Меню
16+

Газета «Магаданская правда»

16.05.2019 21:59 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 36 от 17.05.2019 г.

Память нашего мира

Автор: Саркис ТАРУТИН.

Здание культбазы. 1930-е годы.

Какие тайны прошлого, скрытые в документах магаданского архива, еще ждут своего исследователя?

Магадан в этом году празднует юбилей, и неудивительно, что в связи с этим вырос интерес жителей к прошлому родного города. В обществе в целом и в соцсетях активизировались дискуссии, от какой даты следует считать день рождения Магадана — либо от официального присвоения ему статуса города, либо с того дня, когда в бухте Нагаева начали строить культбазу. Ответы на многие вопросы о прошлом края можно найти в Государственном областном архиве. Однако, как часто бывает в науке, найденные ответы ставят новые, иногда совсем неожиданные вопросы.

Бухта Нагаева времен основания культбазы.
Так выглядят печати долганских родов.

Культбаз было 7. А городом стал только Магадан

В этом году в колымской столице празднуется двойной юбилей — 80 и 90 лет городу Магадану. От какой даты следует отсчитывать рождение колымской столицы, «МП» попыталась прояснить ведущий методист архива Наталья Брянская.

- Как известно, 14 июля 1939 года указом Президиума Верховного Совета СССР был образован Колымский округ в Хабаровском крае, и в его составе были три района — Ольский, Северо-Эвенский и Среднеканский. Поселок Магадан стал центром округа и этим же указом был преобразован в город. Фактически же новый окружной центр объединил три близлежащих поселка: Магадан, Марчекан и Нагаево. Два последних сегодня стали магаданскими микрорайонами. Таким образом, статус города Магадан получил 80 лет назад. Но за 10 лет до этого на берегу Нагаевской бухты была заложена Восточно-Эвенская культбаза — первое постоянное поселение на территории современного Магадана. В 2015 году Магаданская городская Дума постановила отсчитывать историю города со дня его основания в 1929-м. Восточно-Эвенская культбаза открылась 7 ноября, к годовщине Октябрьской революции. Это было 90 лет назад, — рассказала Наталья Брянская.

Интересно, что культбаз, подобных нашей, на Дальнем Востоке было целых семь, однако город возник только на месте одной из них — Восточно-Эвенской в бухте Нагаева. Документы культбазы также хранятся в Государственном архиве Магаданской области.

- Документы для посетителей архива представлены в копиях, все подлинники хранятся специальным образом, потому что свет очень агрессивный источник и бумаги выгорают, даже копии от солнца блекнут. Самые ранние документы, которые хранятся в архиве, относятся к XVIII веку. Здесь есть уникальное Евангелие на якутском языке, которым пользовались при проповеди первые православные миссионеры, — отметила Наталья Брянская.

Любопытно, но в архиве хранятся и устные воспоминания заместителя заведующего Нагаевской культбазы Николая Тупицына, записанные в начале 1980-х годов, в которых он сообшает неизвестные сведения о прошлом города и края. Например, Тупицын считает, что один из основателей Магадана, Карл Янович Лукс, в честь которого в городе названа улица, не погиб от несчастного случая, а был убит. У Тупицына есть своя версия о происхождении названия города и живые характеристики первых жителей Магадана и Марчекана — эвенов Громовых. Подробнее об этом — в следующих номерах «МП».

К XIX веку относятся копии указов императора Российской империи, оригиналы, конечно же, оставались в столице — Санкт-Петербурге, а копии рассылались во все уголки России, в том числе в Охотско-Колымский край. Например, документы о наполеоновском нашествии 1812 года, которое проходило вдалеке от нашей территории, но и жители далекой окраины империи были осведомлены о всех событиях Отечественной войны.

Сейчас почти все документы архива тщательно сохраняются, ведутся их скрупулезное изучение и оцифровка.

Двери открыли

К юбилею города в Государственном архиве Магаданской области прошел день открытых дверей. В этот день посетители архива — профессиональные историки, студенты, простые магаданцы, интересующиеся историей родного края, имели редчайшую возможность попасть в «святая святых» — главное хранилище архива. В обычные дни вход туда посторонним строго запрещен. Сейчас посетителям даже по запросу не выдают оригиналы документов — они работают только с копиями, в том числе с цифровыми, но в день открытых дверей показали даже самые ценные единицы хранения.

Как рассказала «МП» заместитель директора архива Тамара Веркина, кроме хранения документов, архивы считаются научно-исследовательскими учреждениями.

- Мы — память нашего мира. Архивы созданы очень давно — имеются сведения, что еще в VII веке до нашей эры они уже существовали. Именно к этому времени относят глиняные таблички ассирийских царей, найденные на Ближнем Востоке. История архивов России тоже насчитывает много лет и практически равна истории государства. Еще в древнерусских летописях имеются упоминания о наличии архивных документов, самые ранние из них можно отнести к X веку. Причем речь идет не только о хранении и использовании, но и о борьбе за их обладание. Первые архивные документы хранились у князей, в монастырях, сокровищницах. Наши предки считали главной задачей сохранить память о своих деяниях для потомков. Такую же цель преследуют и наши современники, — пояснила Тамара Веркина.

История же собственно российских архивов началась в петровские времена. 10 марта 1720 года вышел подписанный царем Петром Великим генеральный регламент, в котором впервые в России прозвучало слово «архив» и были обозначены порядок и правила, как архивариусам работать с государственными бумагами. А 1 июля 1918 года был издан Декрет о централизации архивного дела — тогда все архивы России были собраны в один архивный фонд.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Навасардов, историк, научный сотрудник Магаданского областного краеведческого музея:

- Государственный архив Магаданской области является одним из основных хранилищ исторических источников о прошлом региона. Без его фондов заниматься любой исследовательской деятельностью по истории края было бы чрезвычайно сложно. Если бы не его материалы, многие диссертации и книги просто никогда бы не были написаны. Архивы в Москве или в любом другом месте не обладают таким количеством документов по истории того же Дальстроя — (приказы, отчеты). Они дают возможность не только получить важную информацию о прошлом, но и понять логику исторических событий.


ТАЙНЫ

Как получить сведения из архива обычному гражданину

В задачи архива входит информационное обеспечение граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Заявку на получение копии архивного документа можно подать лично, почтой, по e-mail или через Многофункциональный центр. Сейчас также появилась возможность запросить выписки из архивных документов через Единый портал госуслуг. Кроме того, при архиве действует читальный зал, где любой посетитель может бесплатно получить для работы копии архивных документов.

Кочующие улицы

Старые архивные бумаги не просто помогают понять логику принятия решений государственных учреждений региона, но и открывают немало интересных фактов, о которых не знают даже многие коренные магаданцы. Например, немало людей помнит, что пр. Карла Маркса раньше носил имя Сталина. Но очень немногие знают, что это вовсе не первое название этой улицы. Первоначальное — ул. Берзина. Так называлась та часть проспекта, которая шла от современного «Восхода» к 11-й школе. Здесь, кстати, и стоял дом Эдуарда Берзина, первого директора Дальстроя. Другая часть проспекта, от нынешнего сквера Победы до ул. Якутской, первоначально носила имя Феликса Дзержинского. Однако в 1938 году Эдуард Берзин был арестован и позже расстрелян по абсурдному обвинению. Улицу его имени переименовали в честь Иосифа Сталина, объединив ее с ул. Дзержинского. Современное же название проспект обрел только в ноябре 1961 года после решения Магаданского горисполкома о переименовании ул. Сталина в пр. Карла Маркса.

Документы не на бумаге

Первые архивные документы вместе с письменностью на Северо-Восток России попали после освоения этой части Азии русскими землепроходцами, но, как ни странно, у коренных жителей края тоже были своеобразные документы. Во-первых, самобытная пиктографическая письменность существовала у юкагиров, правда, сохранившиеся ее образцы говорят о делах вполне житейских, нежели о событиях государственной важности — это любовная переписка, рассказы об удачной охоте и схемы охотничьих маршрутов. В качестве писчего материала юкагиры применяли бересту. Во-вторых, многие народы Сибири и Дальнего Востока использовали «тамги» — знаки личной собственности, которым помечали свое имущество. Эвены чаще всего метили оленей специальными метками, которые назывались «илкэн».

Интересными образцами, хранящимися в магаданском архиве, являются оттиски эвенских печатей. Такая была у каждого старейшины, который возглавлял эвенский род, — ею он подтверждал достоверность того или иного документа. К примеру, на печатях первого, второго и третьего долганских родов были изображены вооруженные всадники верхом на оленях и пеший лучник.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.