16+

Газета «Магаданская правда»

Главная / Статьи / Последние свободные кочевники
16.11.2018 19:30
  • 41
  • 1

Категории:

Последние свободные кочевники

Рассохинский кузнец за работой.

Рассохинские эвены почти 30 лет скрывались от раскулачивания в самых труднодоступных местах Колымского нагорья

Малоизвестный исторический факт — в годы правления Иосифа Сталина на территории Дальстроя НКВД СССР между приисков и гулаговских лагерей жила община из 120 человек, которая никому не подчинялась и не соблюдала советских законов. Этих людей миновали исторические бедствия сталинской эпохи — коллективизация, политические репрессии, Великая Отечественная война. Они ничего не знали о КПСС, социализме, не призывались на военную службу, не видели партийного начальства, а жили так, как считали правильным и привычным — по заветам своих предков.

Ножи и копья, которые делали рассохинские эвены.

Верхом на оленях — от Советов и большевиков

С 1932 по 1958 год на севере Среднеканского района Колымы и смежных землях Среднеколымского района Якутии жили две группы кочевников — рассохинские и березовские эвены, которые сбежали от советской власти и коллективизации. Как они образовались, точно сказать сложно, никаких документов о неизвестных властям людях не осталось, а сами они, естественно, архивов не держали. Есть только устные рассказы, которые с большей или меньшей степенью достоверности описывают события той далекой эпохи.

Рассказывают, что в 20-е годы кочевали недалеко от берега Охотского моря между реками Вилига и Гижига двое богатых эвенов — братья Болдухины. Пришла советская власть, стала объединять оленеводов-единоличников, создавать колхозы и совхозы. Братья приехали в Гижигу, услышали новость, что их оленей хотят забрать в совхоз. Оленей они отдавать отказались, тогда их назвали кулаками и посадили в тюрьму.

Никакой тюрьмы, понятное дело, в захолустной Гижиге не было, братьев заперли на несколько дней в избе. Но и это кочевникам, которые привыкли к простору и жизни под открытым небом, показалось ужасным необоснованным насилием. Как только появилась возможность, братья ушли из Гижиги и откочевали со всеми стадами и своими родичами за сотни верст от Гижиги на реку Рассоху. Похожие истории происходили и с другими семьями зажиточных оленеводов, поэтому в 30-е годы и другие эвены уходили от принудительного перевода на оседлость, от произвола начальства, когда оленеводческие хозяйства были переданы Дальстрою. Уходили в глухие места Юкагирского нагорья, на реки Коркодон и Березовку. Не то чтобы они имели что-то против советской власти — просто хотели жить, как привыкли, без вмешательства присланных партийных работников.

От чего они бежали?

Коллективизация — объединение частных крестьянских и скотоводческих хозяйств в совхозы и колхозы — в СССР была принудительной. Тех, кто ей сопротивлялся, ничего хорошего не ждало, — в ходе раскулачивания богатых селян лишали имущества и выселяли в Сибирь. Скотоводы-кочевники в отличие от крестьян-земледельцев имели возможность убежать. Так, сотни тысяч казахов во время коллективизации откочевали вместе со своими стадами из Советского Союза в Китай.

У коренных народов Севера коллективизация также имела свои особенности. Как рассказывает магаданский ученый-этнограф Людмила Хаховская, одни из них охотно вступали в совхозы, другие, наоборот, до последнего избегали коллективизации. Так, прибрежные жители Охотоморья — коряки, камчадалы и безоленные эвены — в подавляющем большинстве добровольно принимали новые коллективные порядки. Богатств, которыми можно было дорожить, у них не было, их образ жизни коллективизация принципиально не меняла, зато через совхозы их обеспечивали продуктами: солью, чаем, сахаром, мукой, капканами, патронами и промышленными товарами. Охотники получали возможность сдавать государству пушнину по фиксированной цене. А вот оленеводам было психологически очень непросто расстаться со своими стадами и положением свободных людей. Поэтому коллективизации они сопротивлялись — большей частью пассивно, а когда сопротивляться уже не получалось — бежали.

Жизнь в отрыве от большого мира

Основным занятием рассохинцев было оленеводство, и оно же определяло их образ жизни. Они жили небольшими стойбищами, по две-три семьи, пасли стадо и кочевали вслед за ним по определенному участку, границы которого строго соблюдались. В год стадо могло пройти маршрут 100 км, на самом деле это не очень много — до революции эвены кочевали по гораздо более протяженным маршрутам. В конце лета или зимы эвены всех групп: и рассохинцы, и березовцы — собирались на дялбу — съезд родовых общин. (Сейчас в Магадане проходит эвенский праздник с названием Дзялбу.)

Не стоит представлять жизнь беглецов как патриархальную идиллию на лоне природы. Рассохинцы, конечно, не голодали — олени и тайга их прекрасно кормили. Но разнообразием кухни похвастать не могли, ели в основном оленину или дичь. Ловить красную рыбу, которая составляла важную часть их рациона до ухода с Охотского побережья, они теперь не могли. Не было доступа к образованию и медицине. У рассохинских эвенов почти не бывало муки, сахара, спичек и, что критически важно для охотников, возможности купить ружья и патроны.

Так, в 1959 году, когда рассохинцами стали интересоваться власти, партийные работники отметили, что ружьями владели единицы из них. Да и те ружья были маузеры и винчестеры 1915 — 1918 годов выпуска, к ним почти не было патронов. Стремление ограничить связи с внешним миром не оставляло беглецам другой возможности, кроме как жить натуральным хозяйством. Хотя известно, что через посредников-эвенов рассохинцы и березовцы иногда сбывали добытую пушнину в фактории на территории Якутии. Человек из большого мира, который впервые увидел рассохинцев в 50-х годах, описывает их таким образом: «Мужчины все суровые, замкнутые, женщины бесстрастные, молчаливые, все время занятые работой… Держались гордо, неулыбчиво. Мужчины с прическами из длинных волос, заплетенных в одну косу. У каждого на одном ухе серьга, кольца на пальцах рук».

Сами земляки-эвены сообщали о своих «диких» сородичах следующее: «Бедные, они живут скудно, одеваются в шкуры да в ровдуги, едят одно мясо. И темные они, простых вещей не понимают».

Зато в оленеводстве рассохинцы не знали себе равных на Северо-Востоке. Быков и важенок разводили целенаправленно, без нужды не забивали, и в 1950-х годах их олени были самыми крупными на Чукотке, Колыме и в Якутии.

Их вожди

Жизнью общины руководили уважаемые богатые оленеводы. Для рассохинцев таким лидером был Николай Павлович Хабаровский по прозвищу Дюгыдь, для березовцев — его родственник Павел Пайтелемонович Хабаровский, также известный как Намнадян. Их авторитет был непререкаем, а влияние на жизнь людей — огромным. Так, из 6-тысячного стада рассохинских эвенов 3 тысячи принадлежали Николаю Хабаровскому. Но с другой стороны, не было ни одного члена общины, включая маленьких детей, у которых не было бы своих оленей. Дюгыдь выступал одновременно и старейшиной, и управляющим оленеводческим хозяйством, и шаманом, и даже хранителем православных традиций.

Эвены довольно рано усвоили христианство, имели иконы и отмечали православные праздники. Счет времени определяли по календарю чивессэ, который представлял собой дощечку с отверстиями, каждое из которых соответствовало определенному дню. Причем год на календаре начинался с 1 сентября, как было заведено на Руси в допетровское время. На Покров и Петров день рассохинцы торжественно приветствовали друг друга и дарили подарки. Забавно, но тот же старейшина, который вычислял дни православных праздников, мог приносить жертвы духам и проводить шаманские камлания. Дюгыдя советский работник Т. Березкин описывает таким образом: «Был он невзрачен, росточка небольшого, с хитрыми бегающими глазками. Одевался грязновато, небрежно. Зато умел красиво и убедительно говорить. Мастер слова был этот шаман. До него я не слышал на родном языке такой образной яркой речи, проникающей в душу. В переводе на русский язык трудно было передать всю ее характерную силу».


ЭТО ИНТЕРЕСНО

Находка для этнографов

Рассохинцы оказались настоящим кладезем для ученых. Без связи с большой землей они лучше других сохранили традиционную культуру эвенов, народную одежду, ремесла, в том числе искусство художественной ковки и литья, продолжали разводить оленей горно-таежной породы.

Их кузнецы обрабатывали не только железо, народные мастера умели чеканить серебро. Даже очки для защиты от весенней «снежной слепоты» они делали из серебряных пластин. Первым этнографом, начавшим изучать рассохинцев, стала Ульяна Григорьевна Попова — выдающаяся эвенская исследовательница, в этом году научная общественность Колымы отметила 100 лет со дня ее рождения.


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему их не раскулачили

Как рассказывает этнограф Людмила Хаховская, до руководства Дальстроя, а позже до партийных органов Магаданской области доходили сведения, что где-то на Колыме существует община «диких» оленеводов.

«Этот факт, что какая-то группа кочует, особым секретом не был. Их встречали и геологические партии, и другие эвены. Но руководству было не до них. У Дальстроя были другие задачи — добыча металлов, потом началась война. А после войны никто не захотел брать на себя ответственность — советские руководители закрывали глаза на рассохинцев, делали вид, как будто их нет. Таким образом, их изоляция никогда не была полной», — делает вывод ученый.

Рассохинцы не единственная группа оленеводов, которая долго скрывалась от коллективизации, подобная община оленеводов-чукчей кочевала на границах Чукотки и Корякии. Правда, их судьба оказалась гораздо более трагичной, их коллективизацию провели еще при Сталине, в 1949 году. Тогда не обошлось без арестов, расстрелов активных противников советской власти и даже коллективных самоубийств нескольких семей оленеводов, которые категорически отказались вступать в колхоз.

Известно, что последний на Северо-Востоке оленевод-единоличник, эвен по прозвищу Хуркэне, вступил в чукотский совхоз «Омолон» в 1965 году — уже в пору правления Леонида Брежнева. Но времена поменялись, его принудили к этому шагу не власти, а преклонный возраст.

Автор: Саркис ТАРУТИН.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх