы сегодня говорим о том, чтобы освобождать учителя от обременительной рутины.

Впрочем, чиновники тоже полагают вопрос непростым и уверяют, что однозначного запрета не будет.

- Методические рекомендации - это именно рекомендации, а не обязательные требования, - сказала «МП» заместитель министра образования Магаданской области Ирина Горностаева. - Школы самостоятельно могут принимать решение совместно с родителями и попечительским советом и вносить его в школьный устав. Но для начала необходимо провести общешкольное родительское собрание и вопрос ограничений обсудить. Если родители будут против, ввести эти ограничения невозможно.

В то же время Ирина Горностаева, хотя и считает идею неоднозначной, в целом ее поддерживает.

- Вопрос небесспорный, - выразила она свое мнение. - Есть, к примеру, дети стрессонеустойчивые, им важно услышать голос родителя. Получил ребенок двойку, позвонил маме и успокоился. Также не всем понятно, как отказ от гаджетов будет отвечать цифровизации школьного образования. Но как родитель считаю, что использование гаджетов во внеучебных целях все-таки нужно в школе ограничивать.

МНЕНИЯ


Александр ТАРАСЮК, главный внештатный специалист по медицинской психологии министерства здравоохранения Магаданской области:

- Здравый смысл нам подсказывает, что для личных целей телефонам на уроках не место. И было бы правильно поступать так, как мы делаем во время психологических тренингов - перед их началом мы предлагаем детям все мобильники сложить в коробку, предварительно отключив звук. Мобильный телефон - это инструмент, которым ребенка нужно научить пользоваться. И возможности гаджета должны соответствовать возрасту. В первом классе - чем проще телефон, тем лучше.

А гаджеты как фактор социального расслоения - это всегда было, есть и будет, этого не избежать. Социальное дистанцирование сопровождает нас на протяжении всей жизни - всегда рядом будут люди, обладающие более дорогими и статусными вещами. Станут запретными телефоны, дети начнут меряться чем-то другим. Это, скорее, вопрос правильного отношения к вещам, вопрос воспитания.

Виктория КАРАНОВА, проректор по научно-методической работе областного института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров, кандидат психологических наук, доцент:

- Мобильный телефон сегодня - это объективная социальная реальность, и этой реальностью нужно управлять, но нельзя ее запрещать и ограничивать. Современные гаджеты открывают большие возможности с точки зрения учебного процесса, но не всеми педагогами эти возможности до конца поняты. В прошлом году я принимала участие во всероссийском конкурсе и видела опыт лучших учителей страны. Так вот, половина активно использует мобильные устройства на своих уроках: они делают странички в соцсетях для героев литературных произведений, решают квесты, создают виртуальные сообщества и нарабатывают совместный интеллектуальный продукт. Те, кто категорически против, как правило, в этом не сильны. Может быть, мы прикрываем такими запретами свою взрослую беспомощность и нам еще нужно учиться, чтобы стать цифровыми аборигенами?

А КАК У НИХ?


Запрет на использование гаджетов в школах действует сегодня в Азербайджане, Таджикистане, Греции и Франции. В Канаде вопрос решается на региональном уровне. В США все зависит от законодательства штата.

Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ