16+

Газета «Магаданская правда»

Главная / Статьи / По форме правильно. А по существу?..
26.10.2018 16:49
  • 14
  • 1

Категории:

По форме правильно. А по существу?..

Cеверное оленеводство как один из важнейших идентифицирующих признаков КМНС до сих пор не удостоилось специального регулирования отдельным законом на федеральном уровне.

Как же реализовать права коренных рыбаков, охотников и оленеводов?

Председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов предложил меры по поддержке традиционного хозяйства коренных народов собранию парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» во Владивостоке. По словам спикера заксобрания, представителям КМНС надо дать право получать охотничьи угодья без аукционов, ловить красную рыбу без промысловых участков и серьезно увеличить субсидии на поддержку оленеводства.

Тятя, тятя, наши сети!

Глава колымского законодательного собрания поднял тему реализации права коренных малочисленных народов Севера на традиционную хозяйственную деятельность. По словам Сергея Абрамова, современное положение КМНС вызывает серьезную обеспокоенность. Неблагополучие многих из них выражается в таких социальных недугах, как бедность, низкая продолжительность жизни, алкоголизм и безработица, уменьшение общей численности, утрата национальной культуры. Это ставит под угрозу само существование многих коренных этносов Дальнего Востока.

- Одним из важнейших идентифицирующих признаков, характеризующих их образ жизни и культуру, является традиционное природопользование. Если оно будет утрачено — исчезнут и сами народы, — подчеркнул спикер.

На словах, но не на деле

В российском законодательстве прописаны права и гарантии для ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Но часто оказывается так, что льготы и преференции для КМНС провозглашаются, а люди не могут ими воспользоваться, так как законного механизма их реализации нет.

Самый простой пример: Федеральный закон «О животном мире» предоставляет КМНС право на приоритетное пользование животным миром на территориях их традиционного расселения, в том числе право на первоочередной выбор промысловых угодий. При этом правила промысловой охоты предусматривают обязательное заключение охотохозяйственного соглашения на конкретные угодья. Но приобрести право на заключение такого соглашения и аренду охотничьих угодий в соответствии с Федеральным законом «Об охоте…» возможно единственным способом — через аукцион. Его победителем признается участник, предложивший самую высокую цену. Объединения КМНС участвуют в торгах на общих основаниях, без льгот и привилегий. Шансов выиграть такой аукцион у них практически нет — как правило, коренные жители не в состоянии конкурировать с богатыми предпринимателями. В итоге многие остаются без промысловых угодий и права на законную охоту.

- Сложившаяся ситуация вынуждает региональные органы власти изобретать собственные дополнительные механизмы поддержки КМНС для содействия им в получении промысловых угодий и возмещении понесенных при этом материальных затрат. Это, в свою очередь, напрямую зависит от финансовых возможностей того или иного субъекта РФ и ставит проживающие там коренные малочисленные народы в неравные условия, — считает Сергей Абрамов.

По его мнению, в российское законодательство, в том числе в Федеральный закон «Об охоте…», необходимо внести возможность предоставления КМНС права на приоритетное пользование охотничьими угодьями без аукционов.

Рыба для вас есть, но ловить ее негде

Другая проблема: Федеральный закон «О рыболовстве» гарантирует учет интересов КМНС при вылове водных биологических ресурсов. Он устанавливает, что рыболовство в целях осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМНС ведется либо с предоставлением рыбопромыслового участка, либо без такового. Однако Минсельхоз России сделал акцент на том, что объединения представителей КМНС являются юридическими лицами, а значит, в силу требований Федерального закона «О рыболовстве» они должны ловить рыбу лососевых видов исключительно на рыбопромысловых участках. В связи с этим стали возникать ситуации, когда родовые общины, за которыми не закреплены рыбопромысловые участки, не имеют возможности ловить красную рыбу, как веками делали их предки. Это создает сильную социальную напряженность в среде коренного населения.

Следует учитывать, что число рыбопромысловых участков ограничено промысловыми возможностями водоемов. Даже если их закрепить за общинами, их может элементарно не хватить на всех. Возможна ситуация, когда ни объединения КМНС, ни их представители не смогут вести промысел лососевых в своих традиционных местах лова. Те рыбопромысловые участки, которые по итогам конкурса будут закреплены за объединениями КМНС, подлежат изъятию из общего доступа, что неизбежно приведет к ограничению права на вылов водных биологических ресурсов других представителей коренных малочисленных народов Севера. Это также питательная почва для конфликтов и столкновения интересов между разными общинами.

- Необходимо принять комплекс мер по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих рыболовство. КМНС должны иметь право вылова лососевых без предоставления рыбопромыслового участка, в заявительном порядке, — подчеркнул Сергей Абрамов.

Оленеводству нужен федеральный закон

Основой традиционного образа жизни коренных малочисленных народов является оленеводство. Его развитию как полноценной товарной отрасли экономики мешает несколько факторов. Это огромная удаленность территорий выпаса оленей от основных мест потребления и переработки продукции оленеводства, неразвитость дорожной сети, отсутствие квалифицированных специалистов и пастухов, неустроенность быта оленеводов на маршрутах кочевий и другие.

- Вызывает сожаление тот факт, что северное оленеводство как один из важнейших идентифицирующих признаков КМНС до сих пор не удостоилось специального регулирования отдельным законом на федеральном уровне, — делится мнением спикер колымского регпарламента. — К числу причин, по которым северное оленеводство на сегодняшний день переживает не лучшие времена, следует отнести и уровень его финансирования, который, например, в Магаданской области за счет средств федерального бюджета ничтожно низок: в 2016 году он составлял 288 рублей, а в 2017-м — 103 рубля на одного оленя.

Региональные бюджеты в пределах своих возможностей осуществляют финансовую поддержку оленеводства. Например, из бюджета Магаданской области на одного оленя выделяется более 2 тыс. рублей, однако без участия федерального бюджета и единой государственной политики обеспечить необходимый уровень развития оленеводческой отрасли невозможно.

Как считает Сергей Абрамов, решение проблем оленеводства возможно после разработки и принятия специального федерального закона «О северном оленеводстве», при этом следует существенно увеличить объемы субсидий из федерального бюджета на поддержку отрасли.

- Учитывая этносоциальную значимость вопросов, представляется исключительно важным подключиться к их решению членам Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» и со своей стороны еще раз обратить внимание федерального центра на острую потребность в совершенствовании федерального законодательства по решению проблем, возникающих при ведении традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера, — заключает спикер Магаданской областной Думы.

Изучив вопрос, члены парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» признали доводы Сергея Абрамова убедительными и включили его предложения в общее решение, которое далее будет направлено в Москву для учета при принятии решений органами государственной власти.


КСТАТИ

Парламентская ассоциация «Дальний Восток и Забайкалье» была создана в апреле 1995 года. В ее состав входят 11 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья. Председателем ассоциации в 2016 году избран глава Законодательной Думы Хабаровского края Сергей Луговской. Колыму представляет председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов.


СПРАВКА «МП»

Согласно Единому перечню коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ по состоянию на 2010 год в России проживают представители 40 таких народов. В Магаданской области их численность составляет более 6 тыс. человек — это эвены, коряки, юкагиры, чукчи и ряд других.

Автор: Саркис ТАРУТИН.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Оцените, пожалуйста, этот материал по 5-балльной шкале:

Выберите один вариант

Всего проголосовало 0 человек

26.10.2018 - 18.11.2018

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх