Меню
16+

Газета «Магаданская правда»

27.10.2017 20:06 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 83 от 27.10.2017 г.

Таежный транзит

Автор: Галина ЦЫГАНОВА.

Себя Степанов называет таежным человеком. По тайге колесит почти 40 лет.

На борту вездехода МТЛБ-У — продукты и медикаменты. Всего 3 тонны груза, стянутого ремнями и надежно закрепленного. Здесь, в Северо-Эвенском округе, это необходимость. Пока тайгу не заснежит, машину на замерзших кочках подбрасывает, как на родео. Это проверка на прочность не только для 40-летнего автомобиля, но и для водителя, в помощь которому лишь чутье и датчик GPS.

Из Эвенска в Гижигу, Тополовку и Верхний Парень, бригады пастухов, разбросанные по всему оленьему краю, — на эти маршруты водитель-вездеходчик МБУ «Спецавтохозяйство» Андрей Степанов выходит еженедельно вот уже 5 лет. По километражу пробеги небольшие — всего-то 180 — 240 км. Только вот чтобы преодолеть на пути болота, ручьи и непролазную тундру, затрачивать приходится по 12, а то и все 20 часов.

- На этой неделе вез строителей в Гижигу — там ремонтируют школу. Так вот мы часов 17 добирались. Снега мало, машину трясет, неустоявшийся лед приходится сначала ломать, а уже потом перебираться через речки, — рассказывает Андрей Алексеевич.

Степанов лично участвовал в переделке экс-бронетранспортера. Лифт кузова, демонтаж ненужных элементов, дополнительное утепление… Все для повышения вместительности. Для собственного комфорта — теплый спальник. Оставаться без сна долгие часы, вглядываясь в белое марево, — испытание не из легких.

- На борт берем всех, кому нужно срочно выехать. Другой возможности попасть на «большую землю» у жителей отдаленных поселков может и не быть — раз в месяц их забирает вертолет, рейс которого, если нет погоды, переносят на неопределенный период, — поясняет Андрей Алексеевич. — Конечно, когда в тундре образуется устойчивый наст, туда могут пойти и КамАЗы. Только никто не в силах предсказать, сколько займет дорога. Как-то раз 21 день ребята до Гижиги добирались, пробивали дорогу. Мы подвозили им топливо.

Развернуться обратно в Эвенск камазистам не удалось. На борту — ценный груз — телевизионная станция. Ее 3-тонным МТЛБ-У не утащишь. Отправляясь пусть и не в дальний, но сложный рейс, водители из Эвенска берут с запасом продукты, топливо (за поездку туда-обратно в Верхний Парень вездеход съедает почти тонну дизеля). Не забывают и о теплых вещах.

- Теща моя — эвенка, рукодельница. Она с собой и кухлянку, и торбаса дает. Раньше только в меховых изделиях, сшитых коренными, ездили. Сейчас, конечно, уже одеваемся в современную одежду. Но меха всегда с собой. С ними спокойнее, теплее на душе, — говорит вездеходчик.

Себя Степанов называет таежным человеком. Родился и вырос в Эвенске. В рейсе часто ночует в палатках оленеводов, слушает, сжимая в руках чашку обжигающего чая, как-то по-особенному ароматного в этих диких краях, мудрые предания северных народов.

Нередко на борт берут и тех, кто нуждается в срочной медицинской помощи. Правда, с появлением в эвенской ЦРБ вездехода и приходом в округ внедорожной «скорой» на базе КамАЗа такие командировки случаются все реже. К слову, в помощь работникам «Спецавтохозяйства» уже в декабре должен прийти новый вездеход. Он в автопарке станет третьим.

- Очень на него рассчитываем. Его уже перевели из военного в транспорт, подходящий для наших нужд. А пока что подспорьем служит маленький вездеходик. Но на него 3 тонны уже не возьмешь, а резерв нужен — когда выбираемся в -57°C, даже железо лопается! Встать на долгий ремонт не имеем права — от нас зависят там, в тайге, — делится Степанов.

Сам он, кстати, когда «встает» дорога, ездит в бригады на собственной «Делике». Кому бензин подвезти, кому — лекарства. Делает это просто так, без всякой финансовой выгоды. Просто потому, что здесь, в этом суровом северном краю, так принято.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

17