Меню
16+

Газета «Магаданская правда»

27.03.2015 07:50 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 27.03.2015 г.

КУЛЬТУРА

Автор: Марина Праскова.

Уважаемые читатели! На этой неделе, 25-го числа, отметили профессиональный праздник — День работника культуры -  создатели и хранители прекрасного.

Это  большой отряд  профессионалов своего дела, занятых в искусстве, кинематографии, полиграфии, книгоиздании, туризме: сотрудники музеев и библиотек, деятели театров и концертных организаций, специалисты домов культуры, городских и сельских клубов, коллективы художественной самодеятельности. С ними, творцами,  мы связаны с самого рождения и на протяжении всей жизни, ведь мы ходим на концерты, в кружки и студии при ДК, посещаем выставки и  библиотеки, приходим на премьеры в кинозалы и храмы  искусств. С праздником вас, дорогие труженики  отрасли! Вы — люди  с особым складом характера,  которым, кроме знаний, необходимы талант, креативное мышление, тонкое чувство прекрасного, полет мысли, вдохновение. Мы говорим всем вам спасибо!

ПРАЗДНИК МЕЛЬПОЛЬМЕНЫ НА КОЛЫМЕ

Чем порадовали своего постоянного зрителя магаданские служители искусств, как подготовились к своему празднику? В нашем городе имеются три профессиональных театральных коллектива — музыкальный и драматический, существующие под одной крышей, и театр кукол, базирующийся на собственной сценической площадке. И праздников-то по большому счету у наших служителей Мельпомены и Аполлона два — общий День театра, который отмечается 27 марта, и специфический День кукольника 21 марта. Разнесены они в календаре памятных дат недалеко друг от друга, поэтому и мы, поздравляя наших любимых артистов, будем говорить об особенностях обоих сценических жанров, о достижениях наших театров в совокупности.

К своему профессиональному празднику в театре кукол, чье руководство и вся труппа в целом горазды на яркие эксперименты и нововведения, было решено опробовать новую форму творческого самовыражения, а именно создать особую концертную программу. Причем эти концерты планируется давать ежемесячно, всякий раз меняя их программу, дополняя новыми номерами и приглашая друзей и коллег из других творческих коллективов города. Идея художественного руководителя театра кукол Дмитрия Шаповалова привлекать к совместному творчеству представителей смежных жанров представляется весьма плодотворной и уже была опробована в прошлом сезоне, когда в спектакле «Цирк, цирк, цирк» наряду с марионетками участвовали и артисты муниципального цирка «Вояж».
В нынешнем году в сборном концерте на День кукольника согласились принять участие артисты и уже полюбившейся зрителю труппы «Вояж», и шоу мыльных пузырей, а также дуэт детской хоровой школы, актеры музыкального и драматического театра, студенты колледжа искусств, воспитанники детских садов, с которыми наш театр кукол давно и плодотворно сотрудничает, привлекая малышей к сотворчеству и освоению волшебного искусства театра кукол.
Концерт, названный его создателями «Вместе веселее», откроет череду регулярных творческих встреч, в которых все номера будут вновь поставленными, а не фрагментами уже идущих спектаклей. Помимо названных друзей из театра кукол, его художественный руководитель планирует приглашать на последующие выступления участников детских театральных и хореографических студий, которых в нашем городе достаточно много. Всем подобным коллективам при школах искусств и домах культуры Магадана есть что показать, чем порадовать зрителя.
Кроме этого концерта, репертуар театра кукол пополнился новым спектаклем «Колобок» в постановке Виктора Павлова. Музыку к спектаклю написал Игорь Вавржиковский. Балетмейстер-постановщик — Ольга Савчук, ведь, помимо кукол, артисты этого театра зачастую работают так называемым живым планом, и новый спектакль не исключение.
Не забывают в магаданском театре кукол и о грядущем юбилее Победы. К 9 Мая будет поставлен спектакль современного донецкого автора Михаила Непряхина «Сказ о русском богатыре Илье Муромце и Яшке-стрельце, удалом молодце». Выбор этого произведения был обусловлен и тем, что для театра кукол сегодня практически не существует пьес о Великой Отечественной войне, и тем, что для самых юных зрителей эта тема еще слишком сложна, не по их нежному возрасту. Так что, разговаривая на понятном для малышей языке и рассказывая им о героизме предков, лучше использовать подобный исторический, былинный материал, воспитывающий патриотические чувства в юной аудитории, ведь он гораздо доходчивее.
Помимо этого спектакля, в театре кукол пройдет выставка рисунков на тему «Победа глазами особого ребенка». Основной упор здесь сделан не просто на детское творчество, а на то, как себе представляют войну и праздник Победы слепые или слабовидящие дети. Другая идея художественного руководителя театра кукол — это постановка спектакля именно для такой аудитории, для детей и взрослых, лишенных зрения. Будучи в Москве в творческой командировке, Дмитрий Шаповалов посетил столичный театр кукол, где в репертуаре имеется подобный спектакль. На него приходят не только слепые люди, им приходится полностью погружаться в темноту, которая повсеместно окружает лишенных зрения людей. Все зрители такого необычного спектакля надевают на глаза плотные повязки, и далее развивается само действо, включающее в себя как диалоги актеров, так и воссоздание атмосферы, запахов природы, криков зверей, других шумовых эффектов.
Главная особенность таких спектаклей для слепых — единение зрителей с артистами. Публика сидит не в зале, а непосредственно на сцене. И актеры создают для аудитории полную иллюзию места действия.  
Атмосфера спектакля «Майская ночь» по Н. Гоголю погрузила зрителей в чарующее волшебство украинской ночи, ее запахов, звуков. Зрителям выпало самим стать участниками действа, они собственными руками месили тесто, лепили из него пирожки, потом ели их, испеченные в деревенской печи, аппетитно хрумкали огурцами вприкуску с вареной картошкой. Пряный воздух украинской степи был воссоздан следующим образом: актеры замачивали в тазу различные пахучие травы, затем окунали в ароматную воду длинную ткань и развеивали ее, как опахало, над головами зрителей, добиваясь эффекта легкого дуновения ветерка и утренней росы.
Кроме этого, все кресла, установленные на сцене, были на колесах, и слепые зрители, а также зрячие в повязках могли двигаться вместе с актерами. Различные приспособления, в частности вроде ветки дерева, которая задевала зрителя на ходу, только усиливали ощущение того, что люди находятся в лесу.
Плеск воды, крики животных, стрекотание сверчков — все это артисты исполняли вживую по ходу спектакля, не используя никаких фонограмм. И это представление настолько впечатлило художественного руководителя нашего театра кукол, что Дмитрий Шаповалов предложил режиссеру-постановщику «Майской ночи» поставить нечто похожее и на магаданской сцене. В планах на 2016 год уже заложена поставка такого спектакля для слепых и слабовидящих людей.
  Делясь достижениями своего театра, директор МГМиДТ Александр Бондаренко отметил, что за минувшие два года удалось заполнить вакантные места в обеих труппах, сделать ремонт поворотного круга на основной сцене, который не работал несколько десятков лет, поставить ряд успешных спектаклей. Хотя посетовал А. Бондаренко и на ряд объективных трудностей и задач, требующих своего решения. В частности, руководитель МГМиДТ отметил насущную потребность в капремонте всего здания театра, состояние которого оставляет желать лучшего.
При плане 5 премьер в год МГМиДТ стабильно ставит по 7 — 8 новых спектаклей. Растет и заработная плата работников театра, на чем Александр Бондаренко сделал особый упор. Помимо этого, директор театра рассказал о пополнении творческой труппы. Во Владивостоке заканчивают свое актерское образование в академии несколько студентов, которые вернутся по окончании вуза в Магадан и вольются в состав нашей труппы. Вместе с ними планирует переехать на Колыму и ряд их сокурсников. Достойную зарплату и места в общежитии для новичков руководство театра обещает предоставить сразу же по их прибытии.
Кроме этого, Александр Бондаренко отметил факт присвоения народной артистке России Ольги Седлецкой высшей театральной премии «Золотая маска». Спектакль «Берендей» по пьесе С. Носова стал лауреатом международного театрального конкурса «Терра Инкогнита» в Санкт-Петербурге. Это целиком и полностью заслуга артистов Валерия Бунякина и Алексея Яновского с их блистательной игрой. На премьерных показах, как отметил директор МГМиДТ, коллеги артистов, наблюдавшие за действом из-за кулис, с трудом сдерживали слезы, настолько проникновенной и трогательной была эта работа истинных мастеров сцены.
Готовясь в юбилею Победы, принял в работу мюзикл «Мальчики с бантиками» по произведению Валентина Пикуля «Юнги Северного флота». Автор музыки Виктор Плешак, либреттист Евгений Пальцев. Руководство театра ведет переговоры с вдовой писателя А. Пикуль, которая изъявила желание приехать в Магадан на премьеру. Для участия в нем руководство театра планирует привлечь учащихся театральной студии «Ассоль» магаданской гимназии № 13. Кроме них, на роли юнг приглашены некоторые победители недавно прошедшего областного конкурса чтецов и вокалистов «Живое слово о войне».  
Отдавая должное всем работникам МГМиДТ, Александр Бондаренко заметил, что в его театре нет ни одного малозначащего человека, каждый на своем месте трудится с полной отдачей, как и положено служителю Мельпомены. «Театр — это наша жизнь, — подытожил А. Бондаренко, — и мы все живем своим делом, отдавая ему все силы души и сердца».

Игорь Дадашев,
главный специалист образовательного творческого объединения культуры.

"НИГДЕ НЕ ДАВАТЬ СЛАБИНУ"

...Создать курс РАТИ при  Магаданском государственном музыкальном и драматическом театре, представить  народную артистку России Ольгу Яковлевну Седлецкую  на Всероссийскую  премию «Золотая маска», организовать ралли Гданьск — Магадан, предложить сценаристу написать послесловие к пьесе Островского «Бесприданница» — такие идеи и десятки им подобных возникали у художественного руководителя  МГМиДТ заслуженного деятеля искусств РФ Вячеслава Добровольского на протяжении всей его творческой деятельности и в Магадане, и до работы здесь. Отличительная черта этих идей в том, что они почти всегда воплощались в реальность.

То, что Вячеслав Добровольский неистово предан театру, было замечено еще в период с 1995 по 2004 год, когда он возглавлял  музыкальную труппу МГМиДТ и когда  в репертуаре засверкали премьеры «Марица», «Летучая  мышь», «Принцесса цирка», «Ханума», «Гусарская баллада», «Хлестаков из Петербурга», «Женитьба  Бальзаминова»... Тогда в театре блистали народные артисты  РФ Алла Девятерикова и Владимир Барляев. Рядом с ними прекрасно служили театру  заслуженные  артисты  Николай Бекасов, Вилл Бурцев, Игорь Быков, Елена Титенко, подрастали и набирались опыта молодые дарования — Владислав Поляков и   Мария Леонова.
- Они все мне дороги, — так сказал Вячеслав Владимирович, — все, кто работал тогда и работает сейчас, в это время...
«Это время» началось  два года назад, когда приехавший поставить на магаданской сцене спектакль «Все начинется с любви» на музыку Оскара  Фельцмана главный режиссер Оренбургского театра музкомедии  Вячеслав Добровольский принял предложение  стать художественным руководителем магаданского театра. Его энергетика,  подпитываемая полным пониманием и поддержкой директора театра Александра Бондаренко, актерами, позволила коллективу сделать заметный шаг наверх. Этот подъем, словно вехами, определен проведением международной творческой лаборатории «Перевал»,  лауреатством Международного театрального фестиваля в Санкт-Петербурге «Терра Инкогнита», присвоением премии «Золотая маска» Ольге Седлецкой, возросшим числом премьер. Некоторым критикам вдруг  приспичило поставить  чуть ли не  в вину худруку и всему театру именно этот факт. Мол,  много спектаклей влияет на качество. Хочу напомнить, что в мировой практике определено,  что число активных  театральных  зрителей составляет 4 — 5 % от всего населения. А население Магадана не  достигает и 100 тысяч. То есть если премьерный спектакль прошел 4 — 5 раз, то все активные театралы его просмотрели, да и не один раз. И театр взял курс  на постоянное и значительное насыщение репертуара, была открыта отличная малая сцена, там с аншлагом пошли спектакли драматической труппы, где прекрасно, на высочайшем уровне играют заслуженные артисты России Валерий Бунякин, Алексей Яновский, чудесные актрисы Светлана Окунева, Наталья Титова... Заметно выросли в своем актерском мастерстве Владислав Поляков, Оксана Плиско, Михаил Попов, поистине засверкала и зазвенела свои чудесным голосом Гульнаро Ризоева, а о мастерстве Ольги Седлецкой, наших заслуженных  артистов России  Николая Бекасова и Аркадия Касацкого можно говорить вне критики.
- Критика, если она конструктивна и профессиональна, нужна театру, — нередко резюмировал в наших беседах Вячеслав Добровольский. — Настоящая беда, когда критиканы, а такие  есть всегда,  культивируют или корыстные цели, или  желание отомстить за что-то, или свою неприязнь к отдельным представителям театра. Тогда искажается действительность, сгущается негатив, белое выдается за черное и торжествует ложь!
Не согласиться с этим невозможно. А по моим наблюдениям, Вячеслав Доброльский, человек достаточно резкий и не всегда удобный в общении, не  склонен пускаться в полемику с теми, кто лезет в театральные дела грубо и непрофессионально. Он просто пашет безудержно и талантливо. Позволю себе заглянуть в дальние годы, сначала в Одессу, дабы стало понятно, что определило, что выпестовало  нынешний облик худрука магаданского театра. Уже в четыре года Вячеслав  играл на фортепьяно, аккордеоне, затем гитаре... Его увлечения поддерживали отец,  актер, режиссер и хороший спортсмен, и мама, преподаватель физики, одна из лучших спортсменок страны  в плавании. Стал отличным спортсменом и их сын — автогонщиком многих ралли в СССР и за рубежом. А в «образовательном  списке»  Добровольского дипломы  инженера-технолога Одесского технологического  института и Школы-студии Ленконцерта, где высветились и музыкальные,  и режиссерские   дарования. Выбор деятельности у    юноши был очень широк, Слава поработал и в научных лабораториях, и в творческих коллективах, и в журналистике,  участвовал он и в суровых автогонках. Но я, естественно, выделяю  главное — сегодняшнюю  работу в Магадане. Начнем с простых, но все определяющих фактов  — девять премьер в год, в том числе и сказок, при плане пять, приток новых режиссеров, актеров  и в драму, и в музыкальную труппу, укрепление  и насыщение оркестра, хора, балета. Уровень музыкальных спектаклей, а это, напомню, все-таки считается легким жанром, остается высоким, а в таком знаковом произведении, как мюзикл «Бесприданница. Послесловие», звучит и мощная драматургическая нота. Я назвал его знаковым, потому что именно в этом спектакле особенно удачно были применены электронные технологии, уводящие зрителей в почти виртуальный и сумрачный  мир  изломанной человеческой психики.
Драма (главный режиссер Дмитрий Павлов) радует истинных театралов спектаклями «Диоген», «Берендей», подлинным триумфом стала комедия «Баба Шанель», где свой режиссерский талант раскрыл   Алексей Яновский.  А с  В. Добровольским с уважением и готовностью сотрудничают многие известные профессионалы сцены, вместе с А. Бондаренко он приглашает на постановки спектаклей режиссеров, композиторов и балетмейстеров  из самых разных театров страны.
- Стараюсь нигде не давать слабину, то есть что-то считать второстепенным, отделять от главного. Хотя от неудач не застрахован и некоторые работы мне самому не нравятся, — признается В. Добровольский.
В то, что он нигде не дает слабину, веришь, если окажешься на репетиции, которую ведет В. Добровольский. Он то полным голосом, иногда заставляющим  вздрогнуть, дает указание актерам, то стремительно взлетает на сцену, участвуя в действии, здесь же идут «разборки» с  балетом, хором, осветителями. Ничто не проходит мимо, и все доводится до конца. И снова просто факты — более 10 репертуарных спектаклей, драматических и музыкальных, отечественных и зарубежных авторов, полная занятость актеров, оркестра, балета и хора,  дыхание полной грудью всего театра, всех его служб! И не только это. С начала сезона перед каждым спектаклем в большом  или малом зале для  зрителей  играет инструментальный ансамбль, поют солисты. Так  нежно и музыкально наш магаданский театр «на краю земли» теперь  встречает своих  гостей. И ему есть что представить на суд зрителей.
Дмитрий ЛЕДОВСКОЙ.

ПОМОГЛИ СЕЛЬЧАНАМ

Руководитель управления культуры администрации Северо-Эвенского района Ольга Смирнова просила через «МП» выразить благодарность сотрудникам Омолонской золоторудной  компании,  ОАО «Полиметалл»,  Эвенского морского  торгового порта  Владимиру Блошкину, Геннадию  Кузьменко,  Любови Сулимовой, Светлане  Дадонкиной,  Виктору Братчене, Дмитрию  Митягину за бескорыстную помощь и отзывчивость.

Благодаря этим людям дети и взрослые могут полноценно творить  во всевозможных кружках и объединениях не только Эвенска, но и глубинки — сел Гарманды, Чайбухи, Тополовки.  Для них завезли новую художественную литературу, канцелярские товары,  современные швейные машины и ткани.

ЦВЕТЫ И СТИХИ КОЗИНУ

20 марта накануне 112-го дня рождения Вадима Козина в Магадане по традиции возлагали цветы к мемориальной скульптуре певца рядом с домом в Школьном переулке, где  жил опальный Орфей, и на его могиле на Марчеканском кладбище. Среди тех, кто отдал дань памяти маэстро, были многочисленные поклонники короля романсов, губернатор Магаданской области Владимир Печеный и мэр Магадана Сергей Абрамов.

«Все, кто приезжает в Магадан или живет здесь, могут подойти и поздороваться с ним. Вадим Козин ушел, но он навсегда в наших сердцах. День его рождения -
это особенный день для нас, ведь Козин остался легендой Колымы», — сказал Владимир Печеный и добавил, что в этом году проведут реставрацию часовни на месте захоронения певца.
В мемориальном музее-квартире Вадима Козина открыли выставку книжных фолиантов с дарственными автографами писателей. Среди них сборники
Е. Евтушенко, Э. Асадова, А. Дементьева. Вечером 20 марта прошла встреча-концерт под названием «Все как прежде, все та же гитара». Впервые, по словам директора музея В. Смирновой, поклонники прислали стихи, посвященные Вадиму Козину. Одно из Караганды, второе сочинила жительница Олы Наталья Атаманова:
Живет твой голос
нежный и печальный,
Ты, как и прежде,
 почитаем и любим.
Мы помним о тебе,
Орфей опальный,
И эту память
для потомков сохраним.
112-й день рождения Вадима Козина показал, что его творчество любимо  на Колыме и во всей России.

ЭВЕНСКИЕ СКАЗКИ

В областной библиотеке им. А. С. Пушкина прошла презентация сборника сказок на эвенском языке, который выпустило издательство  «Охотник». Их собрали и обработали знатоки фольклора Любовь Большакова и Анна Чайко, а оформил художник Владимир Мягков.

Книга рассказывает о зверях и птицах Северо-Востока, персонажи учат  жить в гармонии с природой, добру.  По словам издателя Павла Жданова, книга -  результат труда Л. Большаковой и А.Чайко, лауреатов  X открытого конкурса литераторов на соискание литературной премии им. Ю. С. Рытхэу в номинации «Сохранение культуры и языков коренных малочисленных народов». Она  издана за счет средств областного бюджета в рамках государственной программы «Социально-экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Магаданской области» на 2014 — 2018 годы». Новинка поступит во все библиотеки области.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

639