Меню
16+

Газета «Магаданская правда»

17.10.2014 09:27 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 84 от 17.10.2014 г.

«НА СЦЕНЕ Я ЖИЗНЬЮ ЖИВУ НАСТОЯЩЕЙ»

Автор: Наталья Алексеева.
Рруководитель литературно-драматической части театра.

Так замечательно совпало, что именно в Год культуры Магаданский областной театр кукол отмечает свое 35-летие.

За кулисами. Ведущий мастер сцены Тамара Поединок и молодая актриса Лолита Тимко

Сегодня, 17 октября, а также 18 и 19-го театр откроет свой юбилейный сезон праздничным представлением. В программе участвуют как артисты театра кукол, так и муниципальный цирк «Вояж», будет шоу мыльных пузырей и даже лазерное шоу!

В преддверии юбилея мы побеседовали с директором и художественным руководителем театра кукол Дмитрием Шаповаловым. Молодой руководитель всего несколько лет управляет работой театра, но результаты уже видны. Он полон искрометных идей, с удовольствием внедряет в творческий процесс новшества, находит и берет на службу в театр именно нужных этому виду искусства людей. Так, недавно в коллектив вошла молодая талантливая художница Наталья Колесникова, а вместе с ней и необычные разукрашки с героями из спектаклей для ребят, которые сразу же раскупают в фойе счастливые родители, придя на представление.

В прошлом театральном сезоне молодым артистам успешно проводил мастер-класс ведущий актер Санкт-Петербургского театра кукол имени Е. Деммени Аркадий Мирохин. Он учил коллег искусству вождения куклы-марионетки, которой в магаданском театре никогда не было. По словам мастера, магаданские артисты довольно быстро освоили этот сложный жанр. Во второй приезд в Магадан А. Мирохин, уже как режиссер, поставил на нашей сцене необычный спектакль «Цирк! Цирк! Цирк!», который получил признание зрителей всех возрастов. А на спектакль «Щелкунчик» билетов было не достать — сказка получилась очень зрелищной, игралась на одном дыхании и завораживала волшебной музыкой и декорациями. Но каков он, современный магаданский театр кукол? Этот вопрос мы и задали директору Дмитрию Шаповалову.

Скорость меняется

- Чтобы это понять, думаю, надо посмотреть, какой у нас репертуар и сколько исполнений на сцене той или иной пьесы к сегодняшнему времени у нас есть. А в названиях литературных материалов у нас представлены и мировая классика, и пьесы советского периода, и работы современных драматургов. Это очень показательно, правильно и просто жизненно необходимо. Театр должен исходить из потребностей зрителя. Они меняются, как и реальность. За счет новых современных технологий наша жизнь идет быстрее, изменился ее темпоритм. Если раньше считалось быстрым проскакать на лошади от Москвы до Санкт-Петербурга, то сегодня это самолет или экспресс-поезд «Сапсан».

Точно так же, думаю, должен меняться и темпоритм на сцене. И если во времена рождения театра кукол как искусства это были большие диалоги, монологи, длинные сцены с почти мхатовскими паузами, которые длились три-четыре часа, когда люди никуда не спешили и для них это был нормальный ритм жизни, то сегодня все невероятно изменилось. Посмотрите на сегодняшних детей — это же дети индиго! С мобильными телефонами, планшетами, различными гаджетами. Они гиперактивны, очень развиты и не могут усидеть на месте. Такое же разнообразие действий они хотят видеть и на сцене. У сегодняшних ребят так называемое клиповое мышление — все должно быть ярким, неординарным, как вспышки молнии. То есть как в голливудском блокбастере, где по закону жанра каждые три минуты появляется новая картинка. Мы это и пытаемся делать на сцене — меняем место действия, подключаем компьютерные технологии, стараемся переключать внимание детей на разные точки-площадки на сцене. Все должно заинтересовывать зрителя, быть насыщенным и динамичным — посмотрел вниз, вверх, направо, в центр сцены. Таким образом малыш не успевает уставать.

«Одежда» для подмостков

- Но ведь театр придерживается и русской классики, где по традиции никто не спешит.

- Да. Например, такие спектакли, как «Колобок», «Машенька и Медведь». Они идут несколько в другом ритме, более традиционной классической манере кукольного представления. Тем не менее дети смотрят. И с удовольствием!

Новые технологии тоже присутствуют. На открытии юбилейного, 35-го сезона мы попробуем показать лазерное шоу. Наш главный художник Наталья Колесникова над ним работала — придумывала анимационную презентацию. Посмотрим, что из этого получится. Да и для театра это проще — не понадобится громоздких декораций. Достаточно сделать красивую видеопроекцию на задник, чтобы возник сказочный лес или замок. Для традиционных декораций потребуется много материала, и то неизвестно, получится ли. (Смеется.)

- А какой премьерой удивите в начале сезона?

- На 25 октября у нас запланирована премьера спектакля «Скоморошья игра, или Щи из топора» Владимира Миодушевского по мотивам известной сказки. Когда-то он работал у нас в театре, приезжал на постановку. Режиссера на этот спектакль мы пригласили из Москвы. Это Алексей Шило, заслуженный артист автономной Республики Крым, сейчас работает в Московском театре кукол. Также он проведет мастер-класс по работе с Петрушкой. Он петрушечник, это его увлечение. Он знает историю создания этой куклы и все о ней. В том числе и как работать с таким инструментом, как пищик, поскольку Петрушка не говорит обычным человеческим голосом. Это специальное устройство, которое надо уметь изготовить. В Московском театре кукол как раз сделан спектакль про эту куклу. Сейчас Алексей показывает своего Петрушку на театральных фестивалях, в том числе и международных. Так вот, если взять наш спектакль «Щи из топора», то мягкую одежду сцены мы будем делать из баннеров. Во-первых, это несколько иная передача красок, чем на ткани, а во-вторых, именно такого материала элементарно нет или нужно специально сидеть подбирать цвет из кусочков ткани, тоже процесс трудоемкий. Хотя баннеры уже давно используются, но у нас в театре такого еще не было. Это эксперимент. Посмотрим, как такая форма декораций покажет себя на выездных спектаклях в школах и детсадах. А в течение сезона зрителей ожидает еще три премьеры. Сейчас мы ведем переговоры с постановочными группами. Возможно, что такая группа с Камчатки будет ставить у нас «Колобка». Ведутся переговоры и с художественным руководителем Рязанского театра Валерием Шацким. Этот режиссер и педагог довольно известен на российском кукольном пространстве. Буду просить его, чтобы он поставил нам «Каштанку».

Полку прибудет?

- Дмитрий Юрьевич, много разговоров шло вокруг нового отделения Магаданского колледжа искусств «Актер театра кукол». Кто пришел учиться и откуда?

- Пока на это отделение поступили 7 человек, есть и юноши, и девушки. Набор еще идет до ноября. Хорошо, что оно у нас появилось! Ребята и из Магадана, и с трассы, после 9 — 11-х классов. Хорошие, красивые. (Смеется.) Самое главное, что они пришли с желанием учиться кукольному мастерству. Если человек стремится к чему-то, он обязательно этого достигнет. Нужны еще терпение и трудолюбие, чтобы развить природный талант. Профессия кукольника посложнее, чем просто актера. Здесь другая специфика. Мы будем привлекать студентов к участию в спектаклях, то есть они совместят учебу и практику. Для того мы и набирали курс, чтобы пополнить наши ряды. А помогать им будут наши мастера сцены Виктор Павлов, Алена Жданкина, Дмитрий и Ирина Шаповаловы, Руслан Пыриг, молодые актеры Дмитрий Мартынов, Мария Бондаренко, Лолита Тимко.

- И ваши пожелания коллективу в связи с круглой датой…

- Хочется пожелать всем нам стабильности в государстве, благополучия в материальном плане. Естественно, здоровья, а также творческого горения на работе!

Коллектив театра кукол. Во втором ряду крайний справа — директор театра Дмитрий Шаповалов. 2014 год.

Заведующая труппой Галина Ковалева с куклой-марионеткой.

Артисты Мария Бондаренко и Руслан Пыриг.

Директор театра кукол Дмитрий Шаповалов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

484