Меню
16+

Газета «Магаданская правда»

08.02.2019 10:43 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 08.02.2019 г.

Древность в руках

Автор: Анна СЕРГЕЕВА.

Всего каких-то 20 минут — на память, на 300 лет.

Учимся вырезать по кости: Юрий Ханькан подскажет, с чего начать

…Жужжащий звук гравировальной машины, клубы пыли, разложенные на столе стальные сверла, фрезы и боры, сконцентрированный взгляд из-под марлевой повязки… Нет, мы не в кресле у стоматолога, мы постигаем древнее искусство резьбы по кости на занятии, которое проводит мастер из Гижиги член Международной ассоциации изобразительных искусств, Союза художников России Юрий Ханькан в областной библиотеке имени А. С. Пушкина.

Нужен ли эскиз?

Временами кажется, что жужжание агрегата переходит в эвенские национальные напевы — непосвященному слов не разобрать, но очень вдохновляет на творчество! Такую атмосферу урока мастер создал в самом начале, заворожив пришедших исполнением родового эпоса.

Мастер Юрий Ханькан работает без эскизов. Он может часами сидеть перед костяным бруском, разглядывая в нем невидимый образ, а потом, взяв инструмент в руки, начать творить. Но новичку косторез советует все-таки использовать предварительные наброски. Рисуем на листке бумаги или на самой кости. Можно вылепить фигурку из пластилина или, если речь о гравировке, продавить, прочертить линии на нем, предварительно раскатав кусочек, словно тесто. Постарайтесь отчетливо представить рисунок во всех деталях.

Вдохновение придет!

Каждая работа Юрия Ханькана — это динамичный эпизод, обязательно рассказывающий о чем-либо. Выражаясь словами мастера, душа фигурки. Иногда Ханькан изображает случаи, происшедшие с ним на охоте, иногда героев родной культуры, мифологии. Это обычаи, традиции эвенов, флора и фауна северной земли.

Например, вдохновение пришло, когда, выезжая на охоту несколько раз подряд, в одном и том же месте он наблюдал за большим муравейником, как слаженно и дружно работали его обитатели — у каждого своя задача: кто-то муху несет, кто-то веточки, травинки, кто охраняет коллективное богатство.

Или вот работа «Ледниковый период» — последние минуты жизни мамонтов: уже почти замерзшая, не выбравшаяся из объятий льда мать-мамонтиха успела поставить малыша себе на голову — пусть недолго, но проживет еще малыш, вдруг случится чудо и появится надежда на спасение.

- Получается авторская вещь, уникальная, бесценная, ни у кого в мире точно такой не будет, — говорит мастер. — При этом она хранится не менее 300 лет.

Начать творить, возможно, непросто — нужно войти во вкус и набить руку. Когда уже придет вдохновение, вы будете просыпаться даже ночью, чтобы приступить к воплощению в жизнь очередной идеи.

Материал

Юрий Ханькан советует, чтобы набить руку, начинать с оленьего рога. Он мягче по структуре, его проще обрабатывать, он и дешевле (300 — 400 руб. за кг. — Ред.). После можно переходить к более плотным — рогу лося, бивню мамонта. Лучший материал для новичка — отростки на рогах оленя, для первых тренировок вам хватит и половины рога.

Инструмент

Вторая после материала важная вещь в этом виде искусства — аппарат: пока выбираем непрофессиональный, бытовой, ученический, с гибким шнуром. Еще покупаем фрезы разных диаметров, медицинские боры, сверла. Это тонкие стальные насадки, различные по диаметру: в форме шара, конуса, цилиндра и другие. Не будем обо всем: новичку нужно, как минимум, три фрезы с шарами на концах: с самым маленьким диаметром (меньше 1 мм), для очень тонких линий и мелких частей рисунка, к примеру, для прорисовки глаз; средним (1 мм, максимально 2) и крупным (3 мм).

Что еще нужно? Наждачная бумага для полировки почти готового изделия и, пожалуй, все. Теперь только терпение и старание. Ах, да: не забудьте надеть марлевую повязку, чтоб не надышаться костной пылью, и можно приступать к работе. Начинаем с мелких деталей — кулонов-амулетов, они же подвески, ну, если хотите, пусть это будет брелок для ключей: небольшой треугольник, отверстие для нитки. На одной стороне — гравировка.

Финальный аккорд — обрабатываем изделие наждачной бумагой либо специальными насадками из нее, которые надеваются на инструмент.


ЧТО ПОЧЕМ

Рога оленя, лося, бивень мамонта, кость кита — по договоренности, с рук. Цена зависит от веса и качества материала.

Гравировальный аппарат (ученический) — от 11 тыс. руб.

Фрезы, боры — 100 — 400 руб.

Сверла — 16 — 40 руб. за шт.

Абразивная шкурка — 75 руб.


УЧЕНИКИ ГОВОРЯТ

Алла Курдюмова:

- Работы Юрия Владимировича удивляют своей самобытностью, это талант от природы. По профессии я инженер, в свободное время занимаюсь резьбой по дереву. С костью не работала ни разу, но очень хочется научиться. Я работаю со стлаником, с лиственницей. Вырезаю вазы, конфетницы, мелкие сувениры, как, например, маленькие торбаса. Часто хожу в лес в походы и всегда приношу оттуда домой пенечки, ветки, коряжки — материала у нас очень много. А между тем дома уже лет семь лежит кость: смотрю на нее и не знаю, как приступить. Даже чья она, определить не могу, вот и пришла на мастер-класс.

Владислав Елеференко:

- Мы здесь всей семьей. Я только начал заниматься резьбой, стало интересно — попробовал, получилось. Недавно приобрел себе специальную машинку, средне-профессиональную. Работал с деревом, металлом, со стеклом. С костью попытался, но не совсем получилось. Вот и пришел постичь некоторые секреты мастера. Оказывается, чтобы не пережигать материал, нужно снизить обороты. Узнал, какие есть разновидности насадок, для чего используются. Полезно!

Кристина Тымкытегина:

- Понравилось — не то слово! Я очень обрадовалась, когда узнала, что у нас будут проводиться такие занятия. Когда была маленькой, моя бабушка работала на сувенирной фабрике, и весь наш дом был обставлен статуэтками и панно. Она пыталась научить меня. Но только сейчас пришло сильное желание заниматься творчеством. У меня получился кулон в форме нерпы, второй — северного оленя — делала дочка Ксения. Я обеими руками за создание обучающих курсов в Магадане, мы бы пошли всей семьей с большим удовольствием.

Надежда Сутормина:

- Я учитель 30-й гимназии и, конечно, не могла пропустить такое мероприятие, потому что преподаю русский язык и литературу, провожу уроки, содержащие региональный компонент: рассказываю о народностях, проживающих на нашей территории, о талантливых людях. И дочь свою приобщаю, прививаю ей вкус и уважение ко всем культурным событиям, происходящим в городе. Это важно для всех нас.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.