Меню
16+

Газета «Магаданская правда»

06.06.2019 15:16 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 07.06.2019 г.

Жизнь и судьба Нагаевской культбазы

Автор: Саркис ТАРУТИН.

Культбаза в 1929 г.

Что 90 лет назад происходило на территории будущего Магадана и как Берзин резко сменил путь его развития

В июне 1929 года в бухте Нагаева застучали топоры, зазвучали голоса строителей. Одни дюжие рабочие стали расчищать лес на берегу, другие — сгружать пронумерованные бревна и прочие грузы с парохода «Генри Ривиер». Так началось возведение Восточно-Эвенской (Нагаевской) культбазы — первого организованного поселения на месте нашего города, от которого теперь отсчитывают его возраст. Правда, просуществовала она всего два года…

Эвены Громовы

Читая о прошлом Магадана, во многих источниках можно встретить утверждение, что до постройки Нагаевской культбазы на территории нынешнего города не было постоянного населения. Это не совсем так: люди всегда здесь жили, правда, не в центре, а по окраинам современного Магадана. В распоряжении редакции «МП» оказались аудиозаписи воспоминаний заместителя заведующего Нагаевской культбазой Николая Тупицына, сделанные в начале 1980-х годов. Так вот, Николай Владимирович утверждает, что первыми жителями были эвены Громовы — представители довольно многолюдного семейства, среди которых в том числе богатые оленеводы. Громовы жили близ устья реки Магаданки (современная Новая Веселая), у ручья Марчекан, на реке Дукче. Николай Тупицын высоко ценил Якова Громова, который жил в устье Магаданки, называя его весьма смышленым и дельным молодым человеком, а вот Михачана (Михаила) Громова, жителя Марчекана, характеризовал как страшного хулигана и пьяницу. Что ж, все люди разные, иногда даже близкие родственники не похожи по характеру.

Иногда пишут, что магаданские эвены жили в юртах, но Николай Тупицын подчеркивал, что их домами были рубленые избы — то есть не временные, а постоянные жилые постройки. Николай Тупицын также упоминает, что на территории культбазы были две старые безымянные могилы, а кто в них похоронен, уже тогда никто не знал. Так что люди жили в Магадане и раньше, но, разумеется, их было очень мало, и что-то похожее на полноценный населенный пункт на берегу бухты Нагаева возникло только в 1929 году.

Ее смыло золото…

7 ноября 1929 года состоялось торжественное открытие Восточно-Эвенской (Нагаевской) культбазы. А уже в 1931-м — через два года после начала работы — ее ликвидировали и организовали Охотско-Колымский округ. Функции же культбазы передали местным органам власти.

- Она (культбаза) так и не успела развернуться — изменилась вся обстановка в связи с открытием месторождений золота. Здесь сразу же появилась масса народу. Такая картина уже стала ясна в тридцатом году, летом. В 1929 году вернулась билибинская экспедиция, у нее предварительные данные были по золотоносности. Билибин мне тогда прямо сказал: «Я уже на Алдане был, знаю, чем это пахнет». Мы с ним еще поспорили на бутылку коньяка, что через 10 лет будет здесь дорога. Я говорю — не будет. И тогда уже стало ясно, что культбазе здесь делать будет нечего, — вспоминал Тупицын.

Тем не менее для эвенов на культбазе успели построить больницу и школу, начали медицинское обследование жителей, по стойбищам ездил фельдшер. Зоотехник при культбазе должен был помогать местным с оленями и другим скотом, но оказался, по выражению Тупицына, «не деловой» — в одной из поездок он напился и стрелял в икону. Руководству потом пришлось немало сделать, чтобы заново выстраивать отношения с местными после этого неприятного инцидента. Были мысли по развитию оленеводства, но уже в начале 1930-х годов на Охотском побережье началась коллективизация.

- Когда я понял, что культбаза, собственно как культбаза, значения не будет иметь, я ее старался повернуть как базу для экспедиций. А их было много: кроме геологических, дорожная экспедиция, портовая экспедиция. Затем была геоботаническая экспедиция Семенова-Тян-Шанского в 1930 году, — рассказывал Николай Владимирович.

Всем экспедициям оказывали помощь, но даже в этом качестве Нагаевскую культбазу не удалось сохранить. В 1932 году на пароходе «Сахалин» прибыл первый директор Дальстроя Эдуард Берзин. С его приездом на территории Магадана появились и первые лагерные вышки.

- Приехал Берзин и привез своих сотрудников. И он же привез лагерь. Это были первые заключенные на Колыме, до этого никаких заключенных здесь не было. Берзин нас собрал всех, проинформировал о положении вещей, как и что. Мы, конечно, решили уматывать. Но нам сказали довольно твердо: условия для работы мы вам создадим, а вот умотать у вас не выйдет, — вспоминал Тупицын.

Так закончила свою работу Восточно-Эвенская культбаза — первое постоянное поселение на месте г. Магадана. Впоследствии Николай Тупицын работал в нескольких геологоразведочных экспедициях, а в Магадан приезжал только по окончании геологического сезона.


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кем был один из основателей города

Заместитель заведующего Нагаевской культбазой Николай ТУПИЦЫН очень часто брал на себя обязанности руководителя, так как сам руководитель Иван Яхонтов страдал, как оказалось, алкогольной зависимостью и нередко пускал дела на самотек.

Николай Тупицын родился в многодетной семье в 1903 г. Происходил из старинного рода уральских староверов. Его дед со стороны отца, Евграф Кузьмич Тупицын, с малых лет интересовался химией. Нашел способ добычи фосфора из костей, и из мальчика — подсобного рабочего при аптеке — сделался миллионером, но очень рано умер от туберкулеза. Отца, Владимира Евграфовича, тоже химика, сгубил тот же недуг. Мать Тупицына после смерти мужа собрала детей и переехала к родственникам в Иркутск — на Урале был разгар Гражданской войны, Пермь несколько раз переходила из рук в руки. В 1921 году Николай Владимирович поступил в Иркутский университет на факультет общественных наук на отделение внешних отношений.

В 1925-м окончил его по специальности «экономист-востоковед», выучил к тому времени китайский, немецкий, английский, японский и монгольский языки. Работал в Амурском пароходстве в Благовещенске и во Внешторге (это было большое правительственное учреждение в Хабаровске, ведавшее импортом и экспортом), откуда и пошел служить в армию. В армии Тупицын сдал экзамен на замкомвзвода, демобилизовался, а затем Комитет Севера направил его в Нагаево.

Как вспоминает сам Николай Тупицын, ему очень хотелось заниматься этнографией — изучать культуру и прошлое эвенов и коряков, но вместо этого пришлось решать административные и хозяйственные вопросы.


ЭТО ИНТЕРЕСНО

Нагаево, Дзялбу, Северосталинск?

Сегодня имя города Магадан кажется всем привычным и родным. Между тем были еще три варианта его названия. Первое и наиболее логичное — Нагаево.

«В просторном ковше, в Нагаевской бухте, жмется у берега потемневший бревенчатый дом. Возле дома — «гигантские шаги», затертый до блеска руками турник и узкий флажок на шесте врезался в небо. На фоне сумрачного колизея сопок и стремительных туч этот красный лоскуток кажется торжественнее флага, вечно струящегося над зданием ЦИК. В прошлом году этот дом был почти одинок. Тогда только культбаза светилась свежим тесом и поблизости не было ни одной лысой сопки. Теперь же двухлетний поселок вырвался из подковы бухты. Его рождение еще не отмечено на картах, а он уже смял тайгу и азартно размахивает руками новых просек. Первые линии далеко впереди — там, где бараки «Союззолота» пустынными окнами в упор смотрят на тайгу. Это Нагаево — лучший порт Охотского побережья, в котором слабеет даже сентябрьский шквалистый ветер, будущая столица Охотского моря», — писал советский писатель Сергей Диковский в 1932 году. Но Нагаево стало не столицей, а всего лишь магаданским микрорайоном. Когда поселки Нагаево, Марчекан и Магадан объединили в один город, последнее наименование сделали общим.

Второе название — Дзялбу — эвенское слово с примерным переводом «товарищество, связанное узами родства». Вначале предполагалось дать городу именно это. Местечко Дзялбу, перешеек полуострова Старицкого между бухтами Нагаева и Веселой, в старину служило местом сбора, съезда эвенских экзогамных родов, называвшихся «дзялбу».

Третий вариант — Северосталинск. Были предложения особо идейных товарищей назвать тогда еще поселок Магадан в честь Иосифа Сталина, а бухту Нагаева переименовать в бухту им. Сергея Лазо. Сегодня мы понимаем: в таком случае после смерти Сталина и развенчания культа личности наш город был бы переименован. При Хрущеве имя вождя народов стирали с карты страны: Сталинград стал Волгоградом, Сталино — Донецком, а Сталиногорск — Новомосковском. Северосталинск тоже не избежал бы подобной участи, и не факт, что ему вернули бы историческое название.


ГЕРОИ ВЧЕРАШНИХ ДНЕЙ

Могли бы и расстрелять…

У истории есть любопытное свойство — очень часто события прошлого мифологизируются, а их участники — обычные люди — могут стать либо героями, либо злодеями, кому как повезет. Фактический основатель Магадана Иван Андреевич Яхонтов, который руководил строительством Восточно-Эвенской (Нагаевской) культбазы, а потом стал ее заведующим, героем определенно не был. Он воевал за красных в Гражданскую войну, и воевал храбро. Об этом написано в любом исследовании, посвященном ранней истории Магадана. Вместе с тем мало кто знает, что он непосредственный участник одного из самых кровавых эпизодов Гражданской войны, известного как Николаевский инцидент: отряд под командованием Якова Тряпицына полностью разрушил г. Николаевск-на-Амуре, при этом пострадало много мирных жителей, которых подозревали во враждебном отношении к советской власти. За это самоуправство сами красные партизаны отдали Якова Тряпицына и некоторых его сподвижников под трибунал и расстреляли. Яхонтову, который отвечал в отряде Тряпицына за почту и связь, казни удалось избежать. Хотя решение общего собрания служащих почты, телеграфа, телефона и радио в п. Керби (ныне им. Полины Осипенко) 6 июля 1920 года вынесло резолюцию: предать Яхонтова народному суду.

Яхонтову даже каким-то образом удалось оправдаться, избежать правосудия, и через 9 лет он прибыл на берег Нагаевской бухты во главе партии строителей Восточно-Эвенской культбазы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.