Меню
16+

Газета «Магаданская правда»

15.03.2019 15:06 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 15.03.2019 г.

Кто поможет геологу?

Автор: Марина ПРАСКОВА.

Сотрудники аналитического центра СВКНИИ Наталья Вдовенко, Вера Колесова и Владимир Борходоев.

Как на Колыме, где под ногами вся таблица, трудятся последователи ученого Менделеева

ООН объявила 2019-й Годом периодической системы знаменитого российского ученого Дмитрия Менделеева, 150 лет назад представившего научному сообществу закон — уникальную таблицу.

О важности этого открытия лучше, чем кому-либо, известно труженикам науки, более всего — химикам. К примеру, в нашем регионе геологи-ученые СВКНИИ ведут работы по поиску месторождений, уточняют запасы ранее открытых. Направления исследований разноплановые, поэтому и объекты изучения разнятся по происхождению, составу — это разнообразные геологические породы, руды, концентраты, отдельные минералы.

В полевых экспедициях отбирают материал, чтобы выяснить содержание драгоценных или полудрагоценных металлов, а значит, стоит ли заострять на нем внимание. Информацию о составе пород определяют и представляют химики. Так, в СВКНИИ они сосредоточены в специальном подразделении — аналитическом центре, руководит которым Владимир Борходоев.

- Без них геологам никуда, — поясняет директор СВКНИИ Вячеслав Акинин. — Наш НИИ комплексный, основные исследования ведут геологи, мы аналитическими методами определяем содержание породообразующих и микроэлементов. В основе аналитической химии лежат их свойства, изученные и предсказанные Дмитрием Менделеевым, которые он систематизировал и свел в знаменитую систему — периодическую, названную его именем. Современная аналитическая химия стоит на его открытиях и со временем лишь модернизируется за счет привлечения новых достижений науки и технологий, использующих еще и физические свойства элементов с учетом строения их атомов.

Сотрудники центра проводят различные анализы: классические химические, спектральные, рентгенофлуоресцентные, атомно-абсорбционные. Это очень сложные процессы, суть которых понятна лишь узким специалистам. Для каждого вида исследований требуется дорогостоящая аппаратура. К примеру, японский атомно-абсорбционный спектрометр «Hitachi», его пламя в пропан-бутановой смеси имеет температуру 600 — 800 0С. Австралийский спектрометр «Agilent 4100» с микроволновой плазмой ценен тем, что температура горения плазмы в нем достигает 6000 градусов, это обеспечивает высокий предел определения элементов. Его стоимость около 4 млн. руб. Для исследований растворов горных пород, имеющих специфическую окраску, используется спектрофотометр «UV mini-1240» японского производства. Рентгенофлуоресцентные измерения осуществляются на спектрометрах СРМ-25, S4 «Pioneer», WPA-30.

В аналитическом центре трудятся 12 человек, на них завязаны основные исследования горных пород, минералов и руд. Это специалисты, имеющие химическое образование и большой стаж работы. Владимир и Тамара Борходоевы, Вера Колесова, Алла Матвеева, Наталья Вдовенко, Нэля Власова, Нина Александрова и другие.

Большой объем работ у специалистов после завершения полевого сезона — центр выполняет договорные работы, так как вся самая современная высокоточная техника на Колыме сосредоточена в СВКНИИ.

В нашем разговоре Владимир Борходоев с сожалением заметил, что центр НИИ давно не пополнялся молодыми специалистами. И вспомнил, как в 70 — 80-е годы дружно приезжали семьи: муж — геолог, жена — химик или наоборот. И всегда — переизбыток кадров, невозможно было устроиться на работу. Теперь же трудятся специалисты старшего поколения.

- Нужна молодая смена, ведь у области, недра которой богаты тем, что 150 лет назад явил миру Менделеев, огромные перспективы! Поле деятельности в науке велико, ведь человечество знает лишь 4 % тайн природы.

КСТАТИ

Для популяризации химии Министерство просвещения РФ в год 150-летия периодической системы Менделеева проводит всероссийские открытые уроки. Трансляции доступны всем желающим. На состоявшихся двух уроках выступал руководитель Лаборатории ядерных реакций Объединенного института ядерных исследований в г. Дубне Юрий Оганесян, в честь которого назвали 118-й химический элемент периодической таблицы — оганесон. В онлайн-трансляции урок смотрели ученики 22 тысяч школ. К этим урокам могут присоединиться и школьники Колымы. По информации министра образования области Анжелы Шурхно, письма с приглашением участвовать в этих уроках разосланы во все школы.